Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

01.03.2018 12:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 (3876) от 01.03.2018 г.

О житии казачьем на острове Ольхон

Автор: Любовь Кирильчук, Марина Слободчикова

Широко и привольно из самой глубины сердца льётся казачья песня. Да и вправду, какой славный и душевный вечер выдался в начале февраля в Хужирской библиотеке, где вновь собрал и объединил всех нас дух казачий. Казаки-ольхонцы готовились к встрече дорогих гостей из народного ансамбля «Оберег» Иркутска.

Курбат Иванов, открывший для России Байкал

В 2014 году в библиотеке стартовал культурно-краеведческий проект «Славу Богу, что мы казаки!». По крупицам мы (библиотекарь Любовь Кирильчук и верный помощник библиотекарей, а ныне экскурсовод Хужирского краеведческого музея Марина Слободчикова – прим. редактора) собирали воспоминания, песни, документы, связанные с историей казачества, историей сибирских семей и фамилий.

Первый казак, посетивший остров Ольхон – пятидесятник казачий тобольский, боярский сын Курбат Афанасьевич Иванов, славен тем, что открыл для России Байкал. 2 июля 1643 года, перебравшись через Приморский хребет вдоль русла реки Сармы, казаки дошли до неизвестного берега, а затем переправились на Ольхон.

Курбат Афанасьевич Иванов был человеком большой воли и масштаба, знал не только грамоту, но и топографию, военное дело, фортификацию и составил «Чертёж Байкала и в Байкал падучим рекам», включая остров Ольхон. В благодарность ему даровали боярский чин, а в ущелье Сармы установлен памятный камень с надписью «Посвящается казаку, землепроходцу, исследователю озера Байкал Курбату Иванову 1643-2013гг.» Камень был установлен в честь 370-летия выхода казаков к Байкалу.

С 17 века потомки казаков-первопроходцев проживали по всей Сибири и в Ольхонском районе. Воспоминания нашей землячки, ныне покойной Елизаветы Рудых только подтверждают этот факт: «Я с 1929 года, родилась в Ольхонском районе в деревни Куреть. Мамин дедушка был донской казак. Когда-то в деревне была военная застава», — говорится в книге «Ольхон в воспоминаниях», вышедшей в 2017 году.

Ольхонские казачьи истории

Остров Ольхон принимал всех, кто волей судьбы оказывался на его земле. В 1994 году приехала молодая семья Слободчиковых — Виктор и Марина. Марина с раннего детства приезжала к бабушке Авдотье Фёдоровне Марковой на каникулы, да и что говорить, все её корни по материнской линии на земле Ольхонской.

Виктор — из потомственных уральских казаков. В 90-е годы, в первую волну возрождения казачества, он состоял в Иркутском казачьем войске (ИКВ). Вокруг войска собрались единомышленники, потомки казаков, помнящие прошлое своих дедов и прадедов. В 2009 году в поселке Хужир образовано станичное казачье общество «Рождества Христова», атаманом Ольхонского хутора был назначен Виктор Слободчиков.

8 февраля Хужирскую бибилиотеку посетили Наталья и Владимир Дмитриевы. Наталья — руководитель народного ансамбля «Оберег», в этом коллективе они всей семьей танцуют и поют, изучают редкий песенный материал, обучают искусству владения шашкой, боевому плясу. Все трое их детей с малых лет впитывают казачью культуру.

Наталья и Владимир родом из донских казаков. На Ольхон они приехали по приглашению директора Хужирской музыкальной школы Оксаны Жамбаловой. Она уверена, что подрастающее ольхонское поколение должно знать как бурятскую культуру, так и русскую. Воспитанники Оксаны Самбаевны стали победителями конкурса грантов, получив средства на организацию дополнительных занятий по изучению бурятского языка и пошив славянских костюмов.

Народные куклы-обереги

К приезду гостей были оформлена выставка книг «Казачья тема в художественной литературе», фото-стенд «О житие казачьем на острове Ольхон», выставка кукол и книг, посвященная их изготовлению, «Народная кукла Марины Слободчиковой». Были представлены различные обережные куклы. Кроме того, была оформлена папка «Ольхонское казачество».

Казаки пришли семьями с детьми. Были семья Слободчиковых, семья Усовых, семья Куршевых, семья Копыловых, семья Власовых, Дмитрий Краснов, Сергей Бухаров, Борис Яндаров, Игорь Нелюбин, Наталья Бенчарова с гостьей из Японии, Оксана Жамбалова и Арюна Жапова. Семья Дмитриевых рассказала о себе. И как-то непринужденно полились песни. Вот и у нас на Ольхоне появился свой небольшой казачий хор. Оказывается, наши казаки уже всю осень собираются после работы изучают песни, поэтому и выглядели достойно.

Марина Слободчикова рассказала гостям о своих куклах, об их обережных качествах, о технологии их изготовления. Взрослые мужчины вертели в руках этих кукол и удивлялись, как обширна область кукольной традиции, какое большое значение имеет обычная (или не обычная) тряпичная кукла. Гости предложили Марине принять участие в этно-фестивале «Народные ремесла и куклы», который будет проходить летом 2018 года в посёлке Залари.

Особою атмосферу встрече придало присутствие Веры Карандиной – постоянного участника всех казачьих мероприятий, что совсем не удивительно. Её дед и прадед — кубанские казаки, чьи корни со станицы Вешинской, о которой в «Тихом Доне» писал Михаил Шолохов. В заключение вечера каждому гостю от Веры был вручен травяной чай, упакованный в расписной холщовый мешочек ручной работы.

В заключение вечера Дмитриевы исполнили «подводные песни» — из затопленных ангарских деревень, а затем перешли к плясовой части: обучали основам казачьего танца, приплясов, вальса. Владимир показал искусство владения одной и двумя шашками, владение шашкой с переплясом. Расставаться не хотелось, но Дмитриевы спешили передать свое мастерство Хужирскому музыкальному коллективу «Раздолье». Так возник мостик к сотрудничеству с руководителем народного ансамбля «Оберег». До новых встреч, наши дорогие друзья Наталья и Владимир. Творческих вам успехов. Ваши ольхонцы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

62