Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

23.08.2018 12:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 23.08.2018 г.

История аэропорта в деревне Харанцы к 85-летию поселка Хужир

Автор: Светлана ШАТАЕВА

АН-2 на Ольхоне. Аэропорт Харанцы. Июнь 1968.

В моей памяти — январь 1995 года. Самолет АН-2 с аэродрома набирает высоту. Созерцанию моему предстала неописуемая красота: бирюзовая гладь Байкала с живописными островами и мысами и бескрайними просторами прибайкальской тайги, при виде которой замирает дух. Деревня моя, Харанцы с её домами всё удалялась и уменьшалась в размерах…

Первый самолет АН-2 прилетел на остров Ольхон 9 мая 1945 года с прекрасной новостью о Победе в Великой Отечественной войне. Он приземлился в центре современного поселка Хужир. При посадке он задел растущие сосны и получил незначительные повреждения. Летная команда жила в п. Хужир, ждала из города детали к самолету, взамен испорченным.

А в 1957 году, в год проведения IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, после долгих поисков размещения аэродромной площадки, на широких просторах вблизи деревни Харанцы на острове Ольхон был открыт небольшой аэропорт с аэродромной площадкой. Длина аэродромной площадки составляет 600 метров. Ширина взлетной полосы, обозначенной полосатыми красно-белыми бакенами должна быть равной 70 метрам. На территории аэродрома стоит небольшой флигель, над которым колышется конусообразный ветроуказатель. Здание аэропорта состоит из четырех комнат. В одной из них жили семьи работников аэропорта; во второй комнате, в пилотской, отдыхали сотрудники авиации; в зале ожидания находилась касса, располагалось 12 кресел для пассажиров, там же были большие весы для взвешивания багажа; в четвертой находилось радиобюро, поддерживалась связь с диспетчерами в населенных пунктах и с пилотами самолетов.

Первым начальником аэропорта был Танкович Виктор Викторович. По характеру живой, энергичный, общительный человек. Семья Виктора Викторовича жила в Хужире по Байкальской улице в здании аптеки. Супруга Людмила работала аптекарем. В семье росли двое детей. Виктор Викторович ездил на новой рабочей машине ГАЗ-51 с номером 23-22 РД, вспоминает Г.А. Ивлев. Помощником-радистом у него работал Наумов Леонид Перфильевич. Жена Леонида Перфильевича работала медицинской сестрой в Харанцах, звали её Лидия. В 1967 году семья Танковича В.В. переехала в город. Наумов Леонид Перфильевич, окончив в Иркутске курсы, перевелся работать начальником аэропорта в Дальнюю Мую на Ангаре Усть-Удинского района. В аэропорту д. Харанцы в то время работала молодая семья Седых Ильи Илларионовича и Надежды Гиляровны, которая приехала на остров Ольхон в 1966 году из Иркутска. Илья Илларионович был назначен начальником аэропорта, Надежда Гиляровна работала кассиром. Жили они в одной из жилых комнат здания, где у них родились трое детей: Валера, Андрей и Алеся.

В это время самолет АН-2 совершал до 6-7 рейсов за день, в зависимости от времени года, праздничных и каникулярных дней и количества пассажиров. Старожилы вспоминают, что до 1961 года билет на авиарейс стоил 130 рублей, 13 рублей новыми деньгами. Позже цена на билет понизилась и стала равна 8 рублям. Далее он только дорожал и достиг, твердыми советскими, 11 рублей. Пассажиры могли на борт самолета поднять 10 килограммов ручной клади. Если груз превышал норму, за «омулевый» багаж платили. Работали два маршрута. Перелет на самолете АН-2 рейсом №53 от Хужира (так он назывался) до города занимал один час, а рейс №138 с посадками в населенных пунктах по Байкальскому узлу (Еланцы, Бугульдейка, Хужир, Онгурены) два-три часа. Рейс №137 был обратный, на Хужир. Островские библиотекари вспоминают, что на районный семинар они летали в Еланцы за три рубля. Почта перевозилась на этом же самолете, для нее законно предусматривалось 150 килограмм авиагруза. Газеты и журналы доставлялись до адресата быстро и качественно.

Штат работников аэропорта состоял из начальника, двух радистов, кассира, шофера, моториста-дизелиста и сторожа-технички. Работали в аэропорту Брянский Николай Валентинович, Брянский Виталий Александрович, Мирошниченко Николай Алексеевич, Гуралев Михаил Григорьевич, Нелюбин Олег Тимофеевич, Дьякова Людмила Дмитриевна, Днепровский Александр, Баязитов Владимир Давлетович, Рыкова Евгения Васильевна, Рыков Павел Васильевич, Копылов Алексей Васильевич, Наумов Владимир Перфильевич, Копылов Василий Егорович, Копылов Георгий Федорович и многие другие. В 1975 году радистами работали Пешковы Николай и Валентина, молодая семья с Алтайского края. Во время летней рыбалки они вдвоем утонули в Байкале. У них осталась четырехлетняя дочь, звали её Оксана. В то время вместе с семьей Пешковых жил брат-школьник Николая. Детей взяла к себе сестра Николая.

1976 году Илья Илларионович переводится на должность радиста, из Иркутска начальником аэропорта назначен был Прокопьев Владимир Иннокентьевич. В своё время он пилотировал на самолетах ТУ-104, работал в п. Качуг начальником аэропорта, который ежедневно перевозил сотню пассажиров, затем в городе Иркутске был назначен ответственным руководителем над 36 аэропортами местных воздушных линии. Поработав на этой должности четыре года, Владимир Иннокентьевич попросился на Ольхон. Вместе с ним прибыла в Харанцы супруга Герольда Михайловна, которая будет работать радистом в аэропорту. В семье Прокопьевых двое детей: Богдан и Наталья. До начала работы парома «Дорожник» автобусные маршруты доходили только до Сахюрты. Владимир Иннокентьевич вспоминает, что иной раз за месяц отправлял в воздушное плавание до 600 пассажиров. Бывшие пассажиры самолета АН-2 вспоминают, что прилетали два вида самолетов: грузовые с деревянными скамейками и пассажирские, с мягкими креслами. Пассажирских самолетов летало мало. В конце 80-х годов был разговор, что 12-местный самолет АН-2 будет заменен на 16-ти местную машину Л-410 производства Чехословакия. Для этой машины была нужна взлетная полоса длиной 1000 метров.

В конце аэродромной площадки в районе Рыбхоза торчат старые лиственничные пни, которые наводят на мысль об удлинении аэродромной полосы, но старожилы считают, что эти деревья были спилены в восьмидесятых годах в целях безопасности при взлете нагруженных самолетов.

В 90-х годах на остров прибыла комиссия, целью которой было рассмотреть возможность создания авиарейса по бурятскому узлу «Чита-Улан-Удэ-Усть-Орда-Ольхон» на 16-местном самолете АН-28. Пришли перестроечные времена, проект не получил дальнейшего развития.

Но время шло. Владимир Иннокентьевич по характеру ответственный, исполнительный, требовательный к себе, каким и должен быть человек, посвятивший себя авиации, стал коренным жителем деревни Харанцы. Самолеты перестали летать в 1995-1996 годах. На аэродром садились иной раз «пожарные» самолеты, перевозившие лесопатруль. Менялись названия должностей, которые занимал Владимир Иннокентьевич Прокопьев, но аэропорт с 1976 года неизменно находится под его присмотром. Свои обязанности Владимир Иннокентьевич выполнял исправно, красил аэродромные знаки, подсыпаел образовавшиеся ямы, чинил ветроуказатели. Оборудование в аэропорту до сих пор работает исправно. С середины 90-х годов до 2005 года, когда на острове не было электричества, пятнадцативаттный двигатель в утренние и вечерние часы исправно снабжал электричеством жителей д. Харанцы, а следил за ним В.И. Прокопьева.

Летом 2014 года, когда кругом горела байкальская тайга, решили возобновить авиарейсы на самолете АН-28. Местное население с большой радостью, в надежде на возобновление авиарейсов, с «хлебом и солью» встретили лётную команду с представителями правительства Иркутской области и Сибирского управления гражданской авиации, которая прилетела на самолете АН-28. На этом авиарейсы завершились. Видимо, стоимость билетов не устроила обе стороны.

В 2015 году на околице здания аэропорта снят эпизод фильма «Млечный путь» режиссера Анны Матисон с участием известного актера Сергея Безрукова.

Прокопьев Владимир Иннокентьевич всегда был уважаем среди жителей в деревне Харанцы. И как пишется у В. Маяковского: «Мы говорим — Прокопьев, подразумеваем аэропорт, говорим — аэропорт, подразумеваем Владимира Иннокентьевича!»

Владимир Иннокентьевич и Герольда Михайловна, как в старой сказке, прожили долго и счастливо и умерли в один день 11 марта этого года. Аэропорт продолжает жить своей «особой жизнью» с надеждой на светлое будущее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1156