Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

29.03.2017 16:06 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 (3829) от 30.03.2017 г.

Рейс парохода с приключениями

Автор: Зинаида Каплина

Пассажирский пароход «Комсомолец» с людьми на борту летом 1971-го налетел на Байкале на огромный камень. Пассажиры только чудом не пострадали. Однако на этом приключения не закончились, и, чтобы не рисковать своими жизнями, большинство граждан предпочли сойти на первой же остановке. На этом злополучном рейсе находилась наш внештатный автор Зинаида Каплина, которая и поведает историю.

Мне вспоминается вроде бы еще недалекое время, когда рейсовый пароход «Комсомолец», курсировавший от порта Листвянка до порта Нижне-Ангарск, чуть не закончил свое плавание. Рейсовых пароходов уже нет, сняты они еще во времена перестройки, поэтому и хочется написать об этом. Напомнить жителям Иркутской области, что когда-то были рейсы с остановками в Листвянке, в порту Байкал, п. Танхой, бухта Песчанная, п. Бугульдейка, бухта Ая, б. Загли, п. Хужир, п. Онгурен, п. Усть-Баргузин, п. Давша, п. Байкальское (позднее Северо-Байкальск), б. Хамусы, б. Аяя, п. Нижний-Ангарск.

Пароход «Комсомолец» пришел на смену ледоколу «Ангара», курсировавшему по Байкалу в довоенное время, в годы войны, так и некоторое время после ее окончания. Тогда на о. Ольхон пели шуточную частушку:

“Ангара ирэ, черный дым — труба,

Че поешь, хуба?

А по что не складно?

Ну да и так ладно. “

Рейсовый пароход долгие годы был почти единственным средством сообщения между областным центром и населенными пунктами о. Ольхон. Автобус из Иркутска ходил только до Еланцов, позднее до Сахюрты, а билеты на пароход были недорогие. Школьники из Онгурена и МРС, где были тогда школы – семилетки, добирались на нем на осенние и летние каникулы. Студенты и работающая молодежь, обучающиеся в Иркутске, на «Комсомольце» возвращались домой.

Пассажиры, плывущие дальше, занимали благоустроенные каюты, остальные находились в общей каюте, а то и на палубе. Приход “Комсомольца” был настоящим событием. Красавец пароход возвещал свой приход громогласным гудком. На берегу собирались все, кто был свободен от работы — старики, дети и те, кто работал поближе к пирсу – в лабазе, на флоте. На пароходе обычно звучала музыка. В буфете всегда можно было отовариться дефицитными продуктами, которых не достать в магазинах, поэтому несколько лодок с людьми отправлялись к «Комсомольцу». Во время рейса на пароходе иногда устраивались танцы под музыку, молодые девушки-пассажирки и парни из команды танцевали вальс, танго, фокстрот.

А теперь о происшествии в тот злополучный рейс «Комсомольца». В августе 1971 г. ко мне приехала моя тетушка Мавра Константиновна Васильева (Суворова) со станции Мысовая. Я была тогда в отпуске, и она уговорила меня поехать в Мысовую. Отдых пролетел быстро, пора была возвращаться домой в Хужир. Утром мы с тетушкой поехали на ж\д станцию, а оттуда пешком до порта Танхой. Погрузили меня на пароход благополучно. 29 августа к вечеру пароход остановился в б. Песчаная. Пассажиры расположились, в основном, в общей каюте внизу. Кто успел занять скамейки, а кто и прямо на полу. С нами ехало много студентов. Капитаном был высокий статный мужчина, бурят по национальности, с непроницаемым лицом, одетый в морскую форму.

В 10 ч. 55 мин. вечера, когда пассажиры уже отдыхали, раздался грохот. Последовали удар за ударом. Многие бросились на верхнюю палубу, узнать в чем дело. От неожиданности мы все онемели — оказалось, что у штурвала в рубке никого не было!!! Пароход шел сам по себе. Потом говорили: “Хорошо, что боцман, услышав грохот, бежал вдоль борта парохода и вовремя дернул какой-то рычаг” – устройство вроде стоп-крана на поезде. Пароход остановился. Однако, он успел налететь своим днищем на огромный камень, который большей своей частью находился в воде, еще бы немного, и пароход врезался в отвесную скалу. Наверное, всем пассажирам было не по себе.

Пароход часто гудел, команда пыталась снять судно самостоятельно, но ничего не получилось. Подошли катера “Варяг” и “Мирный “. Они на момент аварии «Комсомольца» находились к нему ближе, чем другие суда. Эти катера занимались тем, что водили за собой “сигары” – связки леса в виде плотов по оз. Байкал. И снова не получилось снять пароход – лопнул трос.

Никто из пассажиров не спал, все были в ожидании, что будет. Я вышла на палубу. В предрассветной мгле тревожно раздавались гудки судов, светили сигнальные огни. Я думала, как я доберусь до дома? Пароход, наверное, уведут в п. Байкал или Листвянку. Что будет с пассажирами?

В 6-м часу утра подошел мощный пароход “Коммунист”. В отличие от нарядного “Комсомольца” с белыми надстройками и светло-серым корпусом, он был черным, темно-коричневым. И в 7.30 «Коммунист» стянул «Комсомольца» с камня. На полученную пробоину в днище наложили пластырь. Пароход “Комсомолец”, к радости пассажиров, отправился в свой обычный рейс – п. Хужир – Нижне-Ангарск, со всеми остановками. Казалось, что все хорошо обошлось.

Но на этом злоключения не закончилось. Пассажиры громко возмущались — почему ни одного из двух рулевых во время аварии не было у штурвала? Эти разговоры дошли до команды. Матросы вызвали на палубу одного из пассажиров “поговорить”. Через некоторое время тот вернулся избитый.

30-го августа “Комсомолец” плыл уже по Малому морю. Узнав, что я выхожу с парохода в Хужире, несколько женщин подошли ко мне, выспрашивая меня, как им теперь добраться до Иркутска. Большинство пассажиров было напугано, но не поломкой парохода, а поведением команды. Некоторые решили прервать свое путешествие.

Я смогла объяснить пассажирам, что в Онгурен (следующая остановка парохода) самолет летает редко, гостиниц там нет. Если они высадятся в п. Усть-Баргузин, то уже будут в Бурятии. А вот из Хужира в Иркутск самолеты летают ежедневно, к тому же в поселке есть неплохая гостиница. Большинство людей вместе со мной сошли на берег. Слава Богу, что этот рейс “Комсомольца” закончился для всех пассажиров благополучно! 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

294