Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

02.11.2017 16:10 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (3860) от 02.11.2017 г.

Илья Сумароков: «Сарминский рыборазводной завод планируется строить поэтапно»

Автор: Юлия Мамонтова

Министр сельского хозяйства Иркутской области прокомментировал планы по выпуску омуля в реку Сарма

26 октября в иркутском «Сибэкспоцентре» с активом регионального Союза сельских женщин встречался министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков. Мероприятие прошло в рамках Агропромышленной недели. Представительницы разных районов Прибайкалья интересовались темами поддержки сельских территорий, развития производств, внедрения современных технологий в хозяйствах. Журналист «Байкальских зорей» Юлия Мамонтова задала Илье Сумарокову вопросы, касающиеся строительства эко-теплиц и открытию рыборазводного завода в Сарме.

Провести прямой диалог с жителями сел Иркутской области предложила руководитель ИРОО «Союз сельских женщин России» Нина Суворова. Представительницы разных территорий Прибайкалья подготовили животрепещущие вопросы. Это и поддержка молодых специалистов, и строительство новых деревенских клубов, и помощь небольшим производителям в сбыте продукции. По большому счету, это общие проблемы для всех. Например, многих волнует качество привозимых к нам из-за рубежа овощей. А ведь те же сельские женщины, которые выращивают в своих огородах здоровую продукцию, могли бы делать это в больших масштабах на продажу. Но противостоять крупным игрокам на рынке? На этот вопрос ответила заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Наталья Жилкина:

- Женщинам пора объединяться. Они могут создать кооператив. В сельских поселениях столько много огородов. Идей много и их нужно встраивать в систему господдержки для получения поддержки. Кооперативу легче и найти рынки сбыта. Кооперация – то направление, которое развивается на уровне Российской Федерации. Но проблема в том, что мы не умеем объединяться. А ведь у нас больше 45 видов поддержки.

Кстати, на Агропромышленной неделе были подведены итоги областного трудового соревнования в сфере агропромышленного комплекса. Среди сельхозкооперативов лучшим в регионе стал сельскохозяйственный потребительский кооператив «Ольхонский», которым руководит Сергей Перевозников.

Небольшим хозяйствам легче выжить, скооперировавшись. А еще будущее за экотехнологиями. Представительница Черемховского района рассказала о проекте круглогодичного биовегитария – это большая технически оснащенная теплица с автоматическим поливом и подогревом. Урожай там можно получать в течение всего года. Продукция получается экологически чистой, без химикатов. Выращивается она на биогумусе. В нем черви «старатели» обрабатывают почву, которая содержит в себе все питательные вещества, компоненты, минералы. Это называется вермикультивирование. Причем, благодаря этой технологии можно выращивать не только овощи, но и ягоды, грибы, фрукты, зелень в течение всего года.

Кстати, о необходимости строительства таких эко-теплиц в последнее время говорится и в Ольхонском районе. В рамках проекта «Ольхон – территория экоразвития» на острове даже проходило обучение новым «зеленым» технологиям.

- Я прекрасно знаком с этой технологией современных теплиц, — ответил Илья Сумароков. – Я видел, как работают такие биовегитарии за рубежом. Прекрасно представляю эту конструкцию. Абсолютно уверен, что эти теплицы найдут применение в Иркутской области. Они успешно работают, например, в северных районах Китая, где температура воздуха опускается ниже 20 градусов, что почти сопоставимо с нашими условиями. Правда, у нас бывает гораздо холоднее зимой, для чего обязательно нужно ставить твердотопливный котел. Он оптимальнее, ведь у нас очень много отходов лесопиления остается. Поэтому теплицы можно отапливать пеллетами, которые начали выпускать в регионе.

- Теплицы бывают разнообразные, — продолжил министр. — В Китае нам демонстрировали полуавтоматические, с ручным управлением, полностью автоматизированные с собственными метеостанциями, фиксирующими температуру, влажность и другие параметры. Как только температура падает, солнце заходит, автоматически опускается шторка. Своей прозрачной частью эти сооружения направлены на юг, солнечная энергия, тепло набираются в течение светового дня, а задача шторы – сохранить тепло на ночь. Технология достаточно простая, но почему то у нас еще не нашла применение. Заключено соглашение между Иркутской областью и нашей побратимской китайской провинцией Ляонин о социально-экономическом сотрудничестве, где предусмотрено и сотрудничество в сфере овощеводства. В ноябре оттуда приедут специалисты, в том числе представители науки, проектировщики, и мы уже определили площадки, где построим экспериментальные теплицы. В этот приезд мы посмотрим технологии, проект. А в 2018 году уже построим первые четыре небольшие теплицы 0,8 га каждая и если у вас есть желание и опыт, подключайтесь. С точки зрения дополнительной консультации мы готовы оказать поддержку.

Автор этого материала также задала вопросы министру сельского хозяйства региона, коснувшись как темы эко-теплиц, так и другой актуальной проблемы, связанной с запретом вылова омуля на Байкале.

- Как известно, есть планы по строительству Сарминского рыбзавода, который действовал в Ольхонском районе в середине прошлого века. Недавно эти планы озвучивал и губернатор. Скажите, насколько это актуально. В прошлом году в интервью газете «Байкальские зори» руководитель Ангаро– Байкальского управления Росрыболовства говорил, что проект тогда не был согласован с рыбохозяйственной наукой. Но мы бы, конечно, хотели, чтобы открылось новое производство в районе. И в связи с тем, что вы озвучили тему эко-теплиц, для нас эта тема тоже очень интересна, тем более, у ольхонских общественников есть научно обоснованный проект по переработке отходов в биогумус, строительству эко-дома и эко-теплиц. Хотелось бы, чтоб Ольхон попал в пилотные площадки по строительству этих эко-теплиц.

- Что касается пилотных площадок, сразу скажу, пока с областного бюджета на эти цели финансирование не предусмотрено, — отметил Илья Сумароков. — Поэтому, определяя площадки, мы говорим, что финансирование осуществляет само хозяйство. Мы со своей стороны оказываем консультационную, технологическую помощь. Если есть инвесторы, которые готовы потратить на 10 соток теплицы порядка полутора миллионов рублей, смотря какие материалы и технологии будут использоваться, то мы готовы помочь их построить.

Теперь о запрете вылова омуля. Приказ Росрыболовства вступил в силу с первого октября этого года. Долго они об этом думали. Спрашивали мнение регионов. Тем не менее, решение принято. Хотя наша позиция была в том, что необходимо кардинально ужесточить контроль за браконьерским ловом, увеличить количество штатных сотрудников, инспекторов, усилить рыбоохранные мероприятия в целом. При этом одновременно проводить мероприятия по искусственному воспроизводству омуля. После этого, если бы были хорошие сдвижки, может и отпала бы необходимость в запрете. Но коли уж он есть, нужно с этим работать.

Запрет пока введен на неограниченный срок. Речь идет минимум о трех годах. Но может, он продлится дольше. Все будет зависеть от того, насколько быстро восстановится популяция омуля в озере Байкал.

Мы вместе с губернатором Иркутской области встречались с руководителем Росрыболовства Юрием Шестаковым и озвучили ряд наших предложений по этой проблематике. У нас много водных объектов – водохранилищ, рек и озер. В них хорошая кормовая база и более теплая вода, что, как доказано учеными, позволяет омулю расти там в два раза быстрее, чем в Байкале. Мы предложили в целях создания маточного, отдельного стада омуля в Братском и Усть–Илимском водохранилищах и более быстрого воспроизводства рыбы до товарной кондиции перераспределить часть госзадания с выпуском молоди с Байкала на водохранилища. Руководитель Росрыболовства нас поддержал.

В Братское водохранилище мы в этом году впервые осуществили выпуск омуля через другое направление. Есть так называемые субвенции по исполнению полномочий федеральных исполнительных органов власти субъектов в части мероприятий по рыбовосстановлению, рыбоохраны и т.д., Иркутской области каждый год выделяется чуть более двух миллионов рублей. В этом году мы почти один миллион рублей потратили на то, чтобы 150 тысяч штук молоди омуля выпустить в Братское водохранилище. И мы продолжим эту работу.

Ну и строительство завода. Это было еще одно наше предложение. Учеными доказано, причем наш Лимнологический институт и Госрыбцентр и АБТУР – все сходятся во мнении, что строительство завода сразу же в Ольхонском районе нецелесообразно. Поэтому необходима поэтапная реализация этого мероприятия. Можно начать с приобретения передвижного пункта. Личинку, икру подращивали бы на действующих наших заводах — Бурдугузском и Бельском, а в специальных емкостях бы их привозили и выпускали в Сарму. Это единственная нерестовая река в Иркутской области на Байкале.

Второе – необходимо строительство рыборазводных пунктов, прудов. Считали стоимость: по ценам 2014 года это порядка 20 миллионов рублей. Поэтому Росрыболовство дало согласие на то, что половину этой стоимости они смогут профинансировать. Губернатор пообещал, что оставшуюся половину профинансируют из областного бюджета. Сейчас мы прорабатываем механизм участия федерации и области, возможно и частного инвестора в строительстве рыбоводных прудов. Целесообразно строить их там, где происходит выпуск. Личинку рыбы нужно привозить в пруды, подращивать ее на территории Ольхонского района и выпускать в Сарму. После того, как мы увеличим поголовье маточного стада омуля в результате этих мероприятий, с течением времени можно будет уже думать о строительстве полноценного рыбзавода.

- А сроки какие?

- По госзаданию на выпуск малька мы договорились, что они рассмотрят на 2018 год. По строительству завода, как только будут разработаны механизмы, думаю, в лучшем случае следующий год. Но вообще, нужно ориентироваться на 2019 год.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

125