Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

21.09.2017 11:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 (3854) от 21.09.2017 г.

Думая о будущем, надо знать и о прошлом

Автор: Юлия Мушинская, Нина Вечер

Работы по замене старых католических надмогильных литовских крестов проводились с 5 сентября по 9 сентября года в п.Хужир на поселковом кладбище. Заброшенные могилы были приведены в порядок и убраны согласно литовским традициям. В этих могилах покоились и в некоторых покоятся до сих пор репрессированные граждане Литовской ССР, отбывавшие свой срок на Ольхоне.

В п. Хужир общественной организацией «Иркутское областное отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий» (ИОО РАЖПР), которая занимается увековечением памяти жертв политических репрессий в Иркутской области, были обнаружены захоронения литовцев, отличающиеся оформлением могил; кресты большого размера и бетонные надмогильные плиты с изображением католического креста.

Часть захоронений была вывезена родственникам из Литвы для перезахоронения на родине. После вскрытия могил остались сгнившие кресты, оградки, поломанные бетонные плиты. Простоявшие более полувека кресты над могилами сгнили, надмогильные плиты вросли в землю, захоронение приобрело неухоженный вид.

Изучая материалы музея удалось установить сведения о литовцах, оставшихся навечно в сибирской земле.

Летом 1940 года прибалтийские государства вошли в состав Советского Союза. Не все жители  республик были согласны с этим и начали вести борьбу с советской властью. В Литве развернулось массовое вооруженное антисоветское сопротивление. В рамках борьбы с литовскими «лесными братьями» с октября 1947 года начал массовые депортации литовцев в Сибирь. В это время основными объектами репрессий стали родственники и сочувствующие «лесным братьям». В 1948 году в Сибирь было сослано 44 тысячи человек (операция «Весна»), а в 1949-м — 33,5 тысяч (операция «Прибой»).

На остров Ольхон в апреле 1949 года прибыла первая группа литовцев. В основном это были молодые люди – студенты и ученики, было несколько пожилых людей и семей с детьми.  На работу распределяли следующим образом: мужчин покрепче — на стройку, остальных – в рыболовецкие бригады. Женщины старшего возраста должны были овладеть ремеслом вязания и ремонта сетей. Красили и смолили — приводили в порядок лодки. Строители ремонтировали рыбоприемные пункты и дома, строили цеха рыбозавода, в Песчанке построили пирс. Все работы, которые приходилось выполнять, вели наравне с местными жителями – русскими и бурятами, получали зарплату. Раз в месяц отмечались в комендатуре. Хоть и тяжела была жизнь на чужбине, но все-таки им повезло, что попали на Байкал, и в отличие от тех своих земляков, которых распределили на золотые прииски и лесоповал, на Ольхоне ловили рыбу и были сыты. 

Первая смерть унесла Валериюса Вайткевичуса,  клерика первокурсника духовной семинарии. Он работал на электростанции, и для обеспечения ее работы необходимо было вырубить прорубь и наносить воды в котел. Вспотев и устав, он крепко замерз и получил воспаление легких. С высокой температурой его положили в больницу. В то время в больнице медсестрой работала литовка. Она должна была присматривать за больным. По ошибке ему был сделан укол не тем лекарством. Из Иркутска прилетел врач, но уже было поздно. Вызвали мать, а спустя две недели он умер. Скоропостижно умерла и шестнадцатилетняя девушка, единственная дочь у отца Броня Матюкайте. Однажды нашли мертвым и Феликсаса Батутиса, причина его смерти осталась загадкой. В доме, построенном литовцами, в п.Хужир на углу улиц Байкальской и Пушкина (там сейчас расположено интернет-кафе) молодая женщина – литовка Лукошене умерла в родах. Всех умерших литовцев хоронили на Хужирском кладбище, на их могилах устанавливались высокие деревянные кресты с католическими распятиями.

Всего на Ольхоне проживало более 200 литовцев (210-212 человек), после окончания срока отбытия наказания, основная часть из них покинула остров, оставшиеся несколько человек обзавелись семьями на Ольхоне, женившись на местных девушках, но в дальнейшем также уехали в другие части страны. Но их потомки остались и живут сейчас и в Хужире, и в Иркутске.

Было принято решение передать в общественную организацию Литвы сведения о состоянии захоронений. Международная ассоциация солидарности и демократии «МЫ» (г. Вильнюс). Проект «Не вернувшимся – память» поддержан Фондом культуры Литвы.

Администрация Хужирского муниципального образования (глава Маланова Вера Сергеевна) оформила обоснованное письмо – поддержку проекта, которое помогло реализовать проект. 

ИОО РАЖПР является соисполнителем проекта. В начале сентября 2017г.  члены организации обустроили 7 захоронений. Сгнившие кресты заменили на новые, надмогильные бетонные плиты привели в порядок.

Благодарим жителей п. Хужир Ольховикова Андрея и Филатова Андрея, внучку ссыльного Витаутаса Пузинаускаса Ирину Попову (Косареву), сотрудников Краеведческого музея и добровольцев-волонтеров Язеву Марианну (г.Иркутск) и Анциферову Ольгу (г.Киренск) за оказанную помощь при уборке захламлений от сгнивших крестов и оградок, мусора литовской части кладбища. Особую благодарность по обустройству захоронений заслуживает работа сотрудника МБУК «Заларинский районный краеведческий музей» Петраускаса Александра Андреевича.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

152