Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

25.11.2021 15:07 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 25.11.2021 г.

Село Еланцы: от каменного века до современности

Автор: Станислав Грешилов

Здание Райкома партии, 50-е годы. Сейчас здесь УСК "Байкал-Спорт"

Продолжение. Опубликовано в №№ 5, 10, 13, 20 2021-го года.

Новая экономическая политика

На четвертый год революции коммунистическая партия круто изменила свой курс. В холодный и голодный декабрь двадцатого года VIII съезд Советов принял план ГОЭЛРО, и Ленин пророчески предвидел, что электрификация переродит Россию. Партия провозгласила переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике, призванной укреплять союз рабочего класса с середняком, направлять все силы на восстановление и подъем народного хозяйства.

Часто проходили народные собрания Еланцынского хошуна, на которых рассматривались вопросы о семенном фонде, выборы делегатов на аймачный съезд, о создании хошревкомов и многое другое. Но самый острый вопрос стоял о продовольствии – в то время в районе наблюдался спад сельскохозяйственного производства и рыбного промысла. Уменьшились и без того незначительные посевные площади. Количество скота в 1923 г. уменьшилось по сравнению с 1916 г. на 32,2 %. Ощущалась нехватка рабочих рук. Не урегулированы были земельные отношения.

Под руководством аймачной партийной организации коммунисты Ольхонского хошуна приступили к большой работе. Широко использовались партийные конференции и собрания, съезды советов, собрания граждан и сельские сходы крестьян. Пропагандировалась новая экономическая политика (НЭП).

Постановления булисполкомов обязывали все булуки сообщать о состоянии всходов озимых, яровых хлебов, о происшествиях, пожарах, грабежах, появлении бандитов и вообще о посторонних лицах срочно нарочным, об оказании помощи бедным, одиноким, о регистрации движения населения.

Были назначены санитарные комиссии, пожарные старосты, заседатели народного суда, члены налоговых булучных комиссий.

Издавались распоряжения по очистке населением дворов и помещений от нечистот так, чтобы нечистоты не загрязняли берега Байкала и рек: принять меры по очистке водоемов, колодцев. Обнаруженные трупы павших или недоеденных волками скота, собак и прочих животных предписывалось зарывать сейчас же глубоко в землю.

Исполкомом организованы разные артели: нерповщиков, бондарей, рыбаков, охотников. Население приступает к рубке леса.

21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. Весть о смерти вызвала невыразимую скорбь у советских людей и трудящихся. Известие сколыхнуло трудовое население хошуна. Во всех деревнях и улусах состоялись митинги и траурные собрания, на которых заявляли о своей готовности строить новую жизнь по Ильичу. На призыв январского экстренного Пленума ЦК партии (1924 г.) «Шлите в ряды партии лучших, передовых, честных и смелых бойцов…» поступили десятки заявлений о приеме в партию от наиболее передовых, подготовленных представителей рабочих и крестьян. К таким относились: Убониев Михаил Убониевич, Пронькин Лазарь Прокопьевич, Имигинов Илья Имигинович, Рыкова Евдокия Андреевна, Халбаев Дмитрий Дудороскинович, Бураев Ользон Петрович, Буинов Абзай Рубахаевич, Баднаев Роман Баднаевич, Мороткин Собор Матяевич, Соборкина Бубешка С., Шигнохоев Орбодой Шигнохоевич, Шигаева Анна Шигаевна, Бороев Миман Бороевич, Голдобин Михаил Голдобинович, Заяханов Таршинай Ташиевич.

С приливом новых сил партийная организация хошуна стала более боевитой, политически зрелой, способной выдвигать конкретные практические мероприятия в хозяйственном строительстве применительно к местным условиям.

Село Еланцы, середина 30-х годов. Сейчас улица Ленина 

Коллективизация

Чтобы облегчить борьбу крестьян с нуждой и кулацкой кабалой, начали создавать крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (кресткомы), создали кредитные кооперативные и потребительские общества, тем самым создали начало производственному кооперированию крестьян.

В 1926 году на территории хошуна функционировало 6 таких обществ. Первичная кооперация позволяла коллективно обрабатывать землю и осваивать природные богатства, а главное, избавляла от эксплуатации и нужды. В 1927 году в Анге была создана сельскохозяйственная коммуна им. П. Пронькина (в память о погибшем земляке за власть Советов). Таких первичных форм кооперации уже к концу 1927 года на территории Ольхонского края было создано 12 с охватом 22% бедняцких и середняцких хозяйств. К концу 1929 г. в колхозы объединились 25% крестьянских хозяйств хошуна, к концу 1930 г. – 80%. В Анга-Бургатской коммуне им. П. Пронькина на 1 января 1930 г. было 220 хозяйств. Это было крупное коллективное хозяйство, объединяющее свыше 2/5 поголовья скота и 1/3 посевов всего булука. Этому хозяйству дополнительно были отведены земельные наделы из казенных и конфискованных кулацких земель, в частности 65 десятин казенных пашен. Председателем коммуны работал товарищ Баршуев.

С 1927 года в целях ликвидации безграмотности открываются читальные избы (библиотеки). Работали в них избачи, в основном молодежь, имеющая 7 классов образования. Молодые избачи в целях ликвидации безграмотности ездили по улусам и деревням, учили читать, писать и считать. Задача была охватить максимальное количество людей. Более грамотные и способные обучать направлялись работать по всему району. Вели списочный подсчет обученных. Избачи с обучением вели разъяснительную работу, своего рода были агитаторами советской власти, зачитывали газеты и журналы.

В 1930 году в связи с введением в Приангарье всеобщего начального обучения в районе открылись первые начальные школы. В селе Еланцы в разные годы школа располагалась в разных зданиях. Одним из них является здание нынешней аптеки по улице Ленина. Там была школа 30-х годов.

В августе 1930 года на 3 сессии ЦИК Бурят-Монгольской АССР 4 созыва было принято постановление о включении республики в состав Восточно-Сибирского края. V съезд советов Бурят-Монгольской АССР, состоявшийся в январе 1931 г., утвердил это постановление. В это время колхозное строительство переживало ряд серьезных трудностей, были периоды «отлива» (ухода) из колхозов. Причиной ухода с колхоза были бескормица и «не желание жен…», как указывалось в докладных записках. Главные же причины были в ускоренном процессе вовлечения в колхозы хозяйств, так как советская власть на местах ориентировалась на исполнение решения Сибкрайкома ВКП(б) вовлечь к весенней посевной 1930 года в колхозы 100% крестьян.

Волнения крестьян

Многие хозяйства были вовлечены в колхоз принудительно. Были недовольные при распределении урожая и обобществлении скота. Были перегибы со стороны партийных ячеек. Так как не было дано точного определения «кулак», поэтому на местах под эту категорию попадали зачастую те, кто обладал чуть большей, чем у других, площадью земли, лишней мерой зерна, большим количеством скота, более добротным домом или имел больше простой домашней утвари. Насильственность проявилась во время образования колхозов, коммун, сельхозартелей. Непривычным для многих было понятие «трудовая повинность». Жители трудно воспринимали разрушение первичного религиозного культа. Многие зажиточные крестьяне стали укрывать имущество и продуктовые «излишки», вели забой скота. За 2 года с 1928 по 1930 годы количество скота уменьшилось на 39%. Падение кривой в росте животноводства в эти годы есть следствие классовой борьбы в улусах и деревнях. Последней каплей терпения хозяйств единоличников было раскулачивание. Недовольные новой властью начинают уходить в леса, сбиваться в группы и отряды, развивают «террор мести».

Так 20 декабря 1931 года с грифом «Весьма срочно – Совершенно секретно» поступает донесение начальника управления РКМ при СНК БМАССР Репина в областной комитет ВКП(б): «… согласно поступившим сведениям начальника управления милиции Эхирит-Булагатского аймака на участке Баганта, Хоготовского булсовета, и на территории Ольхонского края появилась банда в 20 человек из кулацкого, антисоветского и уголовного элемента во главе с Ивановым И.А. (в прошлом – почтовый работник Хоготовского булсовета). Банда ставит своей целью расправу с местным активом, колхозниками, партизанами и комсомольцами».

Банда охватывает своим действием Эхирит-Булагатский, Ольхонский и Качугский районы. Иванов дал наименование контрреволюционной организации «Промпартия». В составе банды находится участковый инспектор шестого участка Ольхонского края Жбанов И.М. В прошлом он – казак из Селенгинского аймака. Во время революции сбежал из казачьей сотни, примкнул к партизанским отрядам, с 1920 по 1923 годы работал в рядах милиции Эхирит-Булагатского аймака. Был начальником отряда по ликвидации всевозможных банд, оперировавших в то время по аймаку. С 1923 по 1925 годы состоял в должности старшего милиционера по Ольхонскому краю. Уволившись по собственному желанию, перешел на службу лесообъездчиков по прежнему в Ольхонском краю. За прошлые годы зарекомендовал себя честным, полезным милицейским работником. Поэтому, во время комплектования аппарата милиции он, как старый работник, был снова принят в ряды РКМ. Его уход в банду в то время являлся загадкой.

Семьдесят процентов банды составляют буряты аймака. Среди бандитов три женщины. 23 ноября 1931 г. банда делает открытое вооруженное выступление в районе улуса Огул Косо-Степского булсовета, где бандиты провели мобилизацию, пополнив свои ряды из местных жителей. Пятерых активистов улуса – Тапхонаева Григория с женой, Подпругина О. с женой и Романова Алексея за отказ выступить против Советской власти отвели в тайгу на километр от улуса и зверски убили. После мобилизации 25 человек, пополнив запасы продуктов и захватив несколько лошадей, двинулись на с. Косая-Степь. По пути следования отряд встретился с выехавшими навстречу уполномоченным БМ ОО ГПУ Вишневским и избачём Лавреновым. Завязалась перестрелка, в ходе которой банда хотела захватить их в свои руки, но последним удалось скрыться. После столкновения банда изменила курс, возвратившись обратно в улус Огул, откуда уже ночью двинулась лесом в глубь тайги в сторону с. Еланцы, остановилась в верховьях реки Анга, где соорудила землянку, намереваясь там окопаться.

Высланный боевой отряд в ночь на 25 ноября напал на месторасположение банды и открыл огонь. Бандиты же, оказавшись вне землянок, сумели оцепить отряд и завязали часовую перестрелку, в ходе которой убит один бандит (Петров Егор) и ранены помощник начальника боевого отряда и один боец. Остальные бандиты скрылись в северной стороне тайги Ольхонского края. Часть вернулась домой. На последнем месте стоянки банда расстреляла колхозника, мобилизованного под силой оружия, за попытку побега.

Для подавления контрреволюционного восстания и для ликвидации банды в Ольхонском крае переброшено два взвода из войск ОГПУ, из районного партактива организован боевой отряд в тридцать человек.

В информационной сводке от 01.01.1932 г. сообщается, что «отрядом бойцов из ПП ОГПУ ВСК, БМОО ГПУ, местного партактива, милиции часть банды ликвидирована, часть разбита и рассеяна (примерно 10 человек остались в тайге). Иванов скрылся, а Жбанов убит в перестрелке».

В 1932 году стали рассматриваться вопросы «О мерах борьбы с принудительным обобществлением скота». Принято решение на заседании Ольхонского хошунского комитета ВКП(б) «Таловскую партячейку (бюро) распустить, секретарю товарищу Д. дать строгий выговор, в трехдневный срок выдать овец и коз колхозникам из молодняка 1932 г., беднякам, многодетным семьям – под кредит, остальным – за наличный расчет. И впредь не допускать отлив из колхоза, как в Таловской и Хурай-Нурской организациях, где колхозники до сего времени не имеют в индивидуальном пользовании никакого скота». С хозяевами-единоличниками стали проводить разъяснительную работу, поощрять вхождение в коллективную собственность.

Преобразование

К концу 1932 года считается, что была закончена коллективизация сельского хозяйства, было создано 37 колхозов в Ольхонском крае. Из них при Ангинском булсовете следующие хозяйства: сельхозартели «Сталин», «Красная Нарин-Кунта», «Делегатка», «Улан-Буин», «Усть-Анга», «Искра», «Осоавиахим», «Земреформа», «Хамисан», «Коминтерн», «Труд бурят, русских», «Ударник».

С 1933 года поступает помощь государства в виде сельхозтехники (на конной тяге). Уборка сенокосов конными косилками и гребницами увеличивает объемы кормов. С 1934 года начинает увеличиваться поголовье скота.

В 1934 – 1935 году в Еланцах начала работу Ольхонская неполная средняя школа им. Доржиева (семилетняя), построенная методом народной стройки. Первый выпуск школа осуществила в 1936-37 учебном году. В 1937 году школа сгорела, и в тот же год на ее месте было построено новое здание. В августе 1938 года Ольхонская неполная школа была преобразована в Еланцынскую среднюю школу, которая стала первой средней школой в районе. Немного позже многие колхозы в целях обучения своих детей в средней школе районного центра переносят добротные амбары и приспосабливают их под жилье для учеников, образуется целая группа домов-интернатов (сейчас это ул. Советская, ниже Центра занятости). Дети сами убирались, отапливали помещения, варили еду, старшие приглядывали за младшими.

Еланцынская школа, начало 60-х годов

Постановлением Президиума ВЦИК от 11 февраля 1935 года была утверждена новая районная сеть Восточно-Сибирского края и входившей в его состав Бурят-Могольской АССР, были созданы новые аймаки: Заиграевский, Джидинский, Улан-Ононский, Бичурский и Ольхонский.

В феврале, марте, апреле 1935 г. на заседаниях бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) рассматривают вопросы, связанные с созданием новых аймаков. Так постановлением от 21.02.1935 г.:

п. 1-2 утверждается состав оргбюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) в новых организуемых аймаках: по Ольхонскому аймаку: Хандранов (секретарь оргбюро), Голдобин, Убугунов Н.Е. (члены). Состав оргбюро ЦИК БМ АССР: Голдобин (председатель оргбюро), Хандранов, Олоев (члены);

п. 3 в порядке укомплектования ответственных советских работников направлены прокурором – Языков, нарсудьей – Будеев, заведующим аймфинотделом Шишкин;

п.4 «О центрах и границах вновь созданных аймаков» (докладчик Козлов) поручено товарищам Козлову, Доржиеву, Дампилоне и Метелеву от имени бюро разрешить вопрос о границах и центрах новых районов и организовать в них райвоенкоматы».

В марте 1935 года рассматривались вопросы «Об укомплектовании аймачно районных аппаратов во вновь организованных районах» и категорически предлагается в двухдневный срок выехать на места. Прорабатывались вопросы с Госбанком, Заготзерно, Заготскот и т.п. Наркомфинотдел обязали в 5-дневный срок рассмотреть бюджеты новых исполкомов и сомсельсоветов. Доржиеву поручалось проработать вопрос обеспечения новых районов средствами передвижения. Обязали Пилунова и Балтуева особо проработать вопрос товарно-индустриального, продуктоснабжения и организации новой сети магазинов, хлебных киосков, столовых.

На основании решения об организации новых аймаков с центрами, начиная с конца марта 1935 года, с. Еланцы стало преобразовываться. Населенный пункт буквально «закипел» строительством новых зданий, домов, улиц. В Еланцы прибывали новые люди, формировались новые места работы и должности, привлекались многие местные жителей уже Ольхонского аймака. Еланцы становился центром будущего района.

В 1935 году в ускоренном темпе перевозятся дома и амбары большей степени раскулаченных в разных деревнях и улусах и сооружается административное здание. В нем ютятся новый аппарат аймака, НКВД, финансисты, начинает работать столовая (сейчас это магазин Нуган). Один из больших домов перевозят под Госбанк, амбары перевозят под склады Продуктснаба, тут же строится контора (позже станет хозяйством Совхозрабкоопа, Райсоюза, а затем Райпотребсоюза).

В конце 1935 года в райцентре появилась «полуторка», прикрепленная к Продуктснабу, затем «газик» исполкома. При появлении транспорта люди с удивлением выходили на улицу, рассматривая диковинку.

Здание Райсоюза, 60-е годы

В 1936 году аппарат аймака переезжает в введенные в эксплуатацию два новых двухэтажных административных здания на ул. Пенкальского (сейчас этих зданий уже нет). Между административными зданиями начинает работать Еланцынский дом культуры (до пожара 1935 года под клуб было приспособлено здание Покровской церкви).

В 1937 году началось строительство большой больницы, завершить строительство больницы удалось только в годы ВОв. Это здание разобрали в 2020 году. До этого с 1935 года работала аймачная больница на 15 коек с двумя штатными врачами Павловым и Тюляевым, которые жили и трудились в четырех-квартирном доме медиков (на углу ул. Ленина и пер. Пионерский).

Итак, к 1937 году с. Еланцы представляла из себя несколько улиц и отдельно стоящих зданий и домов. Его география по названиям современных улиц – это ул. Пронькина, часть улицы Ленина (от магазина «Баргузин» до протоки р. Анга), несколько зданий и домов по ул. Советская (в то время ул. Нагорная), отдельно стоящие здания школы (на месте современной трехэтажной школы), строящаяся больница (территория между современной больницей и детским садом «Солнышко»). Не останавливался процесс перевозки и строительства домов людей, решивших жить и работать в Еланцах, постепенно намечается образование новых улиц.

Многие строительства проходили методом народной стройки, часто проходили коммунистические субботники с призывами и лозунгами, насквозь пропитанными борьбой против старины и строительством нового мира. Лозунги обращались к каждому: «Наш герой – простой человек, который в тяжелых условиях неутомимо и мужественно строит свое, рабочее крестьянское государство».

Наступил 1937 год – год перемен.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

401