Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

13.07.2016 20:36 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 (3793) от 14.07.2016 г.

Не вошел в книгу памяти

Автор: Зинаида Каплина

Участник Великой Отечественной войны Тюменцев Алексей Кириллович не вошел в книгу «Мы этой памяти верны…», посвященной бойцам, ушедшим на фронт в 1941 году. Хочется написать о нем хотя бы несколько строк.

 В чем причина того, что не все участники войны из Ольхонского района вошли в эту книгу памяти, вышедшей в свет в юбилейный 70-й год Великой Победы? Может быть, нет данных о них в райвоенкомате или недоработка библиотечных работников, которым было поручена почётное и ответственное задание – собрать сведения обо всех участниках войны по Ольхонскому району. Видимо, то и другое. В том числе и нехватка времени – поджимали сроки. У некоторых участников войны нет дат рождения или смерти, что,  несомненно, обидно  для родственников воинов. Тем не менее, книга встречена с благодарностью.

            Алексей Киртллович Тюменцев приехал на о. Ольхон примерно в  32-33 годах. В Хужире работал в ММРЗ. В начале 40-х годов у него здесь была семья: жена – Тюменцева Ксения, малолетняяя дочь Галина, мать Ксении и её брат-подросток Иван. Жили они, как и большинство хужирцев, в бараке. Семья дружила с семьями Ивана и Анисьи Каплиных и с семьей Плотниковых – Иннокентия и Пелагеи. Малолетние дети играли все вместе.

            В сентябре 1941 года Алексей Тюменцев, Иван Каплин, Григорий Тюменцев (двоюродный брат Алексея) были призваны в Армию. Вначале они находились на призывном пункте в Мальте, откуда были направлены в разные стороны страны, туда, где шли бои. Наш отец, Иван Кириллович, вспоминал, что в Мальте  Алексей Тюменцев был назначен старшим. Здесь, как и везде, был сильный голод. Алексей, чтобы помочь другу, отправил его на кухню, чистить котлы. У отца чуть не получился заворот кишок.  Из Мальты Иван Каплин был направлен в Манчжурию, где служил до лета 1946 года, а Алексей – в Мурманск, служил в гвардейской дивизии.

            Во время войны Ксения Тюменцева, Анисья Каплина, Наталья Нохоева (Ненашва), Плотникова Поля и другие женщины работали в сетевязалке – с утра до поздней ночи. Отправляли их работать и на обработку рыбы, и долбить лёд в иорданях, и тянуть его верёвками в лабаз. Дети ходили в детсад, потом в школу.

            Летом 1946 года Алексей Тюменцев, Иван Каплин, Григорий Тюменцев  вместе вернулись в Хужир. К тому времени было известно, что муж Натальи – Григорий Нохоев – погиб на фронте. Жена Алексея Ксения с дочкой, матерью и братом уехали из Хужира. Иннокентий Плотников пропал без вести на фронте.

            Алексей и Григорий временно жили у нас. Алексей Кириллович позднее женился на Васьковой Груне. Помогал ей растить сына Геннадия. Через несколько лет они уехали в д. Выдрино. Несколько раз мне приходилось встречать Алексея Кирилловича в Хужире. Он говорил, что дочь Галина выучилась на медика, работает в Бугульдейке. После смерти жены Алексей Кириллович переехал в г. Иркутск.

            В 1996-м году я встретилась в Хужире с Ниной Дормидонтовой  Березовской. Она приехала тогда на похороны на похороны своей сестры Зинаиды Дормидонтовны. Разговорились с ней. Я узнала, Алексей Кириллович живет  в их семье, она заботится о нём. Её стараниями Алексея Кирилловича стали приглашать в школы города, на предприятия послушать его рассказы о войне. Я написала письмо Алексею Кирилловичу с просьбой побольше рассказать о нашем отце, Иване Кирилловиче Каплине. Мне  надо было восстановить память о нем, потому что оказалось, что в военкомате он, якобы, не встал на учет после возвращения с войны, и сведений о нем нет. Алексей Кириллович ответил мне, поблагодарил за подарок (я отправляла ему банку соленых груздей и бутылочку вина), написал, что военные пути их разошлись в Мальте. Григорий Тюменцев после войны работал продавцом не то в Сеси-Соснах, не то в Ташкае.

            И ещё я нашла в книге «Мы этой памяти верны…» фамилию Тюменцевой Евдокии Кирилловны (в отделе «Сахюрта»). Во время войны она была медсестрой в санитарном поезде. Может быть, это сестра Тюменцева А.К.?

            Хочется пожелать, чтобы имена бойцов, не вошедших в книгу памяти, были опубликованы в следующей серии книги.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

77