Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

05.04.2018 10:15 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 (3881) от 05.04.2018 г.

Байки Музейного История четвертая

Автор: Марианна Язева

Мы продолжаем публиковать истории об экспонатах Хужирского краеведческого музея им. Н.М.Ревякина, которые наговаривает на диктофон удивительное существо из породы домовых – Музейный. Расшифровки записей производит Марианна Язева.

… эх, и что сегодня за день такой? Сплошной урон и разоренье! Гвоздья нонче злючие: так и торчат, так и чепляют… Ить какая жилетка была – мечта, а не жилетка! Хоть в жилище, хоть на праздник, хоть работай, хоть пляши. И карманов целых три! Да ещё рваных столько же. А тут вырвался целый клок, ишо и на таком приметном месте, посередь спины, ага… (Музейный тяжело вздыхает, чем-то шуршит, потом снова начинает говорить) …жалко жилет-то, беда, как жалко… А и любую одёжу жалко. Даже которая не такая ладная да удобная.

Нонче-то, правду сказать, не так ценят одёжки: вона, в магазине-то, чего только на вешалах не висит! Всех цветов, да на любой фасон. Ранешнего порядка, когда переходили вещи от родителей к детям, уж не встретишь. Ишь, скажут, старьё немодное! Ветошь! В утиль его, ага! А уж коли дырка где-то образовалась – и вовсе, считай, тряпьё.

Хотя опять же, иной раз такое увидишь дырьё на коленках, что подумаешь: эх, бедняга, потрепала тебя жизнь-злодейка… ан глядь – при тех обтерханных штанах такой себе бравый гражданин обнаруживается, куды с добром! И вся-то прочая одёжа на нём самого дорогущего пошива. Как такое понять? Я, к примеру, нипочём такого в голову взять не могу, ага. Зачем дырявы штаны носить, когда новые можешь прикупить?..

(что-то ворчит себе под нос, шаркает по полу, потом долго молчит)

… Ивот же, есть у нас ишпонат-то, который как раз и просится в разговор, ага! Вот тут, висит себе скромненько. А и как не скромничать? Ни цвету у него яркого, ни фасону приметного. Да ещё и заплатки вон на локоточках… Коричневое платьишко да фартучек – школьная форма девчачья. Не такой уж старый ишпонат, легко помнит ещё и парту, и уроки с переменами.

Это сейчас, вон, можно ребятам ходить в школу по-своему: ну чистенько там, конечно, аккуратно. И всё же – как родители оденут. Где-то, может, и форма есть какая, но уже другого вида: то ли в клеточку, то ли цветная… Всё веселее, ага! Да и удобнее, я так понимаю. А в ранешнее время – что ты! Не моги правило нарушить: нравится тебе или нет, подходит ли этот самый фасон – разницы нет, надевай, чего шьют для всех. А платье-то шерстяное, походи-ка так в мае, например, когда уж солнышко пригревает вовсю! Или в сентябре, когда лето ещё нипочём не закончится!

И я вот ишо не понимаю про фартук. Для чего он? На кухне – понятное дело, он на себя все пятна собирает. Да и руки прям об себя можно запросто вытереть, если что. У меня, честно сказать, и то есть такой, я его против рыбы надеваю. Ну, в смысле, когда её чищу: вся-то у меня передовая часть в чешуе при этом занятии, так что и название моему фартуку – передник. А в школе на учёбе-то какой в нём резон? Только и заботы девчонкам, что лямки поправлять.

А тутошнее музейное школьное платьишко, оно ить сколь висит – столь и стесняется. Вот прям ёжится, можно сказать. Никак оно себя на показ не желает выставлять, неловко ему, бедному. Потому как старенькое, заношенное, с заплатками на локоточках. Каково девчонке было носить такое? И ведь что она тогда чувствовала, то одёжке и передалось, по сю пору не избыть, ага. А рукава уж как быстро истирались: сидит школьница – по правильности руки надо сложить перед собой, на парте. Пишет она в тетрадке – и снова локоть трётся. Беда! Вначале залоснится ткань, заблестит, а после и прохудится до слабых ниточек. Тут уж мама или бабушка и наведёт порядок: залатает. Потому как не напокупаешься платьев-то: и так растёт девица, кажин год у неё размер добавляется, а тут ещё и рукав раньше времени обветшал… Вот и чинили, на обновы не тратились.

(резко замолкает, словно прислушиваясь; хмыкает, невнятно бурчит себе под нос что-то типа «ну-да, ну-да»)

… А вот и вспоминает платьишко-то, мол, для фартуков своя мода была. Та самая его хозяйка, девчушка-то, сильно хотела лямки поширше! Ну, это дело я понимаю, широкая лямка – она и для рюкзака желательна, ага. Хотя, если подумать, фартуку-то зачем? Может, если полные карманы тяжёлым напихать? Пойми этих девчонок…

А ещё – вот этого я вовсе не пойму! – шибко ей желалось, чтобы сшит у неё фартук был из этого… как, бишь, его… ну такой, вроде как сетка мудрёная кружевная, только бессмысленная, не рыболовная. Но крепкая, не порвать. Узоры по ней всякие, для красоты, ага.Помню, была у нас одна домовица, так оченно уважала из этой сетки занавески: мол, ни одна муха в жильё не проберётся, да и комар вспотеет, пока протиснется… Как же название-то у ней?.. чтой-то на деньги похожее… как же оно… монеты?.. банкноты?.. купюры?.. О! Гипюра! Точно, так и есть: гипюра. Вот из этой самой гипюры и были самые модные фартуки, ага. Платьице-то всё помнит, что ты!

А к нему вот ведь ещё задача была: пришивать белые тряпочки – это вроде как подворотничок и манжетки. И вот кажную неделю, а то и чаще, стирали, гладили и на живую нитку пришивали, о как! Меня, допустим, заставь такое творить, я ж в чащобу махну, к лешему Жилдабылу, на самую буреломную работу, только увольте от такой заботы! А вот школьницам – куды ж тепать, бедняжкам? Вот и ковыряли иголками. Где сами, а где опять же и мамы да бабушки…

(снова замолкает, к чему-то прислушиваясь; хихикает)

… ох ты, ну уж и украшенье, куда с добром! Ишь, чего фартушок-то вспомянул! Рядила на него девчоночка-то сердечко, и ведь из чего! А? И не догадаться же нипочём: из тех самых скреп, какими бумагу цепляют! Ох ты ж, лепота – гипюра со скрепами, ага! Такое уж дело девчачье, всюду-то они какую-нибудь поблескушку прицепят али бронзулетку. Без этого им никак, уж я давно приметил.

Однако, надо бы какую-нить яркую безделушку присмотреть для одной моей… ну да это вовсе ни к чему сюда болтать… а вот жилетку она мне могла бы и зашить по такому случаю, ага…

(запись обрывается)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

336