Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

17.08.2017 15:52 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 (3849) от 17.08.2017 г.

Анжелика Алсаткина: «Хранитель Байкала» должен быть на берегу священного озера»

Скульптуру работы известного бурятского скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» планируют в сентябре установить на Ольхоне. В социальных сетях идет активное обсуждение целесообразности появления бронзового дерева в сакральном месте. Свое мнение на страницах нашей газеты решила высказать член Союза художников России, заслуженный деятель культуры УОБАО Анжелика Алсаткина:

Остров Ольхон – одно из семи священных, божественных мест Земли, сокровище озера Байкал. Остров и побережье озера хотелось бы видеть музеем природы, а наше отношение к этой территории должно быть, как культовому месту. «Дерево» Даши Намдакова расположится на святом, намоленном мысе Хобой в окружении сакрального ландшафта с мощной энергетикой. «Дерево» Даши сравнимо с монументальным полотном Пабло Пикассо «Герника», которое хранится в здании ЮНЕСКО, рожденным трагедией второй мировой войны, и с картиной Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны» – произведениями, прошибающими просвещенное человечество.

«Дерево» Намдакова – как немой укор и вопрос к нам и будущим поколениям: «Зачем мы губим экологию, самих себя, здоровье детей и будущих внуков?!  Ведь по сравнению с войнами человеческие потери и беды от экологических, техногенных катастроф, психологии потребления многократно выше».

Произведение имеет глубинные философские смыслы, понятные народу – трехмерность мира: верхний, средний, нижний; божественность космоса, уникальность мира людей и природы планеты, питающие нас недра Земли, корни происхождения жизни, человеческой цивилизации. По архаичным верованиям любой камень, дерево или предмет имеет душу, одухотворенность. Буряты издревле почитали одинокие деревья, выстоявшие в суровой среде, и другие знаковые ландшафтные объекты. Шаманы и сегодня совершают обряды в честь покровителей великих рек: Лены, Ангары, Иркута, Селенги, озера Байкал, его побережья, хозяев острова Ольхон, Тункинской долины, Баргузина, Кудинской, Унгинской долин. Поэтому стоят 13 сэргэ на мысе Бурхан. Эти масштабные природные объекты стали памятниками когда-то жившим героям, мудрым красавицам, воинам, предводителям родов за их подвиги.

Философия мирового дерева, мировой горы – очень древняя, колыбельная для всех культур народов Земли: аборигенов Австралии, Британских островов, индейцев Северной Америки. А особенно для народов бывшего СССР: от Дальнего Востока до Прибалтики. Казахи – тенгрианцы,  как и буряты, якуты, монголы – поклоняются Вечному  Синему Небу. Русские, татары и другие народы в язычестве в дохристианский и доисламский периоды молились светилам, небу, природе. Китайцы, корейцы, японцы исповедуют культ предков. Совершают подношения предшествующим поколениям своего рода.

Народы России генетически переплетены друг с другом. В каждом русском гремучая смесь многих кровей и рас, что и выдает результат – великую культуру, сильную армию – наследие кочевой цивилизации самой большой страны. Даже министр Сергей Шойгу по корневому генезису – воин, кочевник, стратег и тактик, человек волевой выживаемости и терпения в достижении результата.

Лик «Дерева» обращен к людям, острые безлистые ветви протянуты к небу, к предкам, живущим на небесах. Испрашивают счастье, благополучие, умножение потомства, здоровье. Со временем скульптура станет местом поклонения, а противники установления скульптуры сделают прекрасную рекламу гениальному произведению. Масштаб таланта Даши Намдакова признан миром. А художник не может работать ниже планки своего таланта. Иметь его произведение на острове – великая удача для нас. В художнике сублимируются чаяния и мечты о справедливости и красоте многих поколений его народа. Таких признанных скульпторов у нас единицы на миллионы. А ведь он наш иркутский зять, мама его детей – эхирит-булагатская красавица.

Мастер такой величины не принадлежит себе, его ведет провидение, в его силах предвосхищать развитие событий. «Дерево» Даши, как сгусток боли за все, что творим мы с собственными святынями, породными землями, чистой водой и воздухом. Ветви «Дерева» буравят наше сытое «эго», обывательское невежество, наши мещанские страхи. Только действительно мощное произведение может так будоражить общественность. Чистый душой с волнением и трепетом его принимает, злой и подозрительный его боится. Лично мне некоторые высказывания и действия по поводу скульптуры напоминают «бульдозерную выставку» в Москве при Хрущеве. Многие художники, авторы произведений, снесенных бульдозером, потом реализовались за рубежом. Признание их нашло не на родине. Их произведения теперь украшают залы ведущих музеев мира. А Даши Намдаков современный классик, его работы хранятся в Эрмитаже, ведущих Галереях Китая, Британии и других государств.

Безгранично больно, когда земляки, соотечественники отторгают своих талантливейших сыновей. Но есть большая надежда, что протестующие справятся со своими внутренними демонами, примут дар души мастера, которому не все равно, что делается с нашими лесами и водоемами, не все равно как будут жить следующие поколения вблизи великого Байкала. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

46