Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

31.05.2018 11:46 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 31.05.2018 г.

«Нити времени» – прошлое в настоящем

Автор: Надежда АЛЕКСЕЕВА

Коллекция "Нити времени", Казань

В середине мая в финале международного фестиваля-конкурса «Сибирь зажигает звезды» в г. Новосибирске ольхонские модельеры Анастасия Авраменко и Ольга Николаева стали лауреатами первой степени. Они представили коллекцию «Нити времени», которая изначально носила название «Ойхоной убгэд» (с бурятского «наши предки»). На отборочном туре конкурса в Иркутске работа молодых модельеров завоевала Гран-при. И это только часть их побед.

«Нити времени» вызвали интерес и восторженные отклики у широкого круга опытных модельеров. На показах зрители встречали эту коллекцию бурными овациями, а жюри, в свою очередь, по достоинству оценило непосредственность и колорит изделий дизайнеров из сибирской глубинки. Модели не просто ходили по подиуму — «Нити времени» — это театральная постановка, пятиминутная история о бурятской культуре.

Анастасия Авраменко и Ольга Николаева работают в Еланцах в культурно-досуговом центре «Ольхон». Анастасия – культорганизатор, Ольга – заведующая художественной мастерской «Оберег», а также педагог Еланцынской школы. Мы пригласили их в редакцию нашей газеты, и они рассказали нам о поездке в Новосибирск, о том, как создавалась первая коллекция и о дальнейших творческих планах.

Корр.: Поздравляем вас с новой победой. Хотелось бы начать беседу с вопроса о том, как родилась идея создать коллекцию одежды, с чего началась ваша работа как модельеров?

Ольга: Спасибо большое. Все началось в 2017 году. Вера Николаевна Щеботкина обратилась к нам за помощью в подготовке её внучки Антониды к областному конкурсу «Цветок Байкала». Одними из этапов конкурса были дефиле в стилизованном костюме и презентация на тему «Я – из будущего». Мне сразу вспомнилась фраза: «Без прошлого нет настоящего». В нашей мастерской мы работаем с такими материалами как шерсть, конский волос, т.е. все самобытное. Это все я решила использовать для создания костюма. Так появилась идея, и процесс пошел.

Анастасия: Да, это был самый первый костюм.

Ольга: А прическа модели была дополнена главным элементом костюма в форме бараньего рога – символом богатства.

Анастасия: По защите костюма Вера Николаевна обратилась ко мне, и мы с Ольгой стали работать вместе. У меня замысел был такой, что люди должны вернуться к своим истокам, не брать больше необходимого от природы, как это было во времена наших предков. И наши мысли сошлись. Материал для костюма собирали все вместе. Я принесла платье, ангинцы наваляли шерсти… Началась совместная работа.

Ольга: Надо было все сделать очень быстро, буквально в течение недели. На ходу набрасывали эскизы. Тут же возникла идея использовать в костюме писаницы скалы Сагаан-Заба. К работе подключилась наша коллега Алия Жигмитова. Вместе обрабатывали текст, подачу костюма, в итоге получилась целая композиция. Конкурс проходил в марте прошлого года в Иркутске. Тоня Щеботкина заняла второе место. Костюм, его идею там приняли очень хорошо.

Корр.: Получается, конкурс «Цветок Байкала» стал вдохновителем для создания целой коллекции?

Анастасия: В 2017 году на «Ёрдынских играх» появился новая номинация «Этнический костюм». Я, в свою очередь, года три как горела желанием принять участие в другом конкурсе «Подиум Этно. Содружество». И говорю Ольге: «Давай к Ерде подготовимся, выступим, а потом на «Подиум Этно» отправимся». К Ерде у нас планировалось пять костюмов, но один не успели сделать, в итоге на конкурс мы выставили четыре костюма. А «Подиум Этно» в тот год не состоялся по каким-то причинам.

Ольга: Подготовка к «Ердынским играм» была ускоренной, работали сразу с материалом, где с эскизами, где без них. Нас буквально захлестывало новыми идеями.

Анастасия: Нельзя сказать, что «это мое, а это твое», каждый внес свое. Самое главное – мы получили от совместного творчества удовольствие, потому что процесс был таким, когда душа требовала выплеснуть всю энергию в эти костюмы.

Ольга: Хотелось бы выразить благодарность ангинцам за помощь в валянии шерсти. Для коллекции нужно было много полотен и поступило предложение поехать в Ангу провести мастер-класс. В здании музея, где раньше была школа, собрались местные жители, принесли с собой шерсть только после стрижки овец.

Анастасия: Мы валяли хаотичные куски, получался такой грубоватый материал, но в то же время чувствовалось то самое истинное натуральное, самобытное…

Ольга: Потому что в материал, сотворенный руками человека, передается душа, его энергетика. У нас был случай – я показала мастер-класс в Анге, нужно было приготовить несколько лоскутков шерсти, и затем все работали самостоятельно. Выдержали всю технологию, делали все как надо, и разочарованные, они привезли не цельные лоскутки, а с дырами (смеется). Но, что интересно, в этих-то дырах мы и увидели образы парящей птицы, деревьев, которые мы использовали затем в наших костюмах.

Анастасия: В итоге на «Ердынских играх» мы впервые показали коллекцию из четырех костюмов. Помню, были участники из Монголии, Якутии, Бурятии, у всех были очень красивые работы. Вообще мир моды – особенный и он очень затягивает. Я восхищаюсь теми, кто занимается этим всю жизнь. Мы так хотели принять участие на фестивале, но не ожидали того эффекта, который тогда произвели. После показа к нам сразу подбежали журналисты, начали брать интервью. Мы, честно говоря, были в некотором шоке.

Корр.: На данный момент коллекция состоит из пяти костюмов. Что они символизируют?

Ольга: Каждый костюм – это отдельный образ, это хранительницы-тотемы. Мы их создавали с идеей о том, что прошлое связано с будущим. Получились такие стилизованные костюмы из шерсти, льна, кожи и конского волоса. Мы даже края не стали обрабатывать.

Анастасия: Все натуральное, выполнено, как говорится, без единого гвоздя. Минимум обработки, так, как это выглядело бы много лет назад, когда еще не было швейных машинок. Показ – это театрализованное действо. Первая модель приветствует белой пищей, вторая – проводит обряд очищения. Кстати, она держит в руках чашу с богатой историей.

Ольга: Этой чаше более 100 лет, досталась мне от бабушки и дедушки. Она выдолблена из цельного куска дерева. По стенкам остались присохшие кусочки теста, их удалять даже не хочется…

Анастасия: На ней еще сколы и трещины, и это добавляет особый эффект. Третий образ – лучница-охотница, символизирующая промысел наших предков. Следом выходит девушка с плеткой. Плеть – как символ погонщицы, наездницы и в то же время защитницы семьи, рода, поскольку считается, что конский волос отгоняет злых духов. Завершает показ главный персонаж — шаманка. Она – символ объединения и смысл всей коллекции.

Ольга: Шаманка камлает, призывает духов. В данной концепции именно она всех объединяет. На показах во время её выхода у нас прямо мурашки бегут по коже. На её спине образ священной птицы – орла. Когда она поднимает руки, то распахиваются крылья. Также на спине изображен орнамент «шоу-черепаший панцирь» – символ мудрости и вечности. Его и другие орнаменты нам помог сделать Сергей Бунаев, за что ему отдельное спасибо. В руках у шаманки бубен и колотушка, они не настоящие, конечно, мы сами сделали. На бубне изображены танцующие по солнцу шаманы с рогами, мы их тоже взяли с писаниц на скале Сагаан-Заба.

Анастасия: Все образы в целом символизируют жизнь и традиции бурятского народа. Желая показать бурятскую культуру, без шаманизма никак нельзя. И этот пятый образ шаманки у нас «горел» давно, витал в воздухе, мы его сделали достаточно быстро.

Ольга: Эти костюмы несут свою энергетику, для нас это сакральные вещи. Даже писаницы на них с наших священных мест о многом говорят. Когда делаешь такие образы, надо спрашивать у духов разрешения. Шаманы говорят, что это титулованные вещи и с ними надо обращаться уважительно.

Анастасия: Что касается постановки, то в целом все продумывали сами. Но некоторые моменты уточняли у старшего поколения, а также обращались за советом к коллеге Татьяне Дудеевой как к хореографу с большим опытом. Она показывала правильные движения, жесты. Что-то в показ привносят сами модели, и образ от этого получается еще более живым.

Ольга: Обратите внимание – в костюмах нет пестроты, цвет – это тоже колорит. Все выдержанно, один костюм сочетается с другим, соответственно, цветовая гамма перекликается, но каждый несет свой образ. После показов, непосредственно члены жюри, говорили, что театрализация, подача, подбор музыки выполнены очень хорошо и «вкусно». Девушки-модели у нас тоже непростые. Кто-то занимается танцами, кто-то поет. Одним словом, они свободно чувствуют себя на сцене. К каждому образу мы подбирали модель по типажу, телосложению, лицу. Например, образ с витыми рогами. Тут должна быть женщина, уверенная в себе.

Анастасия: Или образ лучницы, которую не каждый может сыграть. Это этакая амазонка, способная выйти на охоту и добыть зверя. Поэтому мы всегда стараемся задать вопрос: «Видишь ли ты себя в этой роли?». И, если у нее есть желание надеть этот костюм и выйти на сцену, то подача образа получается правильной, она будто сливается с ним.

Спасибо всем нашим девушкам-моделям, откликнувшимся в разное время на наше предложение выступить. Это Елена Дмитреева, Ирина Кондратова, Татьяна Афанасьева, Нина Бороева, Сэсэгма Бунаева, Наталия Николаева-Музеева, Наталия Дананова, Людмила Павлова, Юлия Хамеруева, Татьяна Дудеева, Анна Тапкина, Елена Мотоева, Анастасия Хамеруева, Арина Васильева.

Корр.: Расскажите о ваших первых победах на конкурсах дизайнеров. Как вас встретила публика и коллеги по цеху из других регионов России?

Анастасия: В апреле состоялся отборочный тур международного конкурса-фестиваля «Сибирь зажигает звезды». Мы завоевали Гран-при и стали финалистами конкурса. В этом же месяце мы ездили в Казань на межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «ЭтноДар». Когда пришло положение по нему, мы почитали, посмеялись, а потом подумали: «А вдруг повезет?». В результате мы отправили заявку на заочный тур. Из 120 коллекций из России в финал отобрали 36, нас в том числе. Это было так волнительно заходить на сайт и читать списки финалистов. Конечно, очень обрадовались. Но встал финансовый вопрос. Огромное спасибо администрации района, которая откликнулась на нашу просьбу о финансовой поддержке. Там мы заняли второе место в номинации «Фэнтези».

Ольга: Мы только приехали с Казани, и надо было ехать на финал конкурса «Сибирь зажигает звезды» в Новосибирск. Денег уже не было. Поездки – это колоссальные затраты, так как мы ездим не вдвоем, с моделями. Тут отдельное спасибо всем жителям Ольхонского района и Лилии Машанской, она организовала сбор денег в «вайбере» на поездку в Новосибирск.

Анастасия: Буквально за четыре дня была собрана вся сумма на поездку, откликнулось так много людей! Когда мне сообщили об этом сборе, я не поверила, что такое может быть. Так мы поняли, что люди о нас знают, верят в нас, поддерживают. Спасибо им огромное!

Ольга: На удаленных конкурсах мы представляем не только Ольхонский район, но и Иркутскую область. Мы рассказываем о Байкале, откуда родом, о бурятах, в общем, несем нашу культуру.

Анастасия: В Казани нас приняли очень хорошо, по-моему, мы были одними из немногих, кому бурно аплодировали. Это так заряжает. После выступления к нам подходила женщина, изучающая историю разных народов, сказала, что в нашем показе нет ничего лишнего, попали в точку, показали бурятскую культуру такой, какая она есть. Также было приятно читать отзывы в интернете. Мы не ожидали такой реакции. Видимо, когда очень хочешь что-то сделать, и вкладываешь в это свою душу, чувства, энергию, то отклик будет всегда.

Ольга: Тут же подбегали фотографы, журналисты брали интервью. Самый благодарный зритель – это публика. А в Новосибирске жюри выразило желание увидеть нас на конкурсе на следующий год, женщина-хореограф из Москвы сказала, что ожидает пополнения этой же коллекции, другие предлагают нам попробовать заявиться в номинации «прет-а-порте» (повседневная одежда).

Анастасия: Эти поездки стали для нас большим опытом. Мы «поварились» в этой каше, где очень много дизайнеров с большой буквы, на их коллекции мы смотрели с восхищением. Их работы просто потрясающие! В какой-то момент в Казани перед самым выступлением мне стало страшно: «Что я тут делаю? Здесь люди с таким опытом, а мы приехали из далекого села. У нас даже края костюмов не обработаны!» (смеется). Но потом я собралась.

Ольга: Там, кстати, одним из участников был ученик самого Вячеслава Зайцева, известного модельера.

В Казани и Новосибирске нас тепло встретили представители бурятских диаспор. Поэтому выражаем огромную благодарность за поддержку председателю диаспоры в Казани Сэсэгме Викторовне Бубеевой и диаспоры в Новосибирске Энхэ Жаргаловичу Баяну.

Корр.: И традиционный вопрос – какие у вас творческие планы на будущее в качестве модельеров-дизайнеров?

Ольга: Впереди у нас конкурс дизайнеров в Санкт-Петербурге и Алтаргана. В Иркутске в номинации «Авангард» мы будем участвовать вместе с такими известными у нас дизайнерами как Анжелика Алсаткина, Валентина Ажунова. Это очень сильные конкуренты.

Анастасия: Приятно оказаться в одном ряду с именитыми модельерами. После Алтарганы планируем еще на «Этноподиум на Байкале», который будет проходить на турбазе «Байкал Трек». В общем, какие конкурсы есть, на те мы и пробуем отправлять заявки на участие.

Ольга: В будущем хотелось бы еще поработать в другом стиле. Время покажет.

Анастасия: Самое главное – в нашей работе мы видим поддержку руководства района, коллег, наших земляков, что нас окрыляет и очень помогает. Спасибо им за это. А также спасибо нашим родителям за то, что всегда рядом. Нередко мы приходим домой поздно ночью и, не поспав, утром уже уезжаем на какой-нибудь конкурс.

Ольга: Анастасия – главный организатор всех наших поездок на конкурсы. В тандеме очень легко работать, есть у кого спросить совета и на кого положиться. Ну, и мы загадали поездку в Милан (смеются).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111