Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

27.10.2015 09:21 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 23.10.2015 г.

Александр Мороев:

Первый заместитель мэра района Александр Мороев

Ольхонский район должен развиваться за счет туризма, фермерства и сферы услуг

24 августа первый замести­ тель мэра Ольхонского района Александр Моро­ ев вышел на новое место работы в администрацию. И хотя негласно че­ ловеку на большой должности не­ обходимо дать отработать сто дней, чтобы подводить итоги и делиться планами на будущее, мы решили это время сократить. Тем более что, не­ смотря на новую должность, Алек­ сандр Урбазаевич, что называется, местный. Именно в Еланцах он ро­ дился и окончил школу, всю жизнь в селе прожили его родители.


Уже после окончания иркутского «по­литеха» по распределению он попал на работу в Улан-Удэ на ТЭЦ-1, где за 14 лет поднялся до заместителя главного инже­ нера по эксплуатации. Затем было при­ глашение на работу в администрацию столицы Бурятии и несколько лет рабо­ ты первым заместителем главы админи­ страции самого крупного Октябрьского района Улан-Удэ.

- Конечно, в городском хозяйстве я про­ работал достаточно длительное время, — признается первый заместитель мэра. — Но последние несколько лет у меня было стой­ кое желание вернуться на родину. И поэто­ му, когда мэр Сергей Николаевич Копылов предложил мне эту должность, размыш­ ления были недолгие. Тем более что на тот момент должность была вакантна.

- Александр Урбазаевич, каковы пер­ вые ощущения после двух месяцев рабо­ ты в новой для себя должности?

- Хотя Ольхонский район небольшой, у него есть своя специфика, которая накла­ дывает определенные проблемы, и их необ­ ходимо решать, для того чтобы улучшить жизнь наших земляков. По всем параметрам наш район глубо­ ко дотационный. В целом мы зарабатыва­ ем только порядка 15% от своих потребно­ стей, и вряд ли в ближайшем будущем мы сможем зарабатывать столько, сколько тра­ тим. Это в принципе невозможно, потому что любой бюджет на 85% формируется за счет поступлений от промышленного про­ изводства. Но у нас промышленности нет и, на мой взгляд, не будет, потому что феде­ ральный закон «Об охране озера Байкал» фактически запретил нам заниматься лю­ бым промышленным видом деятельности. Районный бюджет в основном формирует­ ся за счет земельного налога и налога на иму­ щество. В дальнейшем появится налог на не­ движимость. Даже подоходный налог зани­ мает не очень большую долю в доходах бюд­ жета. Но вот как раз в этом направлении не­ обходима планомерная работа по созданию новых рабочих мест.

- В каких сферах?

- Ярко выраженная туристическая направ­ ленность района уже свершившийся факт, и она неизбежно должна вести к развитию крестьянско-фермерских хозяйств и сферы услуг. К примеру, если вспомнить советские времена, то в нашем районе только поголо­ вье овец насчитывало 65 тыс. голов. Сегодня — порядка 10 тыс. Примерно такая же ситуа­ ция, может, чуть лучше, с крупным рогатым скотом. Конечно, сегодня есть прекрасные примеры крепких фермерских хозяйств, ко­ торые получают субсидии от 10 млн рублей и более. Но, исходя из приведенной статисти­ ки, хотелось бы, чтобы сельское хозяйство развивалось динамичнее. Ведь кроме уве­ личения поголовья необходимо создавать убойные цеха и всю цепочку производства от поля до прилавка. Весьма перспективное направление — выращивание всевозможных овощей. У нас все для этого есть — и благодат­ ная земля, и прекрасная вода, и рынок сбыта, ведь турбазам надо поставлять качествен­ ную экологически чистую продукцию.

- Что мешает развитию фермерских хо­ зяйств?

- Если говорить о развитии сельского хо­ зяйства, то это прежде всего проблема выде­ ления земельных участков. Большая часть земельных угодий не принадлежит райо­ ну. Это земли национального парка, агент­ ства лесного хозяйства. Получить права на пользование такой землей очень сложно, и многие наши земляки уже столкнулись с тем, что при наличии желания трудиться на земле землю эту получить не могут. Сейчас при правительстве Иркутской области соз­ дана комиссия по земельным вопросам, и мы очень активно в ней работаем. Ведь зе­ мельный вопрос — это краеугольный ка­ мень в решении еще одной проблемы райо­ на — дорог. В марте текущего года вышло по­ становление правительства РФ об увеличе­ нии водоохраной зоны озера Байкал от 80 км до 100 км. Фактически весь район попал в водоохранную зону. Но дороги-то стро­ ить необходимо — с усовершенствованным покрытием по острову Ольхон обязательно, с грунтовым покрытием до Онгурен. Одна­ ко в северной части района все земли рас­ положены вдоль побережья Байкала и при­ надлежат нацпарку. Там просто-напросто даже выделить участок на «тело» дороги большая проблема, а есть места, где скалы подходят прямо к берегу. По закону доро­ га должна отстоять от уреза воды на 200 ме­ тров, а там скалы.

- Так постановил федеральный зако­ нодатель, и что в этом случае делать Оль- хонскому району?

- Я считаю, что надо решать вопросы на уровне области, выходить на Законо­ дательное собрание региона, чтобы они в свою очередь выходили с инициативами в Государственную думу. Конечно, это процесс не быстрый, но его необходи­ мо запускать. Ведь с отсутствием дорог в районе остро стоит вопрос о пассажир­ ских перевозках. Сейчас в реестре муни­ ципальных дорог у нас значатся 212 км межселенных дорог, то есть дорог меж­ ду поселениями, за которые обязан отве­ чать район. И мы подготовили письмо с просьбой передать эти дороги на баланс Иркутской области. В ближайшее время предстоит встреча губернатора Сергея Левченко с мэром района Сергеем Копы­ ловым, и на ней в том числе планируется озвучить «дорожную» тему.

- Александр Урбазаевич, фактически сегодня район, помимо туризма и сель­ ского хозяйства,должен делать ставку на развитие малого и среднего бизнеса.

- Да, промышленность для нас закрыта.

- Но разве на этом можно много за­ работать?

- Для себя и своей семьи — вполне. Во всем мире туризм прежде всего ведет к мощному развитию сферы услуг. Почему у нас должно быть по-другому? Парикма­ херские, сапожные мастерские, автомой­ ки, шиномонтажки — услуги во всех на­ правлениях, насколько хватит фантазии.

- Людям привычнее сетовать на отсут­ ствие работы, чем создавать эту работу самим себе.

- Вообще потребительское отношение имеет место быть не только в нашем Ольхонском районе, но и в целом по России. Одними уговорами здесь, конечно, не обойдешься, необходимо создавать усло­ вия для того, чтобы подтолкнуть людей к созданию своего дела. И надо сказать, что на сегодняшний день и районный бюд­ жет, и областной, и федеральный готовы к тому, чтобы помогать малому и средне­ му бизнесу. Пожалуйста, придумывайте проект, пишите бизнес-план, приходи­ те в администрацию, мы открыты, гото­ вы дать консультацию и выделить сред­ ства для старта вашего дела. Всем гла­ вам сельских поселений рекомендовано проводить разъяснительную работу сре­ ди населения по созданию бизнеса в сфе­ ре услуг. Если посмотреть, то у нас даже продовольствие все привозное — от хлеба до помидоров. Если освежить память, то наверняка многие вспомнят, как в Тыр- гане жила китайская семья и обеспечи­ вала все Еланцы овощами. Условно гово­ ря, сегодня никто не запрещает привезти такую же семью. Но неужели мы сами не справимся?

- Районные власти регулярно получа­ ют нарекания за мусор, которым так сла­ вится район. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Как первый заместитель мэра я воз­ главляю административную комиссию, на которой рассматриваем протоколы об административных правонарушениях в рамках Кодекса об административных правонарушениях в отношении физиче­ских и юридических лиц. На сегодняш­ ний день, на мой взгляд, работа налаже­ на очень слабо. И прежде всего это связа­ но с экологией, санитарной очисткой на­ ших поселков, дорог и так далее. Сейчас мы готовим специалистов, которые не наказывали бы людей за нарушения са­нитарного законодательства, а давали бы разъяснения нашим жителям, предпри­ятиям и учреждениям о необходимости заключения договоров на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Мы позици­ онируем себя как туристическая терри­ тория и должны производить благопри­ ятное впечатление на приезжающих. Что касается туристов, то тут не все так одно­ значно. Конечно, они сначала приезжа­ ют, восхищаются, а потом через интер­ нет пишут, что тут не убрано и там гряз­ но... Но ведь мусор привозит не мэр рай­ она и не губернатор в конкретную бухту и там оставляет. Так ведь? Многое зави­ сит от нашей культуры, в том числе это и туристов касается. Конечно, есть пробле­ мы. К примеру, в Шара-Тоготском муни­ципальном образовании поставили контейнеры для сбора мусора, а областной суд обязал их убрать, поскольку на побе­ режье не должно быть контейнеров для сбора мусора.

- То есть мусор надо отвозить за 80 км.

- Да,с собой нужно увозить все, ничего не оставляя. Мы сейчас разрабатываем уста­ новку пунктов временного складирования мусора, но на берегу в водоохранной зоне их не должно быть.
­

- Не кажется ли вам, что наше зако­ нодательство бывает порой несколько абсурдно?

- Вполне возможно, но я не берусь су­ дить от начала до конца. Для этого есть крупные специалисты. На сегодняшний день благодаря волонтерам, которые при­ езжают из городов, нашим неравнодуш­ ным жителям мы пытаемся после летнего курортного сезона приводить побережье в нормальное состояние. Но бесконечно так не может продолжаться — за счет эн­ тузиазма одних разгребать свалки, остав­ ленные другими.
Ольга АНДРЕЕВА


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

471