Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

23.05.2019 12:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 23.05.2019 г.

Легенда прошлого: пароход «Комсомолец»

Автор: А.В. Маланова, начальник архивного отдела администрации ОРМО

Многие жители Ольхонского района с ностальгией помнят, как плавал по Байкалу пароход «Комсомолец». Долгое время он был единственным пассажирским судном на Байкале.

Пароход был построен в 1932-1933 гг. на судостроительном заводе им Андре Марти (теперь «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Базой для проекта этого судна послужил проект сейнера океанского лова. Для того, чтобы переправить пароход на Байкал, его разобрали и отправил по частям в Иркутск. По этой же схеме до революции отправлялись паромы «Ангара» и «Байкал». В Листвянке пароход собрали и спустили на воду. Он имел длину 49,5 м, ширину 9,00 м. Пароход был грузопассажирским и имел грузоподъемность около 200 тонн. Мог вместить около 200 человек. Паровая машина мощностью 675 л.с. давала судну скорость полного хода 18,5 км/час.

С 1950 года, когда его переоборудовали в пассажирское судно, он бесперебойно обслуживал транзитную линию от истока Ангары до северной оконечности озера, исполняя роль пригородной электрички для населенных пунктов, расположенных на берегу Байкала. Пароход степенно, неторопливо совершал круговые маршруты, заходя в остановочные пункты: Порт Байкал, Танхой, Песчаное, Бугульдейка, Хужир, Онгурен, Усть-Баргузин, Давша, Байкальское, Нижнеангарск, Северобайкальск. 31,5 ходовых часа в одну сторону, 41 – в другую. Мореходные качества «Комсомольца» (корпус судна имел идеальные для одоления байкальской волны обводы) позволяли ему абсолютно спокойно преодолевать любой байкальский шторм на любом участке акватории. До 1964 года пароход ходил на угле, затем на мазуте.

На судне имелись две четырехместные, две восьмиместные каюты, два шестнадцатиместных кубрика, а также ресторан-столовая, кормившая пассажиров комплексным обедом за скромные деньги. Некоторые ставили свои палатки прямо на верхней палубе и таким образом путешествовали по Байкалу. Это, наверное, был самый демократичный корабль в мире, команда которого таким образом с пониманием шла навстречу многочисленным туристам.

Желающих уехать было много. Так в Порту Байкал на берегу ожидали несколько сотен человек. После объявления посадки люди с пирса прямо через борт прыгали на палубу и занимали места на судне. Как правило, примерно половина людей, ожидавших на берегу оставалась до следующего рейса. Билеты продавались на борту уже во время рейса и проверялись только при высадке на берег.

В день прихода Комсомольца берега в населенных пунктах напоминали самую настоящую ярмарку. Приход парохода был целым со­бытием в байкальских деревнях. Он возвещал о своем приходе громогласным гудком. Дети бежали и кричали: «Пароход, пароход пришел!» На берегу собирались все, кто был свободен от работы — старики, дети и те, кто работал поближе к причалу, на флоте. Погружались и разгружались мешки с орехами, бочки с ры­бой, ящики с ягодой, мешки, свертки, чемоданы. Осаде подвергался корабельный буфет… Очень точно описал это в своем стихотворении поэт Семён Флейшман:

Из-за домов, из-за околиц

Мальчишки к пристани бегут:

На горизонте – «Комсомолец»,

Его — как манны с неба ждут.

И старики, и комсомолки

С любовью тянутся к нему.

Ведь все рыбацкие посёлки

Давно приучены к тому ,

Что «Комсомолец» на Байкале -

Такси, и клуб, и магазин...

Десятки раз его трепали

Култук, Сарма и Баргузин.

К причальным стенкам глубоко сидящее судно швартовалось лишь в Порту Байкал и Танхое (там пароход набивал угольную яму, пока не перешёл на жидкое топливо). В остальных пунктах «Комсомолец» стоял на рейде, спуская на воду шлюпки. В Усть-Баргузине и Северобайкальске к борту парохода подходила баржа-площадка, ведомая под бортом небольшим буксиром.

Конец «Комсомольца» был достаточно странным. Насколько известно, после реконструкции приезжая комиссия пришла к заключению, что пароход потерял устойчивость и должен был уже давно перевернуться. В 1980 г. его поставили на прикол в Порту Байкал и сразу же срезали часть палубных механизмов. В 1981 году на Байкал привезли теплоход «Комета», который сменил списанный пароход, вызвав немалое возмущение жителей прибайкальских населенных пунктов — в отличие от «Комсомольца» «Комета» не могла взять на борт крупногабаритный багаж. После списания пароход некоторое время стоял в Порту Байкал, после чего был отбуксирован в район поселка Култук, где разобран на металл в 2006 году.

Очень жаль, что не сделали на его борту музей, как это было с ледоколом «Ангара», который стоит в Иркутске и радует местных жителей и туристов. Ведь несколько десятилетий «Комсомолец» был таким же непременным атрибутом Байкала, как его волны, скалы, ветры, омуль и нерпа. Он ходил точно, как корабельный хронометр, являясь самым надёжным средством сообщения на Байкале и, пожалуй, единственным судном, способным ходить в любую погоду. Сегодня по озеру плавают разные суда, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке, катера, лодки, принадлежащие организациям и частным лицам, но настоящего общего пассажирского судна, да еще соединяющего населенные пункты Иркутской области и Бурятии увы, нет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1118