Бугульдейка: без развития туризма и сельского хозяйства у муниципалитета нет будущего
Бугульдейка – старинный посёлок на берегу Байкала. Сюда все чаще приезжают туристы. И именно на развитие туризма надеются местные жители. А в деревне Куртун с ее плодородными почвами можно поднять на ноги сельское хозяйство. Но как туристическим, так и сельскохозяйственным планам мешают бюрократические препоны. Об этом мы поговорили с главой администрации Бугульдейского МО Александром Анисимовым.
- Александр Валерьевич, деревянный мост через Бугульдейку аварийный. Есть ли планы его ремонтировать?
- По данному мосту, который не ремонтировался больше 20 лет, мы проводим большую работу. Хотели попасть в областную программу. Предварительно подготовили все документы, прошли экспертизу достоверности сметной документации, подали заявку в минстрой. Увы, нам отказали, сославшись на то, что областная программа рассчитана на дороги местного значения второго уровня, то есть района, а не первого – поселенческого.
Вообще, из дорожного фонда выделяются субсидии в виде акциз из областного бюджета. В год по Бугульдейскому муниципальному образованию получается около 400 тысяч рублей. На эти деньги мы не можем даже заказать проектно – сметную документацию.
Собственные средства в муниципалитете минимальные. Это налог на имущество и НДФЛ. До первого марта 2015 года какая-то доходная часть с района нам приходила от продажи и аренды земель, сейчас этого нет. Земельные вопросы передали нам, а доходы забрали. Таков закон.
- Вы упомянули про источники дохода местного бюджета. Кто в основном пополняет налоговую базу муниципалитета?
— Предприятий у нас практически никаких нет. Раньше здесь работал крупный леспромхоз. Сейчас налоги платят ИП. Один предприниматель держит в аренде имущество и вносит арендную плату. Основную налоговую базу дают образование лесхоз, нацпарк.
- Давно ли ремонтировались в Бугульдейке школа и детский сад?
- В детском саду в 2013 году по программе «Народные инициативы» проводился ремонт. После этого там была открыта вторая группа. В дошкольном учреждении сейчас 50 детей. Очереди в детсад нет.
В том же году в школе отремонтировали спортзал. Наша школа была введена в эксплуатацию в 1970 году, и ни одного капремонта с тех пор там не было. Поэтому нужно сделать большой объем работ от кровли, где шифер мхом покрылся, до полов. Сейчас по линии министерства образования Бугульдейская средняя школа включена в программу по проведению капитального ремонта. До 2017 года район должен составить проектно-сметную документацию, пройти экспертизы и представить в область. По предварительным данным только на замену кровли требуется около двух с половиной миллионов рублей.
- А каково состояние клуба в Бугульдейке?
— Клуб был включен в программу «100 модельных домов культуры Приангарья». Третий год будем работать по ней. В прошлом году мы заменили обшивку на здании, до этого сменили кровлю. Мы вкладывали в проект и свои средства для того, чтобы попасть в программу. На сегодняшний день приобретены сценическое оборудование, одежда сцены, свет, кресла. В помещении сделано отопление. Теперь у нас в клубе тепло, светло и уютно. В этом году там появится новое музыкальное оборудование. На эти цели программа предусматривает 950 тысяч рублей, включая 240 тысяч рублей нашего софинансирования.
Также по программе «Народные инициативы» проводился ремонт в библиотеке, были установлены пластиковые окна. Библиотека в Бугульдейке работает хорошо. Народ туда идет.
— Хорошее подспорье оказывала муниципалитетам программа «Народные инициативы». Что планируется сделать по ней в этом году?
— Сумма маленькая. Но в планах сделать уличное освещение. Речь идет о части улицы Ленина, Гагарина, Комарова, переулках Советском и Нагорном. В следующем году будем продолжать работу по освещению.
- Поговорим об экономическом потенциале вашего муниципалитета. Раньше, насколько, мне известно, здесь были процветающие предприятия.
- В советское время, еще до образования леспромхоза, здесь был колхоз «Ударная Бугульдейка». Развивалось в нем скотоводство, но основной упор делали на рыболовство на Байкале. Весной бригады уходили вплоть до Нижнего Ангарска. На берегу в Бугульдейке был свой лабаз. Туда сдавали рыбу, велся учет. В 1959 году был создан Бугульдейский леспромхоз, а до этого действовала Ангарская сплавная контора. Колхоз закрылся. Поселок перешел на лесную промышленность, и все годы пока шла лесозаготовка, жил очень хорошо.
В 1970 году началась разработка мраморного карьера. Там начали неправильное вскрытие грунта и немного подпортили верхние слои. Работа была приостановлена. В начале 2000-х годов на базе Слюдянского мраморного карьера открывали здесь филиал. Что-то не получилось. По закону в Центральной экологической зоне Байкала производства быть не должно. А ведь бугульдейский белый мрамор — самый чистый. Залежи огромны. Мэр Ольхонского района Сергей Копылов занимался этим вопросом. Люди, заинтересованные в добыче мрамора есть. Можно было организовать цех по перереботке. Но ЦЭЗ не дает этого делать.
- В такой ситуации у всех поселков на берегу Байкала, включая Бугульдейку, немного вариантов для выживания и развития. Это сельское хозяйство и туризм.
- В наш муниципалитет входят три населенных пункта – Бугульдейка и две деревни – Куяда и Куртун. В Куртуне благоприятные условия для скотоводства, есть сенокосные угодья, плодородные почвы. В советские годы там было большое хозяйство. Выращивали картофель, капусту – кормили весь район. Не так давно в Куртуне стали работать три фермера. Есть надежды на развитие сельского хозяйства на этой территории.
В Бугульдейке зарегистрировано много КФХ. Но перспективы сельского хозяйства здесь под вопросом, нет своей кормовой базы для скота. Завозить откуда-то корма накладно. Личные подсобные хозяйства у людей есть. Однако поголовье скота с каждым годом падает. Старики уходят. Молодые не хотят держать скот. Плюс – сложные климатические условия. Три года подряд у нас засуха. Зимой наши жители были вынуждены тратить по 60 – 70 тысяч рублей на закупку сена. Поэтому в Бугульдейке интереснее развивать сельский туризм.
Ближе к берегу Байкала в Бугульдейке есть старая деревня – Улус. Сейчас там люди начали восстанавливать свои полуразрушенные старинные дома. Можно было бы им объединиться и развивать сельский туризм. Туристы, которые все чаще приезжают в Бугульдейку, могли бы там у одного хозяина корову попробовать подоить, у другого – сено накосить – там есть небольшие сенокосные угодья. Зимой можно учить гостей каким-нибудь ремеслам – прядению или работе с деревом. А местным жителям это даст заработок.
- Что нужно, чтобы ваши задумки превратились в конкретный работающий проект?
- Сейчас нам ставит препятствия Центр культурного наследия. В старой деревне практически каждый дом является памятником. Хозяева, которые хотят восстановить дом, просят помощи потому, что требования им предъявляют серьезные. Охранный лист выносят, чтобы восстановление было в прежнем виде. А на это нужны средства.
- Сейчас у того же Общероссийского народного фронта к этой службе возникают серьезные вопросы. Памятники культуры разрушаются по факту, а люди, которые решают их спасти, проходят круги бюрократического ада.
- Приведу такой пример. В деревне Куртун наши фермеры начали оформлять сенокосные угодья, пашни. В советское время их 70 лет пахали и косили. А сегодня центр культурного наследия требует шурфования этих земель, чтобы доказать, что там нет археологических памятников. В итоге выходит сумма около 100 тысяч рублей. Они мотивируют тем, что это федеральный закон. Все земельные участки должны проходить археологическое обследование. Все это у человека на корню отбивает желание проявлять инициативу. Деревенский парень — работяга, а его заваливают бумагами. Он посмотрит на них, бросит все и продолжает жить своим личным подсобным хозяйством. В программы по поддержке начинающих фермеров тоже практически невозможно попасть. Там по условиям в собственности или в аренде должно быть не менее 50 гектаров земли. У нас таких площадей земель нет. Здесь горы, рядом лесхоз, нацпарк, Байкал. Мы живем не в степи, где много земли. Видимо, нужно менять что-то в программе поддержки фермеров, чтобы учитывалась специфика отдельных территорий.
- Да. Проблем много. А что все-таки будет с мостом через Бугульдейку?
— У нас на том берегу живут люди и мост действительно аварийный. Поэтому, несмотря на трудности, до конца года мы решили изыскать-таки средства на реконструкцию моста. По смете на это потребуется около 900 тысяч рублей. Надеемся, все получится.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.