Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

05.03.2020 11:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 05.03.2020 г.

Династия Брянских

Автор: Сергей ПОПОВ, с. Хомутово

Моя мама Брянская Александра Петровна работала нянькой. Её отец Петр Николаевич и Варвара Яковлевна поженились в 1903 г. У Брянских Петра Николаевича (1880-1944) и Варвары Яковлевны (1878-1967) было 9 детей. Жили они в д. Куреть Ольхонского района. Было свое хозяйство. Когда свершилась революция, им пришлось вступить в колхоз, чтобы избежать ареста. Было очень трудно, детей отдавали работать в другие семьи.

Хочу рассказать о своей двоюродной сестре Надежде Александровне Брянской, проживающей в с. Еланцы. Родилась она 10 февраля 1933 года в д. Куреть.

Отец Надежды Александровны, Александр Петрович, работал бригадиром в колхозе «Красный пахарь» д. Куреть Ольхонского района. По ложному доносу арестовали 30 января 1938 г., расстреляли 17 февраля 1938 г. в г. Иркутске. В семье осталось трое детей: Семен Александрович (1930-1992 гг.), Надежда Александровна (10 февраля 1933 г.), Гарий Александрович (1938-2010 гг.).

Вся физическая работа легла на его жену Матрену Тимофеевну. Очень было трудно одной растить детей. Надежда Александровна начала работать с 4 класса, т.к. карточки на хлеб не давали, нас считали детьми врагов народа. После уроков вязала сети для рыбаков, за это получала карточки на хлеб. О войне узнали от уполномоченного райкома партии. В деревне ( Куреть) в то время не было ни света, ни радио. Сразу объявили о мобилизации на войну. Почти все мужчины ушли на войну.

В 1941 г. Надежда Александровна закончила первый класс. Матрена Тимофеевна пошла работать на ферму дояркой в колхоз «Красный пахарь». Вся работа в колхозе легла на плечи женщин, детей и стариков. В колхозе «Красный пахарь» в то время работали три бригады и молочная ферма.

Сводку о войне сообщал уполномоченный райкома. В деревне все боялись и не любили почтальона, который приносил похоронки. В каждом доме были горе и слезы. Без мужской рабочей силы задавила нищета и голод. Хлеб давали на сутки 200 граммов, не было сахара, соли, мыла, одежды. Полнейшая нищета. Если имели корову, сдавали по 100 литров молока в колхоз, который отправлял на фронт масло, вареный сыр.

О победе 9 мая узнали в лесу на деляне, где пилили дрова для своей школы. Каждый ученик должен был напилить 2 кубометра дров и сдать директору школы. В нашем классе было 20 учеников. Все были дружны, делились всем. Если кто-то принес картофелины, делили поровну. Учебников не хватало, не было тетрадей, писали на листочках, газете. Чернила делали из свеклы. Школа учебниками не обеспечивала, но обучение было бесплатным.

После окончания 10 класса Надежда Александровна поступила в учительский институт, окончила в 1953 году. После распределения работала в Хужирской школе учителем математики. Затем перешла переводом в Бугульдейскую школу, а потом в Еланцинскую школу. Вырастила сына Андрея, выучила его — получил высшее образование. Пытался работать в школе учителем, перешел в милицию. Заочно окончил ИВШМ. Андрей женился, родилась дочь Тома. Она тоже окончила институт и вышла замуж, родила дочку.

Сын Андрей помогает во всем маме. Сейчас он на пенсии. Живет недалеко от Надежды Александровны, внимательный, добрый. Педагогический стаж Надежды Александровны в образовании составил 40 лет. За время работы в школах она зарекомендовала себя как творческий, эрудированный, грамотный учитель и классный руководитель, освоивший разные направления своей деятельности. Надежда Александровна — ищущий, увлеченный своим делом педагог. Она владела разными образовательными технологиями, такими как «Работа в сотрудничестве», активно применяла, осуществляла в своей работе оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, разрабатывала дидактические материалы к урокам.

Н.А. Брянская выстраивала педагогические целесообразные отношения с учащимися, учитывая их возрастную психологию и психологию межличностного общения, развивала у ребят интерес к математике. Учащиеся Надежды Александровны всегда показывали хорошее качество знаний по предмету. Внеурочная работа педагога разнообразна и познавательна: математические викторины, КВНы и т.д. Участие в этих мероприятиях выполняют не только обучающие функции, но и выявляют в детях творческие способности, чувство ответственности и сплоченности.

Надежда Александровна — талантливый разносторонний человек, принимала активное участие во всех мероприятиях школ. Благодаря своим деловым, профессиональным и человеческим качествам она пользовалась заслуженным авторитетом, уважением среди коллег, родителей и учеников. До сих пор ученики звонят, приходят в гости и благодарят.

10 лет Надежда Александровна работала председателем райкома профсоюза учителей. За труд в обучении и воспитании учащихся, за гуманное и доброе отношение к детям, родителям награждена медалью «100 лет профсоюзам России», Почетной грамотой Министерства просвещения РФ, имеет звание «Ветеран труда», юбилейные медали к 60-летию, 65-летию, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Также она победитель социалистических соревнований 1974 года, 1976 года, 1987 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52