Меню
12+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

01.10.2020 11:37 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 01.10.2020 г.

Миссия учителя: традиции и современность

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

Депутат Законодательного Собрания Галина Кудрявцева о проблемах и развитии современной системы образования.

Галина Федоровна Кудрявцева — член комитета по бюджету и ценообразованию Законодательного Собрания Иркутской области, а также член комиссии по контрольной деятельности. В ее депутатские обязанности входит контроль за распределением и использованием областного бюджета, вопросы социальной сферы, строительство, капитальные ремонты учреждений.

Наша встреча с Галиной Федоровной состоялась в сентябре, который открывает новый учебный год во всех образовательных учреждениях. Для педагога, чей профессиональный стаж более 30 лет и который в настоящее время возглавляет Иркутский региональный колледж педагогического образования, первый осенний месяц — время подведения итогов и определения задач на ближайшее будущее. Поэтому мы решили соответствовать традициям и поговорить о том, как меняется областная система образования, какое влияние на нее имеет областной парламент и как реалии жизни отражаются на современном учительстве?

На пути обновления

— Галина Федоровна, насколько нынешний областной бюджет соответствует потребностям системы образования? Хватает ли средств на расходы, которые в отдельных районах составляют большую часть бюджетного финансирования?

— К сожалению, бюджетных средств, выделяемых на систему образования, всегда меньше, чем хотелось бы. В нынешнем году пандемия внесла свои неблагоприятные коррективы, это объективно. При ставшей привычной экономии, все же удается решать не только текущие, но и вновь возникающие проблемы. В этом году продолжалось строительство новых школ и дошкольных учреждений. Возьмем к примеру, Иркутский район, который отличается от других МО быстрым ростом численности населения. Естественно, вслед за прирастающим количеством жителей, обостряются проблемы обеспеченности социальной инфраструктурой. Несмотря на сложности в экономике, в районе заметно обновляется материально-техническая база. В этом году готовят к открытию школу № 1 на 750 учеников в Хомутово, такая же школа строится в Грановщине. Ожидается сдача в эксплуатацию школы на 1275 мест в Луговом. В ближайшее время начнется строительство школы в Березовом на 1550 мест и такой же в п.Западном (Хомутово). В этом году открыты новые детские сады в Луговом и Новой Лисихе; открыт филиал детского сада в Мамоновском МО, Дом Культуры в Усть Куде. Строится ДК в п.Молодежный; ФОК в с.Урик и Карлуке. В настоящее время строится детский сад в Ревякина и в ближайшее время планируются строительство дошкольных учреждений в Березовом, Усть-Куде, Большой Речке Молодежном, Хомутово. Появляются и готовятся к строительству новые проекты школы-сада в Горяшина, Сосновом Бору и других населенных пунктах.

Большая работа идет в Ольхонском и Слюдянском районах моего 13 избирательного округа, там ситуация не такая масштабная как в Иркутском, но также готовят к сдаче новостройки. Так, например, в Ольхонском районе в с. Хужир, наконец-то, приступили к долгожданному капремонту и реконструкции детского сада «Гномик», выделены необходимые средства. В районе Рудоуправление Слюдянки ведется строительство школы № 1, в г. Байкальске строится современный многофункциональный Культурный центр. Можно еще перечислять, что планируется. Но мы пока говорим о тех новостройках, которые либо завершаются, либо находятся на этапе активной подготовки. Одна из самых серьезных проблем – капитальные ремонты учреждений социальной сферы. Большинство зданий находятся в эксплуатации более тридцати лет и сегодня требуют обновления. Много учреждений уже отремонтировано, впереди еще много объектов запланировано. Необходимы внушительные финансовые средства, понятно, что одномоментно получить все невозможно. Но вместе с тем ведётся активное строительство новых объектов и ремонт существующих. И мы не можем не замечать эту положительную динамику.

Надо отметить, что на законодательном уровне принято своевременное решение о финансировании приобретения современного оборудования для школ и садов, в которых проводятся капитальные ремонты. В этом году, наконец-то, с «мертвой точки» сдвинулась проблема ремонтов общежитий студентов учреждений среднего профессионального образования. Этот вопрос по моей инициативе обсудили в феврале этого года на встрече с губернатором Иркутской области Игорем Ивановичем Кобзевым во время регионального чемпионата «Молодые профессионалы», который поддержал эту идею, и в настоящее время правительство готовит соответствующую программу.

— Условия проживания студентов — прежде всего вклад в развитие кадрового потенциала региона, фактически его будущего. Специалисты отмечают тенденцию оттока молодежи из региона. Что делают наши законодатели, чтобы миграция не была ущербной для педагогического сообщества?

— Принят Закон о целевом обучении будущих специалистов. Причём, этот Закон действует не только для студентов высших учебных заведений, но и для студентов СПО. Удалось увеличить суммы подъемных для молодых педагогов, выезжающих на работу в сельские и северные территории. Для сельских педагогов — с 17 до 80 тысяч рублей, для северян с 22 до 100 тысяч рублей. Согласитесь, это внушительная поддержка для молодого специалиста.

Официальная статистика свидетельствует об общем росте заработной платы в системе образования. Вам, человеку, пришедшему в парламент с «передовой», знающей всесторонне социальную сферу, известны многие проблемы, оставшиеся «за кадром» официальных источников. Что-то меняется в этих малоизвестных уголках системы образования?

— Я часто бываю в школах и детских садах, беседую с педагогами, внимательно слушаю их чаяния и мнения. Мне помогает мой опыт руководителя школы, районной системы образования, и я не только хорошо понимаю, о чем идет речь, но и вижу пути решения. Работа в Законодательном Собрании помогает мне выходить на сессии и заседания комитетов с полной уверенностью в обоснованности пожеланий работников системы образования и предлагать действенные механизмы реализации их инициатив. Возьмем, к примеру, такую тему, как оплата труда воспитателей в детских садах. Ранее на одну группу по штатному расписанию полагалось оплата 1,67 ставок. Думаю, что это в корне неверно. В прошлом году эту ситуацию выровняли, теперь при 12 часовом режиме в группе работает два воспитателя. Еще один пример устранения неравномерности – поощрение в честь Дня учителя и Дня работников дошкольных учреждений. Ранее не все категории могли рассчитывать на это поощрение. И задача законодателей – внести соответствующие поправки в действующее региональное законодательство, чтобы обеспечить финансирование по этой статье всех, причастных к этим праздникам. Кстати, в этом году сумма выплаты увеличена до 20 тысяч рублей.

— Известно, что дважды была увеличена субвенция на учебные расходы. Вы считаете, это достаточные траты?

— Эта субвенция рассчитывается с учетом количества учеников. Если мы хотим, чтобы наши дети использовали современное учебное оборудование, владели современными ресурсами, в том числе и цифровыми технологиями, чтобы в школах повышался библиотечный фонд, необходимо увеличивать расходы на эти цели ежегодно.

— Школа и детский сад, это не только педагоги и воспитатели, но и много других работников, которые также необходимы детям.

- Да, от работы технического персонала зависит безопасность наших детей и санитарное состояние учреждений. Возьмем для примера такую категорию работников, как водители школьных автобусов. Очень сложно одному водителю подвозить детей, которые учатся в две смены. Тем более, что он должен не просто привозить и увозить их из школы, но обеспечивать абсолютную безопасность. Значит ставки водителей необходимо рассчитывать не по количеству автобусов, а с учетом времени и трудозатрат на обеспечение подвоза обучающихся. Очень рада, что по моей инициативе в этом году приняты соответствующие поправки. Для ремонта и содержания школьных автобусов в каждой школе нужны гаражи, на строительство и ремонт которых, также необходимо планировать средства в бюджетах. Готовится поправка в Программу развития образования Иркутской области.

Проверка на прочность

-Прошедший учебный год стал настоящим испытанием для всей страны и в том числе для системы российского образования. Какие выводы вы сделали из объявленной пандемии и введения дистанционного обучения?

- Однозначно, полный переход на дистанционное обучение не всегда имеет положительные результаты. И дело в том, что сегодня нет достаточных условий: многие семьи не имеют не то что компьютеров, планшетов, качественной интернет-связи, а в отдаленных селах иногда вообще нет никакой связи. Абсолютный переход на дистанционное обучение невозможен еще и потому, что «не вписывается» в традиционное российское образование. У нас учитель – не работник сферы услуг, менеджер или обслуживающий персонал, он воздействует на детей своими личностными качествами – готовностью к самоотдаче, нравственными принципами, подвижничеством. Заочно воспитать в ученике личность невозможно.

- Но воспитание — это все-таки обязанность родителей?

- Не только родителей. Общество также отвечает за воспитание, и педагог в этом процессе занимает одно из ведущих значений. Пандемия и дистанционное обучение это еще раз доказали. Надеюсь, многие родители теперь по-другому и с большим пониманием будут относиться к воспитанию, обучению и к роли учителя.

- Как педагогическое сообщество оценивает уроки дистанта?

- От педагогов потребовались очень большие усилия, зачастую несопоставимые с финансовыми затратами. Фактически без какой-либо предварительной подготовки учителя попали в ситуацию, когда на них обрушилось напряжение, поиск новых форм и оптимизация образовательного процесса.

- Справились?

- За счет сверхнапряжения сил и трудозатрат каждого педагога и всех коллективов. Все это стало возможным только благодаря ответственному и осознанному отношению наших педагогов к своей миссии, профессиональному долгу.

- Можно ли с уверенностью сказать, что учитель традиционно остается особенной профессией в кризисные времена? Какой он, современный педагог?

- Обязательно готов к постоянному профессиональному развитию, соответствующим запросам и ожиданиям молодого «цифрового» поколения, и, как всегда, нравственным человеком, любящим свой профессию и детей, умеющим стать внимательным партнером для родителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16