Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

11.02.2016 10:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 11.02.2016 г.

Праздник Белого месяца

На Ольхонской земле встретили Новый год по восточному календарю

Праздник Белого месяца — Сагаалган — является глав­ ным праздником у бурят. Встреча Нового года начинается не в полночь, а рано утром. Все ждут этого торжества, наводят чистоту и порядок в доме и гото­ вят традиционные кушанья, что­ бы вдоволь угостить ими родных и друзей. Обязательно для празд­ ничного застолья приготавлива­ ются белые продукты из молока, так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание.
«БУТУУ УДЭР» — СУТКИ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ
В предновогодние дни все желающие могли прийти в еланцынский дом куль­ туры, чтобы помолиться. В малом зале был оборудован настоящий дацан, а молебен проводили ламы ольхонской буддийской общины «Обитель уче­ ния счастья полной радости» во главе с председателем общины Ширап Ва- гул Ламой. Здесь можно было увидеть и главную реликвию будущего дацана — Танку, которую исполнил художник Игорь Югай, выпускник Иркутского художественного училища и Красно­ ярского художественного института. В прошлом году к нему обратился пред­ седатель ольхонской буддийской об­ щины с просьбой нарисовать Танку — храмовую реликвию будущего дацана. Она как бы рассказывает об истоках за­ рождения ольхонского дацана. Это не просто картина, она имеет очень глубо­ кий сакральный смысл. Она уже сама несет в себе положительный заряд. Вот что рассказал нашему корреспон­ денту Гомбо Лама: — Впервые в Ольхонском районе мы провели 7 февраля молебен — риту­ альный обряд «Костер». За два дня до этого провели хуралы, посвященные хранителям нашей веры. Всего суще­ ствует 10 хранителей учения Будды, среди них есть и покровители Ольхона. Сегодня, в последний день уходящего года, мы проводим ритуал, который называется «Бутуу удэр». В букваль­ ном переводе это означает «закрытый, глухой или тёмный день». По лунному календарю это завершающий день по­ следнего зимнего месяца. Он символи­ зирует старый год, уходящий во «тьму» времени. В этот день нельзя ничего делать, а необходимую уборку нужно производить до этого дня. В последний день года можно посетить дацан, если есть такая возможность, святые места, помолиться. Сагаалган в этом году начинается 9 февраля с восходом солнца. Мы молим­ ся за то, чтобы люди прожили новый год достойно, не совершали глупых по­ ступков, были благодетельными, помо­ гали обездоленным, нищим. Со второго дня нового года, в течение 15 празднич­ ных дней, в дацанах проводятся хура­ лы, посвященные основателям наших традиций. До обеда можно помолиться за живых, а с обеда — за усопших, чтобы они смогли приобрести благое пере­ рождение. В эти дни дарятся подарки, начиная со старшего поколения — бабу­ шек и дедушек. Мы же в эти дни про­ водим ритуал, посвященный семейно­ му счастью и благополучию. Молебен проходит в честь богини Шри-Дэви (Балдэн Лхамо), которая считается по­ кровительницей столицы Тибета Лха­ сы. Считается, что в день Нового года она три раза объезжает Землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в но­ вом году. Впервые такой ритуал ровно сто лет назад, в феврале 1916 года, провел Аг- ван Доржиев — истинный буддист и меценат. Он молился за то, чтобы на земле не было катастроф, наводнений, пожаров, чтобы люди жили уверен­ но, достойно, мудро. При свой жизни Агван Доржиев построил 15 дацанов. Ему принадлежала идея создания в Санкт-Петербурге буддийского даца­ на. Эта идея обуславливалась стремле­ нием к сохранению этнокультурной и религиозной идентичности калмыков и бурят, проживавших в этом городе на Неве. Напомним нашим читателям, что буряты и калмыки вошли в состав народов Российской империи соответ­ ственно в 17-м и 18-м веках. Таким об­ разом, если учитывать историческую ретроспективу, то буддизм в России существует очень давно, в отличие от многих западных стран.
САГААННАРААР! САГААЛГАНААР!
Праздник встречи Нового года по лунно­ му календарю в районном центре прохо­ дил на площадке возле еланцынского дома культуры 9 февраля. Несмотря на холод­ ную и ветреную погоду, народ собрался. Встретить Сагаалган пришли и пожилые люди, и молодежь, и дети. Последние, гля­ дя на взрослых, так же складывали перед собой ладони во время обряда очищения и встречи Нового года, который проводил потомственный шаман Валентин Хагдаев. Организовали праздник работники еланцынского дома культуры, а обряд про­ водов старого и встречи Нового года про­ вел коллектив народного ансамбля «Анга». — Мы тщательно готовились к этому мероприятию, — говорит руководитель народного коллектива Вера Щеботкина. — Мы постарались провести праздник встречи Нового года по лунному календа­ рю так, как это делали наши предки много лет назад: приготовили благопожелания, песни, белую пищу, сварили мясо. Считаю, что хорошо справились с поставленной задачей. Это можно было видеть по реак­ ции людей, собравшихся на праздник. Валентин Хагдаев уже не первый год проводит такой обряд. — Сагаалган — главный наш праздник, который мы всегда ждем, к которому го­товимся, — говорит Валентин Владимиро­ вич. — Каждый раз, проводя этот ритуал, волнуюсь и, конечно же, готовлюсь. Мы не должны забывать традиции наших пред­ ков, задача старшего поколения — пере­ давать их из поколения в поколение. Ведь только зная прошлое, можно уверенно смотреть в будущее. После обряда очищения и молебна все дружно встали в единый круг для испол­ нения Ёхора вокруг костра. Ёхорные пес­ ни звучали в исполнении Евгении Дадоно- вой и Игоря Житова, одетых в бурятские народные костюмы.
- Приятно, что в нашем районе возрож­ даются народные традиции, — делится впечатлениями о празднике Антонина Ор- бодоева, заведующая ангинским сельским клубом, участница народного коллектива «Анга». — И это правильно. Молодые люди должны знать традиции и обычаи своего народа, и тем более отрадно, что это про­ исходит у нас, на ольхонской земле. Многие участники праздника сразу от­ правились в КДЦ «Ольхон», чтобы там продолжить встречать Новый год. В зри­ тельном зале не было свободных мест. Здесь также было много детей, которых привели с собой родители, бабушки и дедушки. В зал то и дело заносили новые сиденья: желаю­ щих посмотреть концерт было много. Надо отметить, что в большом празд­ ничном концерте участвовали не только творческие коллективы КДЦ «Ольхон», но и юные певцы и музыканты районной му­ зыкальной школы. — Праздник Белого месяца пришел на нашу благодатную гостеприимную Оль- хонскую землю, — поприветствовали зрителей ведущие концерта, — наступил Новый год по восточному календарю, праздник надежды и ожиданий. Пусть сбу­ дутся все ваши пожелания, чтобы в ваших домах всегда был достаток, царили мир и спокойствие! Счастья вам и здоровья! От имени администрации и от себя лич­ но собравшихся в зале тепло и сердечно поздравил Александр Мороев, исполняю­ щий обязанности мэра района. — В нашей стране сегодня созданы рав­ ные условия для всех религиозных кон­ фессий, — сказал Александр Урбазаевич. — Белый месяц олицетворяется с очище­ нием человека, природы. Наш район всег­ да славился гостеприимством, высокой толерантностью. Мы должны сохранить обычаи наших предков для будущих по­ колений, знать историю своего народа. После концерта зрители смогли не толь­ ко посмотреть, но и сами поучаствовать в интересных конкурсах — поедании поз и ломании Ьеир.
Владимир МОЛЧАНОВ


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114