Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

16.11.2017 15:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44-45 (3861-3862) от 16.11.2017 г.

В поисках истоков моего народа

Автор: Г. Хамарханова

Цивилизованного человека должны серьёзно волновать вопросы, какого рода-племени его семья и как глубоки, сильны, крепки корни его народа!

Как-то на встрече с бурятской молодёжью Жириновский в своей привычной манере оборвал молодого человека, указав на незнание истоков бурятского народа, незнание значения слово бурят.

Мы, сейчас и в будущем, не знающие историю, культуру, язык своего народа, примитивно неинтересны собеседникам и другим народам. Не говоря о самом главном — потере народа.

Поэт Шиханов называет 4 корня племени, рода, семьи: родная земля, родной язык, родная культура, родная история! Подрубите эти корни — иссякнут источники жизни!

И если бурятский язык был и есть где-то в курсе общеобразовательной школы, то истории бурятского народа в помине нет. История исключительно объёмное понятие: история семьи, история села, история одного человека. История каждого дня и история тысячелетий.

Или танцуем, поём, рассказываем легенды. Но разве можно ограничиваться только этим. Культура такое же значимое слово, как и история. Это вся наша неделимая жизнь.

А земля? Почему именно на этой земле живём? Задаюсь вопросом: за какие такие благодеяния, за какие заслуги бог дал такую неоценимую награду нашему бурятскому народу, мне, жить на этой священной земле, на берегу священного озера-моря Байкал-бабэ? Какова же историческая культура освоения земли?

Потому надо неукоснительно понять: мы не сумеем сохранить язык без одновременного познания истории и культуры зарождения и развития нации. Ребёнок должен не только владеть языком, а владеть историей народа, на языке которого он говорит! Потому что слово рождалось, как и народ в муках истории, формировалось, развивалось, и даже умирало. Необходимо ввести в курс факультативных занятий историю и культуру рождения бурятского народа, обязательно сопровождая фактический, документальный материал бурятскими былями, легендами, пословицами, экскурсиями по местам известных археологических памятников, посещением музеев.

Потому что в истории рождения, развития нашего народа почти всё лежит наверху: учёными-исследователями (археологами, антропологами, лингвистами, историками) проделана огромная работа. Учёные труды — монографии доступны каждому, но лежат мёртвым грузом, не доходя до юношества. И подача материала не рассчитана на ученическую аудиторию и требует от учителя большого труда.

Потому был подготовлен краткий курс «Культура и история рождения и развития народов Прибайкалья (В поисках истоков моего народа)».

Наш народ настолько был умён, что оставлял нам, наследникам, изумительные писаницы, которые мы должны были прочитать, и которые Окладников называл «подлинными жемчужинами древней культуры и искусства…». Первобытный художник-летописец высек бронзовым орудием тринадцать лебедей на прибрежной скале Саган-Заба Ольхонского района — страницу родословной родного народа. Или наскальные изображения великолепных скакунов, найденные археологами в горе Манхай Эхирит-Булагатского района и около деревни Шишкино Качугского района, которых китайский император величал «тысячелийными» (букет цветов из тысячи лилий).

Или названия наших населённых пунктов. Места проживания бурятские племена называли именами сыновей и внуков, то есть названием родов. Так имена правнуков Эхирита, внуков Худагсагана стали названием населённых пунктов: Баяндай, Ользоны, Оса, Буру, Булю и так далее в Эхирит-Булагатском округе. В Ольхонском районе — местность Борсой, улус Борсой – по имени старшего сына Шоно Борсоя. Тогот — по имени младшего сына Худагсагана Тогото, правнука Эхирита. В честь старшего внука Булагата и имени своего рода Алагуй — булагаты назвали улус Алагуй, а улус Хурхыт (Куркут) — в честь второго внука Бугагата. И никто не переименовывал эти населённые пункты. Некоторым до 1000 и более лет. Эти сохранившиеся слова адресованы нам как бесконечный набат: «Помните, кто вы!»

Для бурятских народов была исключительно важна память об истории движения народа, о нравственных качествах народа.

Потому до сих пор рядом с нами слова, а вместе с ними имена народов, из оставшихся осколков которых выросли нынешние буряты. Например, Хун — «Человек» — величайшее нарицательное слово по имени удивительного народа, создавшего первое государство в Центральной Азии — Хунскую империю в последнее столетие до нашей эры.

Сянбяна! — «здравствуйте!» (одно из прекрасных вежливых слов) — по имени монголоязычного народа сяньби — прямых предков бурятского народа, на чужбине окрепнувших, вернувшихся домой на родину и создавших 2-ое по масштабам государство в Центральной Азии — Сяньбийский военно-племенной союз, но уже при нашей эре, территория которого была от Тихого океана до Каспия.

Много слов можно забыть, но эти слова (Человек! Хун! Сянбяна! Здравствуйте!) дороги так же, как сама жизнь.

… Разговор столетий

Как сердце, бьётся в сердце у меня.

Чужие жизни и чужие смерти,

… но столь родные,

Живут в словах сегодняшнего дня.

Далёкие предки оставили живую память в словах, для того чтобы мы помнили историю, культуру и язык народа. Вы чувствуете, что вся история и культура нашего народа в словах, независимо, фольклорное это слово, или наскальные писаницы (рисунки), или письменная речь.

Рассказывать надо и о предках — героях бурятского народа: Бабжа-Барас-Баторе, Бальжин-хатун, Буха-нойоне и многих других славных предках, создавших имя и честь народу!

И о многом-многом другом, потому что история рождения, развития нашего народа упоительно прекрасна!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33