Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

09.07.2020 10:34 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 09.07.2020 г.

Реальны ли байки музейного?

Автор: Эльфрида Невзорова, арт-директор журнала Иркутское фотографическое обозрение «ИФО-ФОТО»

История одной фотографии

Столетняя щука. Дети на Ольхоне. Фото Дмитрия Дебабова. 1947 г.

Как-то известный иркутский психолог издавал в Издательстве ИГУ свою книгу. Уже в процессе печати была обнаружена техническая ошибка. Я переживала и позвонила ему, а он сказал:

– Эльфрида Александровна, такие ошибки большинство людей не замечает, зато некоторых они натолкнут на новые исследования…

Так и получилось.

В 2017 году к 80-летию Иркутской области мы готовили большую фотовыставку, в которой принимали участие профессионалы и любители. Целый блок фотографий мы посвятили хронике событий, связанных с Иркутской областью. Искали в разных архивах, у фотографов-ветеранов, и на глаза попался фотоальбом «Siberia in the Eyes of Russian Photographers», изданный в США несколько лет назад. В альбоме была фотография Дмитрия Дебабова «Столетняя щука. Остров Ольхон, озеро Байкал». Двое мальчишек держали огромную щуку. Уже только размеры этой щуки вызывали восторг, и мальчики-буряты гордились таким уловом рыбаков. В подписи к фото стоял год съёмки – 1938.

На Ольхоне живут наши друзья Светлана и Пётр Холутовы. Однажды они уже помогли нам установить личность женщины-бурятки на современном фото немецкой путешественницы Петры Бюшельбергер, которая была опубликована в нашем журнале «ИФО-ФОТО». Остров Ольхон небольшой, и все старожилы знают друг друга, но, к сожалению, с каждым годом их остаётся всё меньше. Однако ещё теплилась надежда разыскать этих детей и узнать историю этой замечательной фотографии.

Прошёл год. Раздался звонок:

– Здравствуйте, я Роза Борисовна Бурлова! Ваш номер телефона мне давал мой одноклассник Пётр Холутов, но я его потеряла, и вот в «Молчановке» мне дали его… Я хочу вам сказать, что в подписи под фото Дебабова произошла ошибка, это не 1938, а 1947 год. Я это знаю точно. Снимок сделал фронтовой товарищ моего отца Дмитрий Дебабов. После войны он приезжал к нам в гости на Ольхон, долго жил, ходил с отцом на охоту и рыбалку. Я родилась в 1947 году. А Дебабов делал фотографии нашей семьи, на которых мама была беременна мной…

Я слушала Розу Борисовну с нескрываемым интересом.

– Мне папа очень мало рассказывал о войне, как и многие фронтовики, – продолжала Роза Борисовна. – Он был очень хорошим шофёром. Возил многих людей в опасных и трудных военных поездках, Дебабов был одним из них. И после войны неуёмного фотографа интересовала жизнь людей в самых отдалённых местах Советского Союза. Это сейчас Ольхон для нас совсем близко, а раньше он был даже местом ссылки… Папа ему так рассказывал о своём Байкале, что Дебабов запомнил это и, будучи фотокором «Известий», в 1947 году приехал. Они вместе ходили на охоту, на нерпу и на рыбалку. Люди тогда жили бедно, но дружно и интересно.

А на фотографии слева мой брат шести лет (1941 г. р.) Геннадий Бурлов и его друг Апханов.

Брат Геннадий после окончания ИСХИ проработал, как и наш отец, инженером-механиком на Ольхоне, занимался спортивной борьбой, был кандидатом в мастера спорта и пропагандировал этот вид спорта на Ольхоне. В память о моём брате в районе проходят турниры молодых борцов…

Больше часа Роза Борисовна рассказывала о жизни на острове. Уже нет тех маленьких селений, где жила её семья до войны. Уже рыбы стало меньше и нет таких столетних щук. Многое изменилось… Я договорилась с Розой Борисовной о встрече у неё дома в Иркутске. Она всё рассказывала об отце, маме, брате и его семье, так как сыновья Геннадия Бурлова уже в третьем поколении – инженеры-механики.

Конечно, мы никогда бы не узнали о шофёре-фронтовике Борисе Бурлове, если бы не замечательная фотография Дмитрия Дебабова, на которой его шестилетний сын с товарищем несут огромную щуку.

В дальнейшем исследовании, теперь уже о самом фотографе, мне во многом помог Интернет. Дмитрий Георгиевич Дебабов (1899–1949) был основоположником «экспедиционного жанра» в фотографии. По стилю съёмки он был близок Александру Родченко: крупные планы, снятые с низкой точки, да так, что видны чешуйки или ворсинки, а общие – с самой высокой. Ещё в театре С. Эйзенштейна он познакомился с фото- и кинотехникой, это привело его к получению специальности «режиссёр-оператор хроники» в ГИКе в 1930 году. Любовь к фотографии привела его к профессиональной журналистике в газете «Известия». Фотокором он прошагал, проехал, пролетел полмиллиона километров, что в те годы было профессиональным подвигом.

Его увлечением были северные районы нашей родины. Фотографии имели огромный успех на международных конкурсах. На одной из выставок его снимок «Полярная ночь» приобрёл президент США Ф. Рузвельт.

Просто невероятная удача, что фронтового корреспондента на войне возил наш земляк с острова Ольхон Борис Бурлов. Очевидно, его живые рассказы не оставили равнодушным Дебабова, и он посетил своего фронтового товарища. Дебабов сделал целую серию фотографий с щукой, одна из них, где дети держат щуку вертикально, очень долго висела в холле Иркутского облисполкома, причём большого формата, какой ещё не печатали в Иркутске. А в ноябре 1948 года Иркутский облисполком провёл фотовыставку Дебабова о Байкале. Это была его последняя встреча со зрителями. В сентябре 1949 года Дмитрия Георгиевича Дебабова не стало…

Так цепочка событий, связанных с фактической ошибкой, привела меня к интересной истории одной фотографии.

И вот, когда, казалось, я узнала всё, Пётр Холутов вдруг вспомнил: «Так голова этой самой щуки до сих пор находится в краеведческом музее имени Н. М. Ревякина в Хужире…»

Давайте посмотрим! И снова меня в дорогу позвала щука…

Хужир – совсем небольшой посёлок, но здесь есть уникальный краеведческий музей. И это, действительно, очаг культуры, так как я заметила здесь русских и иностранных посетителей, с интересом рассматривающих экспонаты музея. Мы ещё не знали, кто такой Н.М. Ревякин, а Пётр всё время рассказывал о своём учителе, о его мотоцикле. И вот я вдруг вижу этот мотоцикл в музее, эту огромную, уже высохшую за 72 года голову столетней щуки… всё складывается, так вот кто этот учитель…, который воспитал в нашем друге любознательность, любовь к своей малой родине, трепетное отношение к духовному наследству. Но совершенно неожиданным оказалось то, что именно в этом году в Хужире отмечают юбилей народного учителя Н. М. Ревякина. Так история о столетней щуке вылилась в невероятное путешествие по Ольхону, его духовным местам, знакомству с людьми, неравнодушными к истории своего края.

Большое спасибо Ю.С. Мушинской и сотрудницам краеведческого музея, библиотекарю Хужирской библиотеки С.С. Шатаевой, Розе Борисовне Бурловой и, конечно же, Петру Холутову за их память к прошлому и доброе отношение к людям в наше время. Так хочется сказать: «По щучьему велению, по моему хотению, пусть долго живёт память о добрых людях острова Ольхон на Байкале!». Удачи и успехов вам, друзья!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54