Меню
12+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

11.06.2015 09:26 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 11.06.2015 г.

Корни и традиции праздника

В ближайшие выходные Ольхонский район в очередной, пятый, раз встретит на своей гостеприимной земле этнокультурный фестиваль "Ёрдынские игры – 2015". С этого года фестиваль приобрел статус международного. В течение трех дней, с 12 по 14 июня, наш район посетят делегации из Иркутской области, Бурятии, Якутии, Кореи, Монголии и другие. Ёрдынские игры (Ёрдын наадан) – национальный праздник бурятского народа или, как еще называют фестиваль, олимпийские игры народов Центральной Азии.

Почему же именно гора Ехэ Ёрд ещё с древних времен становится центром национального праздника?

О ней существует множество старинных народных преданий. Однако летописных свидетельств о проведении этих игр не сохранилось, а в памяти старожилов стерлись многие детали и причины столь грандиозного праздника.

Согласно преданиям, для многих монгольских и тюркских родов и племен земля Прибайкалья явилась прародиной. Они кочевали по всей Азии, но на обряд возле горы Ёрд все старались собраться у Священного моря. Каждый род или племя везли в это место камень, чтобы укрепить связь народа с предками, чтобы помнили сыновья и дочери, откуда берут они свое начало. Камни складывались вместе, сживались, срастались в одно целое с родной землей. Самые сильные богатыри старались поднять как можно более тяжелый камень и занести на рождающуюся гору, чтобы приблизиться к небу, показать своим предкам, что род процветает и продолжается в веках, что потомки достойны своих прародителей. Говорят, так появилась гора Ёрд.                

Обряд у горы Ёрд приурочивался к важнейшему ежегодному священному тайлагану "Дэлхэй дайдын мургэл" – религиозно-культовому обряду с жертвоприношениями, молебствиями. Эхириты, булагаты, хоринцы и представители других племен и родов ежегодно устраивали паломничество в устье реки Анга, чтобы поклониться, помолиться и принести жертву духам – хозяевам священной горы Ёрд и скалы Айа. Помимо совершения обряда неотъемлемой его частью был праздник – Ёрдойн наадан – состязания, демонстрирующие силу и ловкость, хитрость и находчивость.

Популярность этого праздника была так велика, что на него съезжались гости из самых далеких уголков всего Прибайкалья и даже с восточного берега Байкала. Особенно много было молодежи, которая хороводила дни и ночи напролет. Лучшие богатыри – баторы – демонстрировали Небу и Земле лучшие качества своего народа. Единство тела и духа проявлялось в соревнованиях-испытаниях: борьбе, поднятии и метании камня, скачках и стрельбе из лука. Самого сильного, поднявшего самые тяжелые камни, называли "бухэ" – крепкий, мощный. Меткий стрелок из лука получал пожизенное прозвище "мэргэн" – не знающий промаха. Сказители-улигершины в хвалебных песнях “магтаал” воспевали особо отличившихся, слава о них расходилась по обе стороны Байкала, и герои игр оставались в памяти народной –в сложенных в их честь песнях.

Во время праздника вокруг священной горы устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, продолжавшийся шесть дней и ночей, в котором одновременно участвовало свыше 700 человек. Аналогов проведения столь больших хороводов вокруг природных объектов нигде больше в Прибайкалье, да и во всей Азии, неизвестно. Обязательное условие праздника – участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, смогли сомкнуть круг вокруг нее. Если круг не смыкался, игры считались неудачными, и приехавшие быстро разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. У подножия Ехэ Ёрд игры проводились вплоть до 17-18 веков.

Открыл для науки забытые местным населением Ёрдынские игры в 19 веке классик бурятского фольклора и шаманизма Матвей Николаевич Хангалов. В конце 20 века доктор исторических наук, профессор Дашинима Санжиевич Дугаров инициировал своими публикациями возрождение игр. Впервые после долгого перерыва в 2000 году по инициативе ольхонского шамана Валентина Хагдаева, администрации Ольхонского района и администрации Иркутской области в рамках федеральной программы "Национальное наследие" древние Ёрдынские игры были  возрождены. Свыше 2000 человек приняли участие в первом фестивале.

Приготовление к главному национальному празднику, по свидетельству Матвея Хангалова, начиналось за два месяца – буряты шили и покупали себе обновы, готовили рысаков, особенно старательно готовились борцы. Хангалов отмечает: "Этот праздник бывает раз в году весною, когда растает снег и наступит тепло, обыкновенно стараются подогнать время его назначения по времени открытия суглана в думе (сходка для совещания о внутренних делах ведомства)". Происхождение Ёрдынских игр также было, возможно, связано с праздником хатарха (игры зэгэтэ аба, имевшие распространение в 13-14 веках) во время облавной охоты, но в настоящее время большинство исследователей склоняются к версии, что Ёрдынские игры были традиционным весенним тайлаганом, так как для обрядовых действий перед облавной охотой такого длительного срока проведения ритуальных шестидневных танцев не требовалось. И никакая облавная охота не заставила бы везти своих дочерей за сотни километров из удаленных стойбищ для танцев вокруг горы Ёрд.

О проведении Ёрдынских игр в долине р. Анги найдено лишь несколько строк в полевом дневнике ученого Хангалова. Это удивляет исследователей, так как по своей масштабности и массовости эти игры значительно опережают традиционные весенние тайлаганы в других местностях, а никаких письменных свидетельств не сохранилось.
Хангалов в 1908 году записал со слов кудинских бурят: "В Яланцовском ведомстве есть две небольшие горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются Малая Ёрд (Бага Ёрд) и другая Большая Ёрд (Ехэ Ёрд). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время облавной охоты (зэгэтэ аба) вокруг Ехэ Ёрд устраивали национальный праздник хатарха. Окружность Ехэ Ёрд – около 700 обыкновенных шагов, следовательно, здесь принимали участие около семисот человек, а менее не могли, а больше – сколько угодно. Относительно устраивания национального танца хатарха вокруг этой горы есть много народных преданий… В Курумчинском ведомстве слышал, во время игры вокруг горы Ёрд хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей".

По сведениям, собранным Хангаловым, игры зэгэтэ аба имели место в Прибайкалье в далеком прошлом, приблизительно в эпоху "прежних бурят", то есть в 13-14 веках. Сведения о проведении игрищ сохранились у эхиритов, освоивших побережье Байкала в 18 веке.

Единого мнения среди ученых о происхождении этого праздника и его целях, а также почему именно гора Ёрд стала местом его проведения, до сих пор нет. Известно, что для больших шаманских праздников, по верованиям древних людей, рядом должна находиться большая вода, чтобы призывания верующих могли дойти до неба. Рядом с горой Ёрд находится Байкал, мимо горы протекает река Анга. Присутствие рядом реки также важно, так как считается, что проточная вода при совершении обрядов уносит все плохое. Большинство информаторов говорят о проведении "праздника обновления природы" в конце мая – начале июня, когда земля покрывалась первой зеленью. Достоверно установлено, что практика проведения игр в этом месте прекратилась с приходом на Байкал христианских миссионеров приблизительно в 18 веке и уже в начале 20 века отошла в область приданий.

Сохранилось устное придание о том, что богатый местный житель, дедушка Дали-баян, проживавший в устье Анги, своим овцам не знал счета. Перед играми этот богач устилал шкурками белых ягнят все склоны священной сопки Ёрд, и она становилась белоснежной, наподобие сверкающей мифической горы Сумеру. Белый цвет с древних времен считается священным среди бурят и монголов. Можно предположить, что устилание белыми шкурами вершины носило магический характер "очищения" и "освящения" сопки. Характерно, что во время праздника на вершину сопки поднимались только шаманы, больше никто не имел такого права.
Н. Алексеева.
Фото из  архива редакции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

67