Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

08.11.2018 12:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 12.11.2018 г.

Волшебный мир музея

Автор: Татьяна ГУСИХИНА

Музей. Старое крыльцо. Дверь. Открываешь её и попадаешь в волшебный мир. Мир, где вещи разговаривают, а исторические события материализовались в фотографии, документы, загадочные камни, археологические артефакты. Так воспринимают музей его посетители, но на самом деле в музее идет серьезная научно-исследовательская и бюрократическая работа.

ЭФЗК — что это?

В Хужирском краеведческом музее им. Н.М. Ревякина 18-19 октября 2018 года работала Экспертная фондово-закупочная комиссия (ЭФЗК), которая решает вопросы отбора и приобретения предметов музейного значения для решения научно-методических, организационных и научно-практических вопросов учетно-хранительской работы.

Так официально называется увлекательнейшая работа по формированию фондов музея путем получения даров, пожертвований, обмена, приобретения.

За два дня работы Комиссия ЭФЗ рассмотрела 392 предмета! Все они поступили в музей в качестве даров за период с 23.06.2018 г. по 11.10.2018 г.,

332 из них отнесены к основному фонду хранения, 82 предмета — к научно-вспомогательному фонду.

Дополнительно определен инвентарный учет поступивших предметов: этнография, археология, фото, живопись, скульптура, предметы науки и техники, материалы, гербарии, чучела, монеты, банкноты.

Как рассказала нам Юлия Степановна Мушинская, директор музея, прежде чем любой предмет попадёт в витрину и о нем начнёт вещать экскурсовод, проводится скрупулёзная работа с этим предметом. Хранитель музея должен оформить каждый предмет через акты приема предмета на хранение, протоколы Экспертной фондово-закупочной комиссии, регистрацию в книге поступлений, научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах), регистрацию в государственном каталоге Музейного фонда РФ с фотофиксацией каждого.

Все поступающие в состав музейного собрания предметы (коллекции) обязательно рассматриваются ФЗК музея. Решение ФЗК о приеме предметов (коллекции) в состав музейного собрания оформляется протоколом, который утверждается директором музея. На основании данного решения составляется Акт приема предметов на постоянное хранение. После утверждения указанного Акта директором музея и в установленные ФЗК сроки проводится регистрация новых поступлений в Главной инвентарной книге основного фонда и Книге учета научно-вспомогательных материалов.

Информация, собранная на стадии комплектования, во многом является решающей для определения музейного значения предмета, его дальнейшего исследования и использования.

Результаты атрибуции каждого музейного предмета записываются в акте приема, Главной инвентарной книге основного фонда и Книге учета научно-вспомогательных материалов. Именно на этом этапе предмет музейного значения приобретает статус музейного предмета и включается в состав музейного собрания.

Предметы — рассказчики

Каждый предмет, принятый ЭФЗК на хранение в музей, это по настоящему историческая вещь, пусть не имеющая денежного эквивалента, но, безусловно, ценная и информативная. Каждый из этих предметов найдет свое место в экспозиции музея и расскажет его посетителям об историческом событии, а возможно о целой эпохе.

Металлический трафарет для маркировки рыбных бочек (даритель Цурова Полина) был отнесен к основному фонду, к предметам науки и техники по Главной инвентарной книге. Этим трафаретом наносили маркировку на бочки с малосоленым омулем на Мало-морском рыбозаводе и на нем указана фамилия мастера: Беликова. Окончена, ушла в прошлое рабочая жизнь завода. Нет больше градообразующего предприятия. Навсегда сменил свой статус Хужир — с 2014 года это больше не поселок городского типа, а сельское поселение. А этот трафарет сохранился, и теперь его жизнь продолжится в музее, скоро он станет полноправным экспонатом и станет рассказывать об истории Маломорского рыбозавода.

Гармонь, черно-белый телевизор, серп, паяльник, стекло от керосиновой лампы (даритель Ванёва М.) отнесены к основному фонду к предметам этнографии по инвентарной книге. И эти предметы стали историей, а ведь кажется, так недавно Николай Николаевич Ванёв лихо играл на этой гармошке, а молодая и задорная Мария Тимофеевна отплясывала «топотуху».

Стекло для керосиновой лампы — это последний дефицит в нашей стране. Большой свет пришел на Ольхон только в 2005 году. А до этого электричеством снабжал остров старенький дизель-генератор. Тогда перебои с электричеством были делом обычным. Все жители острова пользовались керосиновыми лампами, а стекла у них были весьма хрупкими и часто лопались и бились, а вот купить стекло было большой проблемой. Стекло от лампы, сохранившееся у Марии Тимофеевны, это говорит, о том какая она рачительная хозяйка.

Фотоприборы (даритель И. Михайлов с. Еланцы) фотоаппараты «Зенит», «Елочка», «Киев», черно-белые негативы и пленки отнесены к основному фонду к предметам науки и техники по инвентарной книге.

Наконечники стрел отнесены к основному фонду к предметам археологии по главной инвентаризационной книге. Их подарил один из гостей музея, иркутянин, из своей личной коллекции, т.к. у нас в музее не увидел таких на выставке.

Это хорошо сохранившиеся железные наконечники, выполненные с высоким качеством, бронебойного типа. Трехлопастные для пробития кольчужного доспеха (боевые), упор выполнен отдельно, насажен «на горячую», тем самым крепко приварен, лезвия у жала подтачивались вручную. Хорошо проработаны элементы симметрии. Датируются ранним средневековьем. Экспертиза наконечников была проведена в Иркутске у специалистов-археологов до рассмотрения предметов на ФЗК.

Круглые пуговицы и кольца-печатки отнесены к основному фонду к предметам археологии по главной инвентаризационной книге (Даритель А.Яшин, из личной коллекции).

Типичные круглые пуговицы, которые пришивались к традиционной бурятской одежде — буряад дэгэл, изготовлены вручную методом литья.

Кольца-печатки с нанесёнными на них вручную, методом гравировки, разными рисунками. Возможно, что у каждого рода или члена рода был свой рисунок. Но это лишь предположение, для того, чтобы рассказать об этих кольцах – печатках, требуется отдельное углубленное научное исследование.

ФОТОИСТОРИЯ

Фотографии, которые делал Николай Михайлович Ревякин, приняты в основной фонд.

Старые черно-белые фотографии, в этих фото жизнь, история и душа. … Сколько информации в каждом снимке! И все они были сняты на фотоаппарат «Фотокор» — советский пластинчатый складной фотоаппарат ‎1930-1940-х гг. Николай Михайлович приобрёл его в 1935 г., возвращаясь с курорта Дарасун. Это был первый советский крупносерийный фотоаппарат. Производство «Фотокоров» с 1930 по 1941 год составило свыше 1 млн. экземпляров.

Сколько усилий и мастерства прилагал автор фотографии, чтобы сделать снимок. Наводка «Фотокора » на резкость осуществлялась методом растяжения меха. Поскольку мех имел двойное растяжение, грубая наводка осуществлялась вручную: стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам. Затем, перемещая сами салазки с помощью рифленого никелированного ролика, производилась точная наводка. Резкость настраивалась по матовому стеклу в задней стенке камеры. После настройки резкости, выбора диафрагмы и выдержки, задняя стенка корпуса с матовым стеклом снималась и на её место устанавливалась кассета с фотопластинкой.

Каждая из этих фотографий — это событие. Не зря все они считаются подлинными документами и, безусловно, принимаются в основной фонд музея.

МУЗЕЙ ОБЪЕДИНЯЕТ

Наш краеведческий Музей им. Н.М.Ревякина — это не только государственное учреждение, это ещё и сообщество неравнодушных людей, людей, любящих свой край, людей, увлеченных историей.

Мы работали в составе комиссии и выполняли официальную и важную работу. Но все мы, члены комиссии и работники музея, по настоящему заинтересованы в сохранении истории родного края, упорядочивании и популяризации бесценного культурного наследия острова Ольхон, в воспитании патриотизма у наших детей. Поэтому во время работы комиссии мы часто отвлекались и эмоционально обсуждали предметы, их истории, восхищались их возрастом, обсуждали пути исследований: в протоколе напротив некоторых предметов ставилась пометка — требуется экспертное заключение специалиста, требуется консервация.

Поэтому во время работы комиссии родились идеи о новых мероприятиях, выставках и тематических лекциях, которые обязательно будут включены в план работы Хужирского краеведческого музея им. Н.М.Ревякина, ведь одна из важных задач музея — это просветительская работа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13