Егор Егорович
Дорога петляет по берегу живо писной бурливой речушки Кур- тунки. Справа — горы, перелески, сенокосные угодья. Въезжаем в Кур- тун. Одна улица, по обе стороны дома. Многие дома еще добротные, рубленые «в лапу», из лиственницы. Заходим в магазин. За прилавком — высокий, ху дощавый, с пронзительно голубыми глазами мужчина. Внешне русский, а говорит по-бурятски. Это была моя пер вая встреча с Егором Егоровичем Тыхе- евым, человеком большого, щедрого, бескорыстного сердца, целителем и предсказателем.
ЕГОР И ПРАСКОВЬЯ
Позже мы познакомились с его женой, детьми, внуками, стали частыми гостями в их доме. Никогда не забудется их ста ренькая, в одну комнату, зимовейка, само вар, угли в котором раздувает Егор Его рович, тетя Пана, снующая из зимовейки в сени и обратно с караваем духмяного, испеченного ее добрыми руками хлеба, с чашкой густой сметаны и творога. И чай в больших кружках, щедро заваренный и забеленный молоком. Сколько доброты, искреннего радушия было в этой про стой, скромной русской женщине. Не всех привечала тетя Пана: ложь, фальшь, лице мерие она распознавала каким-то шестым чувством и старалась оградить Егора Егоровича от таких людей. А он был по- детски доверчив, чист душой, несмотря на всю его прозорливость. Встретились Егор Тыхеев и Прасковья Гусева в Сарме, он работал на молокоза воде, она рыбачила в рыболовецкой бри гаде. Там у них родился и умер первенец, второго они потеряли во время пожара в местности Топило, куда они переехали в 1953 году из Сармы. Егор Егорович мало рассказывал о своем детстве и юности. Слишком тяжелы были воспоминания. Родился Егор Егорович 10 января 1927 года в деревне Бирюлька Качугского района. Матерью была дочка хозяина постоялого двора, и он десятимесяч ным был отдан бездетной онгуренской семье Егора Тыхеева. А в 13 лет остался круглым сиротой: отца репрессировали, мать умерла. Егор уходит в Сарму. Там его приюти ли родители Тыхеева Алексея Андрее вича. Навсегда остался благодарен Егор Егорович председателю колхоза Егорову Матвею Борисовичу, который пристро ил подростка на молокозавод. На прось бу Егора отпустить к рыбакам, уговорил его остаться, говоря, что «здесь будешь в тепле и сыт». Помог ему приодеться и постоянно заботился о нем. Закадычны ми друзьями юности он называл Ивана Афонькина и Алексея Дамбуева, работал и был дружен с будущим Героем Социа листического Труда Марией Тадвашки- ной, которая, гостя однажды у них в Кур- туне, показывая на свою Звезду, сказала: «Это, Егор, твоя звезда!» Работая в тор говле, подружился с Поповым Ефимом Андреевичем и Никитиным Николаем Иосифовичем. Вместе с ними ездил в Мо скву на ВДНХ. Помню в 2002 или 2003 году к нему в Куртун (тети Паны уже не было) приехали его близкие родственники. Рассказывали, что узнали о Егоре Егоровиче совсем не давно, что в их роду была бабка-ведунья, которая в годы Великой Отечественной войны, провожая на фронт односельчан, предсказывала их судьбу, и все ее пред сказания сбылись. Еще она лечила людей. Говорили, что ее дар никто не взял, оказа лось, передался Егору Егоровичу. Прожили тетя Пана и Егор Егорович в Куртуне 41 год. Родилось у них еще двое сыновей, Андрей и Анатолий, к со жалению, жизнь их оказалась коротка. Почему-то такие люди — ведуны, предска затели, врачеватели, помогая всем страж дущим, не могут помочь себе и своим родным. У Андрея, он очень был похож на отца, не было детей, у Анатолия оста лось семеро, сегодня в живых пятеро. У старшей дочери Вали двое детей: Кол тунов Олег Анатольевич и Горюнова (Колтунова) Оксана Анатольевна и четверо внуков: у Олега два сына, один носит имя прадеда, у Оксаны две дочки. Сейчас в Куртуне, в большом доме, живет внук Олег с семьей, а Оксана живет в Бугульдейке и работает в сельской администрации.
«В ТЕХ МЕСТАХ ЖИВЕТ ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК...»
Передо мной выдержки из статьи корреспондента «СМ Номер один» от 24 января 2008 года за №3 Юлии Улыбиной, написанной по рассказам ир кутского врача Владлены Сергиенко. Улыбина пишет: «...И если до встречи с Егором Егоровичем Тыхеевым Владлена, как врач, твердо стояла на пози ции официальной медицины, после по няла, что есть что-то еще и объяснить это невозможно». Еще она пишет: «Одна иркутянка, путешествуя по Индии, раз говорилась с местным гуру, и он сказал ей, что в их местах, откуда она родом, живет великий святой человек. Гуру не был в Сибири, но с точностью до мело чей описал путь в Ольхонский район, деревушку Куртун и человека, которо го он назвал святым.». И продолжает рассказ: «При той беседе присутство вала еще женщина из Канады. Ради встречи со святым она пустилась в дале кое путешествие, нашла Егора Егорови ча и поразилась той бедности, в которой он жил». Откуда же ему было жить богато, если денег за лечение он никогда не брал. Егор Егорович был настоящий белый шаман и большой доброты человек. Поймут ли, осознают ли это его внуки и правнуки? А не верившая ни во что, кроме официальной медицины, врач Сергиенко станет его другом и назва ной внучкой. Сидим с Володей Астунаевым, вспо минаем Егора Егоровича, тетю Пану, делимся воспоминаниями. Володя от носился к Егору Егоровичу как к отцу, и когда он погиб, Владимир Валерье вич исполнил все так, как он завещал: вместе с земляками предал огню возле реки Сарма, где прошли его отроческие и юношеские годы, где он встретил свою суженую, где начинался его трудовой путь. Спустя год-два на деньги, собран ные благодарными земляками, постави ли сэргээ на повороте к Куртуну, теперь это священное место — «барясаа», где люди могу поклониться памяти Егора Егоровича, произнести слова благодар ности. Тяжело, трудно живется при жизни таким людям, как Егор Егорович. Он говорил, что судьбы многих людей видит во сне, что очень тяжело приходится, когда видишь, что человека ждет беда, и не можешь ему помочь. Но больше было тех, кого он спасал. Часто он просил пе редать человеку, которому грозит беда, приехать к нему или привезти его из Куртуна к себе домой. Те, кто сразу при слушивался к нему, живут до сих пор, здоровы и счастливы. Многим продлил жизнь Егор Егорович. Бездетным, от чаявшимся семейным парам подарил детей, многих вылечил от болезней, от многих отвел беду.
«НЕ БЕСПОКОЙСЯ, ОБДИ...»
Однажды тяжело заболела моя млад шая сестренка. Прочитав ее историю болезни, врачи пообещали только год жизни. Я помчалась в Куртун к Егору Егоровичу. Он сказал мне: «Не беспо койся, Обди (почему-то он так звал меня всегда), обещаю, что восемь лет она точ но будет жить, а там посмотрим». Восемь лет давно прошли, сестра жи вет, растит внуков, верю, что доживет и до правнуков. По прошествии восьми лет я собиралась вместе с ней съездить к Егору Егоровичу, но его к тому времени уже не было с нами. Раз я возила к нему одну нашу больную родственницу (у нее была тяжелая черепно-мозговая трав ма). Он предсказал ей долгую и счастли вую старость, так и случилось: она ушла из жизни на 75 году в окружении детей, внуков и правнуков. Он всегда точно знал, кто, откуда и зачем к нему едет, и старался помочь каждому. Поражало его умение видеть человека насквозь, сколько раз я, не разумная, часто еще с ним спорила: «не верю, не может быть», а спустя время, которое он называл, убеждалась еще раз в его правоте и прозорливости. Я никогда не слышала, как он молится, но если Егор Егорович говорил, «езжай, я буду молиться», я знала: все будет хоро шо. Как сейчас не хватает его нам, всем живущим, знавшим его, не хватает его отцовской, дедовской доброты, его же лания помочь, спасти, осиротели без него ольхонцы..... И не смогли сберечь такого Человека!
Весной Владимир Валерьевич органи зовал нам с Зинаидой Петровной поезд ку в Куртун — нужно было побеседовать со старожилами деревни в преддверии 70-летия Победы. На повороте к Куртуну, у подножия небольшой горки — «барясаа». Все проезжающие мимо останавливаются здесь, чтобы отдать дань уважения и бла годарной памяти Великому белому шама ну и большой доброты Человеку — Егору Егоровичу Тыхееву. Останавливаемся и мы. Молча, поклонившись дорогому нам человеку, спешим в Куртун, к ставшей за многие нам годы родной зимовейке. Вот и подворье, кажется, сейчас выйдет Егор Егорович, а за ним тетя Пана. Но на нас одиноко и грустно смотрит подслепова тыми окошками зимовейка. Внутри холод и запустение. Сжимается от боли сердце. Множество народа переступало этот по рог. Сколько людских бед, слез, печалей, надежд и радостей вмещали эти старень кие стены. Если б они могли говорить, сколько удивительных историй услыша ли бы мы, сколько поведали бы они нам о чудодейственной, исцеляющей силе Егора Егоровича...
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
Теперь спешим к его землякам. Зим ний день короток, поэтому побывали только в трех домах, у «низовских»! Что было приятно увидеть — чистота, акку ратность, порядок не только в домах, но в подворьях. Заходим к Екатерине Ивановне Ивано вой. Невысокого росточка, худенькая, подвижная, быстрая в речах и движе нии. Всю жизнь прожила в Куртуне (1937 года рождения), самые лучшие ее воспоминания — о юности, о дружной работе в колхозе, о том, как вместе с «Паной и Егором коров доили»: и, улы баясь, добавляет: «Егор называл меня подружкой, и выпивали бывало вместе и пели. Напоемся от души, Егор много частушек знал». В следующем доме нас встречает Раи са Ивановна Вокина и ее младший сын Сергей. В доме тепло, уютно, ни пылин ки. На подворье — строгий хозяйский порядок — поленницы дров, аккуратно подметенные, убранные от снега дорож ки, небольшая сеноуборочная техника. Все хозяйство на Сергее, семья в городе, «кому-то надо за матерью смотреть» — го ворит он. А маме 15 июня исполняется 90 лет. Годы и труд, да и печали (похоронила двух сынов) согнули спину, но красота внутренняя и внешняя остались: чистый высокий лоб, выразительные глаза, в них доброта и ласка. А в зале, как и во многих деревенских домах — в переднем углу образа, а на стене под стеклом — семей ные фотографии. И в ее воспоминаниях о работе в колхозе им. Молотова, позже в совхозе «Куретский» — ностальгия по ушедшим временам. Раиса Ивановна рассказывает, как она доила вручную коров, также работали в м.Топилы боль шинство женщин деревни, и вместе с ними трудились супруги Тыхеевы. «Работали вместе и праздники вместе встречали, ходили из дома в дом, песни пели, плясали. Дружно жили, уважали друг друга. Когда организовался совхоз «Куретский» к нам на откорм пригоня ли до тысячи голов скота, — рассказыва ет Раиса Ивановна. Егор хороший был человек, простой, добрый. Сирота он был, сиротой рос. Мы с мужем уважа ли его и Пану, оба работяги были. Когда гуляли и они с нами были. В последние особенно годы к нему ехали отовсюду за помощью, с Иркутска, с Улан-Удэ и еще откуда-то издалека. Господь ему велел помогать людям, он и помогал. Он был такой добрый человек, ни с кого денег не брал, никакого богатства не нажил». Следующая наша встреча с Иваном Яковлевичем Карнапольцевым. Егерь заказника с тридцатилетним стажем, подвижен, энергичен, не дашь ему 80 лет. Наверное, и сейчас в лесу за ним не угнаться — мелькает мысль. Иван Яковлевич помнит Егора Егоровича и Прасковью Васильевну еще совсем мо лодыми по Сарме, так как с 1946 года по 1948-й рыбачил там, а в 1951 году ушел в армию. «Пана и Егор поженились в Сар ме, после переехали в Топилы, потом в Куртун. Общались мало, я в лесу, он в магазине. Его предсказаниям не верил, пока не случилась беда. Мог он помочь или нет, не знаю», — горестно качает го ловой Иван Яковлевич. «Пана была из большой семьи, много детей было, — вступает в разговор жена Мария Гавриловна. — Работала, как и я, дояркой. Только я в Курети, пока не вы шла замуж и не переехала в Куртун, а она всю жизнь в Куртуне. Доили вручную, я по 12 коров доила. Егор, когда работал дояром, ни лечением, ни предсказывани ем не занимался, это позже в в Куртуне начал народ к нему ездить. Бабки, конеч но, лечили, наша мама Евдокия Сергеев на лечила детей, особенно от испуга, а мы от нее ничего не взяли, может, потому, что особенно не верили, хотя и видели, как детишки поправлялись». Мы молча киваем, а я вспоминаю, как мои еланцынские бабули лечили детей и «заговаривали» грыжу. Тянется нить воспоминаний. Наши собеседники, все как один, лучшей порой своей жизни считают жизнь и работу в колхозе, а затем в совхозе «Куретский». Говорят о дружбе, о том, как с песнями ездили на сенокос, как вечерами, вернувшись по сле дойки, управившись с домашними делами, спешили «на полянку». Вспо минают войну, как трудились день и ночь, помогая фронту, как встречали вернувшихся с Победой, но таких было мало, многие семьи не дождались своих кормильцев. Рассказывают куртунцы, что на днях приезжали из Бугульдейки, фотографировали, просили старые фото, обещали вернуть, говорили, что все это будет в музее. Мы заверили их, что память о куртунцах будет всегда жива. Уезжали мы с благодарностью за добрую память о Егоре Егоровиче и Прасковье Васильевне, с чувством гру сти и гордости за куртунцев — великих тружеников. И просьба ко всем ольхонцам: никог да не забывайте дорогую многим семью Егора Егоровича и, если встретите его потомков, постарайтесь помочь чем сможете, как это делал всегда незабвен ной памяти Егор Егорович Тыхеев.
Октябрина ИМЕЕВА Апрель 2015 года
Он говорил, что судьбы многих людей видит во сне, что очень тяжело приходится, когда видишь, что человека ждет беда, и не можешь ему помочь. Но больше было тех, кого он спасал. Часто он просил передать человеку, которому грозит беда, приехать к нему или привезти его из Куртуна к себе домой. Те, кто сразу прислушивался к нему, живут до сих пор, здоровы и счастливы.
...На нас одиноко и грустно смотрит подслеповатыми окошками зимовейка. Внутри холод и запустение. Сжимается от боли сердце. Множество народа переступало этот порог. Сколько людских бед, слез, печалей, надежд и радостей вмещали эти старенькие стены. Если б они могли говорить, сколько удивительных историй услышали бы мы, сколько поведали бы они нам о чудодейственной, исцеляющей силе Егора Егоровича.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.