Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

23.05.2019 11:22 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 23.05.2019 г.

Приольхонье. Церковь. Последний удар колокола

Автор: Николай КОРОЛЬ

Институт Церкви в дореволюционной России играл значительную роль и являлся влиятельной частью государственного механизма. Церковь устанавливала критерии духовности и нравственности, вела акты гражданского состояния, имела отношение к системе образования и т.д. С приходом в 1917 году к власти большевиков все кардинально изменилось.

Большевики Бога не признавали и относились к религии, как к идеологическому связующему государственной системы царской России. При строительстве нового социалистического общества институт Церкви стал не нужен, молодым правительством провозглашались другие принципы государственного устройства страны. 23 января (5 февраля) 1918 года издается Декрет СНК РСФСР – «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Новой властью осуществляется попытка раскола и реформации Церкви. Создается ряд обновленческих организаций, таких как «Живая церковь», «Союз общин древлеаппостольской церкви», в Сибири – «Союз церковного возрождения» и т.д.. Такая политика государства вызвала сопротивление большинства приходов Иркутска и окрестных сел, что привело к расколу православного духовенства Иркутской епархии на «обновленцев»(живоцерковников) и «противленцев» (староцерковников).

После разгрома Колчака и установления Советской власти, на территории Иркутской губернии начинают исполняться положения декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вместо приходских советов создаются приходские комитеты, которые уже не обладают правами юридического лица и правом собственности на недвижимое и движимое церковное имущество. 31.08.1920 года отдел юстиции Иркутского Губревкома сообщает о допустимости и законности проведения собраний общин верующих и приходских комитетов. Здания и предметы, необходимые для богослужебных целей, бесплатно передаются общинам с условием их полной сохранности и содержания /уплаты налогов, страховых взносов и т.д./.

Необходимо отметить, что отношение населения к проводимой государством антирелигиозной политике внимательно отслеживалось. В начале 1921 года в волости и хошуны были отправлены анкеты, ответы на которые дают возможность получить представление о сложившемся положении в деревнях и улусах Приольхонья. Из проводимых опросов известно, что по состоянию на февраль 1921 года миссионерский стан в ул. Еланцы, организованный с целью распространения православия среди бурятского населения, был закрыт. Миссионерской церковью Покрова Пресвятой Богородицы пользовались русские жители деревень Петрово, Попово и Тырган. Для проведения религиозных обрядов население приглашало священника Косостепского прихода. К идее использования храмов для общегосударственных нужд православные верующие относились враждебно. Бурятское население, исповедующее шаманизм, к устройству в культовых зданиях училищ, народных домов и т.д. относилось равнодушно.

Реализовывая задекларированное государством право на свободу вероисповедания, на территории Приольхонья, при Косостепской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы была образована община православных верующих /староцерковников/. При общине был избран Приходской Комитет. Службы в церкви проводил священник Павел Прокопьевич Амвросов, а псаломщиком состоял Николай Иннокентьевич Чубыкин. Все строения и предметы, переданные в пользование общины и предназначенные для культовых целей, подвергались строгому учету и имели оценочную стоимость. По состоянию на 1 ноября 1923 года известно, что Косостепской общине верующих передано: 1/ Здание церкви «из кирпича на каменном фундаменте, одноэтажное, с такою же колокольнею, построено в 1804 году», находящееся в с. Косая Степь. 2/ Одноэтажное деревянное здание часовни расположенное в д. Куртун, построеное в 1890 году. Размеры церкви: «длина – 13 саж. 8 вер., ширина – 7 саж. ½ вер.. Высота холодного храма – 3 саж. 2 арш. 6 вер., теплого храма – 2 саж. 5 вер., колокольни – 6 саж. 1 арш. 7 вер». Размеры Куртунской часовни: «10 ¾ х 8 ¾ х 4 ¼ арш.». При Косостепской Благовещенской церкви имелось пять колоколов: «1 – 20 пуд. 13 фун. (расколот); 2 – 7 пуд.; 3 – 6 пуд. (расколот); 4 – 2 пуд. 19 фун.; 5 – 25 фун.». В часовне с. Куртун – один колокол весом «1 пуд 27 ¼ фун.».

Сложно предположить, какими критериями пользовалась оценочная комиссия, но находящийся в Благовещенской церкви Иконостас в летнем храме трех ярусный был оценен в 1062 руб., икона «Б.М. Казанская размером 1 ¼ х 1 арш.» – 14 руб., дароносица серебряная весом 50 золотн. – 8 руб. 85 коп., Евангелие напрестольное в медной оправе 1890 года – 14 руб. 15 коп.. Икона «Св. Николая в раме под стеклом» из Куртунской часовни – 10 руб. 50 коп., лампада металлическая на цепях – 3 руб. 50 и т.д.. Общая стоимость всего богослужебного имущества Косостепской церкви составляла 12763 руб. 61 коп., а Куртунской часовни 314 руб. 27 коп..

Середина 20-х годов – это этап проведения ограниченной либерализации общественно – политической жизни в стране /НЭП/. В этот период отмечалось некоторое смягчение государственной политики, в том числе и в отношении религиозных вопросов. В Косостепской Благовещенской церкви регулярно проводились службы. В 1924 году в исполнительный орган Косостепской приходской общины входили: Амвросов Павел Прокопьевич /Косая Степь/, Чубыкин Николай Иннокентьевич /Косая Степь/, Копылов Николай Васильевич /Куреть/, Ланин Макар Романович /Косая Степь/, Чувашев Тарас Евтропович /Косая Степь/, Ланин Тимофей Логинович /Косая Степь/, Рыков Алексей Прокопьевич /Косая Степь/, Копылов Николай Иокимович /Куреть/, Копылов Семен Васильевич /Куреть/, Сочн…? Никита Григорьевич /Куреть/, Попов Павел Тимофеевич /Попово/, Вокин Иван Яковлевич /Куртун/, Рыков Александр Михайлович /Тырган/, Копылов Николай Семенович /Умбура/. В 1925 году сделан ремонт внутренней части здания Благовещенской церкви. 29 и 30 ноября 1927 года, в соответствии с указанием Административного Управления БНКВД, комиссией в составе представителей АИК-а, НК ПРОС-а и общины верующих проведен осмотр технического состояния Благовещенской церкви. В акте осмотра отмечалось, что капитальный ремонт зданию не требуется. Снаружи здания нужно частично восстановить и отштукатурить места, откуда выпали кирпичи. Необходимо произвести окраску всей крыши и куполов, которые перекрывались в 1912 – 1915 годах и были окрашены «медянкой». Внутри здание отштукатурено и побелено. Стены побелены несколько раз и следов живописи, «а в летней же половине кроме того кумпол и стены писаны стеной живописью», не сохранилось. Указывается на необходимость ремонта крыши деревянной сторожки /4.5 х 4.5 метра/, построенной в 1884 году. Ограда, общей длиной 195 метров, находилась в хорошем состоянии. Комиссией проводившей осмотр сделан вывод, что здание церкви нуждается в незначительном ремонте. Предварительная стоимость ремонта оценивалась в 250 – 300 руб.. На обновление живописи предполагалось израсходовать 400 – 500 руб.. Так же отмечалось, что помещение церкви отапливалось двумя печками – голландкой и русской «варистой». Мест для хранения ценных предметов и церковной утвари не имелось. Все окна оборудованы железными решетками. В внеслужебное время и на ночь здание церкви закрывалось на три замка, два навесных и один врезной. Внешнюю охрану осуществляли поочередно дежурные, назначенные из числа верующих.

Конец 1920-х годов, наступает время «первых пятилеток» – политики форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В Приольхонье проводится земельная реформа. Налоговые комиссии и собрания групп бедноты клеймят кулаков. Начинаются движения «Двадцатипятитысячников» и «Стахановцев». Осуществляются мероприятия по линии ВЛКСМ – «Всесоюзный культпоход». Организуются ячейки «Осоавиахима» и «Союза Воинствующих Безбожников». С середины 1930-х годов развертывается аймачное строительство. В списке возводимых объектов значатся: школа (ШКМ/НСШ), районная больница, вет. лечебница, жилой дом, Дом Культуры (ДСК), Дом Советов, ведется дорожное строительство и пр..

В это время Косостепская община верующих еще достаточно многочисленна. В 1928 году в состав общины входили жители из следующих населенных пунктов: с. Косая Степь – 276 чел. (125 муж., 151 жен.); выс. Кужертуй – 28 чел. (15 муж., 13 жен.); д. Куреть – 324 чел. (160 муж., 164 жен.); выс. Умбура – 18 чел. (12 муж., 6 жен.); выс. Баганта – 24 чел. (12 муж., 12 жен.); выс. Ода – 23 чел. (12 муж., 11 жен.); д. Петрово – 72 чел. (35 муж., 37 жен.); д. Попово – 44 чел. (25 муж., 19 жен.); д. Тырган – 69 чел. (36 муж., 33 жен.), выс. Ханхой – 33 чел. (18 муж., 15 жен.); д. Куртун – 120 человек (58 муж., 62 жен.). Общее число верующих старше 14 лет составляло 1031 человек, из них 508 мужчин и 523 женщины.

Ужесточение антирелигиозной политики осуществляемой государством в конце 20-х годов, вносило изменения в порядок существования верующего населения Приольхонья. В 1928 году Амвросова Павла Прокопьевича и его супругу Капитолину лишили избирательных прав. С 4 ноября 1929 года Амвросов П.П. оставил «свое служение» и на службе в Косостепской общине больше не состоял. В дальнейшем религиозные обряды проводились населением самостоятельно, «мирянским чином» и иногда приглашенными священниками.

В это же время ускорился процесс расформирования общин верующих и ликвидации «молитвенных домов». В начале 1930 года уже «самораспустилась» община состоявшая при дацане в ул. Харанцы, прекратила свою деятельность община Муринского дацана, не существовало общин при церквях из близлежащих сел – Баяндай, Ользоны и Хогот. 18 февраля 1930 года в с. Косая Степь состоялось общее собрание Косостепской общины верующих.

Первым пунктом в повестке собрания стоял вопрос о «сдаче храма и закрытии общины». Несмотря на «агитацию», проведенную председателем Косостепского сельсовета и приглашенным священнослужителем, собрание постановило – Храм содержать. За данное решение проголосовало большинство присутствующих, при одном голосе – против.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44