Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

12.02.2021 12:08 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 11.02.2021 г.

Село Еланцы: от каменного века до современности

Автор: Станислав ГРЕШИЛОВ

Группа детей краеведческого кружка «Юные путешественники» в песчаном карьере, на месте стоянки первобытного человека, сентябрь 2020 г.

От редакции: Публикуем начало большой краеведческой работы о селе Еланцы, подготовленной преподавателем Ольхонского Дома детского творчества Станисловом Грешиловым. Как оказалось, у нашего районного центра нет собранной воедино истории, разрозненные факты пришлось собирать по крупицам из разных источников. Продолжение о разных исторических периодах читайте в следующих номерах нашей газеты.

Каменный век: первые следы человека

Название Еланцы происходит от бурятского слова «елганса»: «елга» — ложбина, лог, падь, «ганса» — только один, т.е. «одинокая падь».

Древнейшие следы деятельности человека на территории современного села Еланцы и прилегающих территориях относятся к очень отдаленному времени. Такое заключение помогает нам определить археология, которая изучает историю и культуру человека с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков.

Как показали исследования археологов, первобытный человек существовал здесь уже в конце древнекаменного века, называемого верхний палеолит, это 25-15 тысяч лет тому назад. Стоянка возле села Еланцы обнаружена Саянским отрядом Северо-Азиатской экспедиции ИИФФ СО АН СССР (А.П. Окладников) в 1977 году. Повторно исследована Байкальским отрядом БКАЭ ИГУ (О.И. Горюнова, В.М. Ветров, Н.Е. Бердникова) в 1987 г. Место расположения раскопок находилось в песчаном карьере, местным жителям известном как «Песочка».

На месте стоянки обнаружены оббитые и расщепленные гальки кварцита, они были собраны непосредственно на современной поверхности. Среди находок А.П. Окладниковым выделены гальки-нуклеусы (куски – отщепы или пластины камней, чаше всего из кремня, для изготовления орудия) и скребковые орудия.

Через десять лет после обнаружения стоянки Байкальским отрядом БКАЭ ИГУ достоверных артефактов уже не обнаружено. Возможно, в связи с интенсивным строительством районного центра артефакты были вывезены вместе с песком. Коллекция, обнаруженная в 1977 году, хранилась в фондах ИИФФ СО АН СССР. Сейчас это фонды Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН).

В то время, когда была стоянка первобытного человека, заканчивался ледниковый период, природа была другой, леса занимали значительно меньшую площадь. Климат был менее сухим, лето прохладнее и влажнее. Низина, где расположились современные Еланцы, была под бурными потоками вод древних рек, следы которых мы видим в хорошо обработанной гальке и наносах глины и песка. Галька часто встречается, когда вы копаете землю глубже метра. Животный мир тоже отличался от современного. По обширным степям и перелескам бродили стада мамонтов, волосатые носороги и бизоны, дикие лошади и стада северных оленей. В начале 1960-х годов во время подготовки котлована для здания холодильника «Райпотребсоюза», сейчас известного как холодильное здание бывшего «Рыбзавода» в с. Еланцы, экскаватором были выкопаны большие кости животного (большая часть из них рассыпалась из-за повреждений от ковша). Две кости были переданы в Еланцынскую школу. Из них целая кость, предположительно берцовая, принадлежит мамонтенку, длиной 68 см. Сейчас эти экспонаты находятся в экспозиции музея Еланцынской школы.

Стоянка человека на «Песочке» в округе была не одна — соседние стоянки древнего человека обнаружены в 8 километрах от Еланцов недалеко от м. Ялга-Узур, в 15 километрах от Еланцов в сторону д. Таловка и в 12 км по прямой линии от Еланцов на вершине распадка Барун Саган-Заба, где кости мамонта, носорога и бизона встречены в щебенистом слое с образцами колотых камней, обработанных древним человеком. Такие стоянки в Предбайкалье обнаружены во многих местах материкового побережья и на острове Ольхон.

Шли года и века, с течением времени произошли большие изменения в природе. Климат стал более сухим. Вымерли носороги и мамонты. В тяжелой борьбе за жизнь древний человек совершенствует свои орудия. Появляются наконечники копий, ножи из костяной основы, в которую закрепляются кремневые пластины, образующие острое лезвие. Мастерская по первичной обработке кремня обнаружена в 4 км к северо-востоку от Еланцов на левом берегу р. Анги. Эта кремневая жила разрабатывалась длиной в 35-40 метров (с середины горы до ее подножия). Место положения исследовано археологами в 1968-1970 гг., 1972-1973 гг. найдены нуклеусы (нуклеус — ядрище, осколок камня (кремня, обсидиана, яшмы и др.), находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» при производстве каменных орудий), краевые сколы, сколы подживления нуклеусов, скребки. Археологическое название места наименовано Сахюртэ II (датировка затруднена). Датировка затруднена, возможно, из-за разработки кремня в разные периоды времени от каменного до железного веков.

С новыми орудиями у человека приемы охоты стали более совершенными и сложными. Охотники в соответствии с ритмом сезонных перекочевок животных перестроили уклад охотничьей жизни. Это сказалось на новом типе поселений. Если раньше строились полуподземные жилища, то теперь охотники стали применять временные жилища из жердей и шкур, внутри которых иногда помещались очаги из камней. Уже более 6000 лет тому назад человек стал охотиться, вооруженный луком и стрелами.

Самыми древними наскальными рисунками на побережье оз. Байкал считаются рисунки периода неолита V-III тыс. до н.э., они находятся в 4 километрах от с. Еланцы у д. Хурай-Нур. Рисунки изображают момент гона животных. Состоят из двух лосиных фигур, выполненных в технике сплошной выбивки.

Стоянки периода неолита обнаружены в 19,5 км к юго-западу от Еланцов в пади Марта, в восточной части распадка Барун Саган-Заба, о чем упоминалось раннее в этой статье. Археологический материал с Барун Саган-Заба интересен тем, что представлен разнообразной керамикой, в каменном и костяном инвентаре выделяются топор с «ушками», скребки, ножи, костяная ложка с зооморфным изображением на ручке. Эта стоянка интересная еще тем, что обнаружено 5 культурных горизонтов, начиная от первобытных отщепов с костями нерпы до позднего железного века.

Еланцы от железного века до царской России

Со временем значительно выше поднялась культура людей, техника изготовления орудий и глиняной посуды улучшилась, их формы стали более разнообразными и совершенными. Появляются орудия из металла — медные клинки, ножи, рыболовные крючки, швейные иглы и шила. При этом они не вытеснили каменные и костяные орудия, но это уже был переход с каменного века в эпоху металла.

Памятник железного века обнаружен в небольшом распадке к северо-западу от с. Еланцы. Комплекс состоит из 6 надмогильных сооружений. Из них выделяются две плиточные могилы прямоугольной конструкции, выложенные из плит породы в виде оградки. Размеры сооружений 1.4-1,73 х 3,34-2,72 метров. Расстояние между плиточными могилами — 15 метров.

Также обнаружено одиночное погребение раннего железного века, VII-II вв. до нашей эры, на седловине горы Шебеты (это гора за рекой Анга напротив парка отдыха с. Еланцы).

Обнаружена стоянка бронзового века, II в. до нашей эры, в 5 км от Еланцов недалеко от д. Тырган, где зафиксирована гладкостенная керамика, украшенная отступающей лопаточкой и нефритовый топорик. Рядом исследованы могильники раннего железного века. Обнаружены пастовые бусины и бронзовая пуговица. Памятник насчитывает 20 плиточных могил.

Интересно, что в самих Еланцах, на седловине горы между улицами Советская и Первомайская, где планировалась застройка микрорайона Молодежный, тоже есть плиточные могилы. Эти могилы внесены в реестр памятников археологии как ритуальный комплекс позднего железного века, но по ним нет описаний археологических исследований. Осенью 2020 года при посещении мной этого места было обнаружено, что место недавно исследовано (характерно перекопано), большая часть плит утеряна, возможно, вывезены по незнанию для личных нужд в поселок.

Период раннего железного века плавно перетекает в поздний железный век, который подтверждается множеством памятников археологии по всему Ольхонскому району, в том числе в Еланцах от местности Шалоты до Зыкуя по склону в разных местах с разной датировкой. Исследованы одиночные и комплексы могил, и несколько ритуальных комплексов. Интересен факт, что на этой территории было хорошо развито железоплавильное дело с начала эпохи металла вплоть до ХХ века нашей эры. Горны (печи), найденные в долинах рек Анги, Кучелги, Шиды, Курмы и на острове Ольхон говорят об укрощении железа огнем по всей территории нашего района.

Случайно мне удалось присутствовать на раскопках древних доменных печей в с. Шара-Тогот. Раскопки проходили летом 1995 года ниже по склону от базы политехнического университета. При разговоре с археологами выяснилось, что таких печей в округе множество. Датировку вскрытой на тот момент печи определили более чем 2 тысячи лет. Глубина раскопок до печи была почти 2 метра, останцы печи были из глины и очень отличались по цвету от грунта. Такие железоплавильные печи сохранились недалеко от Еланцов в Волчьей пади, за века они практически ушли в землю — на поверхности можно увидеть только куполообразные выходы, имеющие дыры. 7 лет назад энтузиаст, пенсионер Дмитрий Шорхоев, уроженец д. Анга, реализовал грант по огораживанию этих печей от случайных разрушений от часто работавших в то время в распадке бульдозеров.

Бурная жизнедеятельность проходила в долине реки Анга — строили каменные стены-«городища». Такое сооружение длиной 131 метр есть в Еланцах на горе Шебеты (Шибэтэ) напротив парка. Высота сооружения от 0,7 до 1,5 м, ширина 1-1,2 м, внутри огороженного пространства 4 кладки овальной формы. Стена сильно разрушена, датируется поздним железным веком, в археологических наименованиях именуется «Еланцынская стена» на горе Шебеты.

Интересно, что в двухстах и восьмистах метрах от каменной стены имеются одиночные погребения, быть может, это последствия сражений при атаке на стену. Такие же сооружения есть недалеко от Хурай-Нур (д. Анга), на вершине справа от устья реки Анга и в километре от Саган-Забы и всем известные «городища» на Малом море. Их предназначение окончательно не выявлено, до сих пор есть несколько мнений. Одни склоняются к тому, что это оборонительные крепостные сооружения, другие — что это ритуальные комплексы. У меня своя версия, что это система сигнальных форпостов, которые с помощью огня сообщали о неприятеле не только проживающим по близости, но и передавали сигнал соседним форпостам по аналогии сигналов от башни к башне на Великой китайской стене.

Такой вывод образовался ввиду визуальной досягаемости от одной точки до другой или двух одновременно. Система форпостов была необходима потому, что жили здесь оседло (на одном месте, не считая сезонных перекочевок). Доказательство оседлости — это пашни. Удивительно, что здесь с древности было развито земледелие. Так в 1956 году археологической экспедицией обнаружена древняя пашня, датируется железным веком, а это IX-VII до нашей эры.

Её место в юго-западном направлении от Еланцов, на плато (вдоль седловины между падью Шалоты и распадком с современным кладбищем), протяженность пашни более 150 м. На ней зафиксированы неглубокие оросительные канавы шириной около 1 м. Местами облицованы плитами. На пашне найдены литой чугунный плужный отвал, наконечник заступа, керамический сосуд курыканского типа с зернами ячменя. Коллекция хранится в фондах Иркутского музея. Оросительные системы также есть в северной стороне с. Еланцы вдоль горы Шебеты рядом с оз. Хара-Нур. Многие места, возможно, скрылись от глаз археологов, и нас ждут новые открытия.

Также остается вопрос об оросительной системе, проходящей по Еланцам, которая берет свое начало с р. Анга, в 150 метрах выше «брода», и вдоль горы доходит до канала по улице Канавная. Её протяженность сейчас более 2-х км. Обрамление плитняком, покрытие дна и стен глиной характерны курыканским арыкам, этот канал имел шлюзы, которые по необходимости открывались в определенных местах и снабжали территорию водой.

О подобных курыканских оросительных системах Прибайкалья писал М.Н. Хангалов. Он же в 19-м веке писал: «Буряты Яланцынского и Кутульского ведомств занимаются скотоводством и рыболовством. Места, занимаемые ими, гористы и каменисты, хороших покосных мест мало. Каждый хозяин городит себе отдельный покос, и загороженное место удобряет навозом. У здешних бурят в зимнее время скот ходит на подножном корму, а вечером собирается на корм домой. Здешние буряты хлеба почти не сеют: в этих ведомствах народонаселение обоего пола 8000 душ, а сеют едва ли около 40 десятин. Здешние буряты без охоты и рыболовства были бы в безвыходном положении».

Из записей видно, что все-таки хлеба сеяли 40 десятин. Мера 1 десятина земельной площади равна 2400 кв. саженями или 1.09 гектара. Получается, в Еланцах и Кутуле сеяли хлеб на 43-44 гектарах земли. Известно, в районе изгиба реки Анга, (сейчас это территории улиц Заречная, Ангинская и др.), было поселение Шара-Ямат. Жители улуса вели свою хозяйственную деятельность. Кроме поселения Шара –Ямат в 4 км. от них в м. Шулуты было большое хозяйство одноименного улуса.

Возможно, в местности Шулуты тоже находился уже разрушенный памятник архитектуры — каменное сооружение «Городище», так как во время строительства многих объектов в с. Еланцы с 18 по начало 20 века с улуса Шулуты брался плитняк в больших количествах. Само название Шулуты произошло от бурятского «шулун» — камень. В этой местности найдено очень большое количество археологических памятников XVII-XIX вв. Кто не знает, Шулуты — это местность на выезде с Еланцов, сейчас произносят и обозначают как Шалоты, где приходят в запустение огороды еланцынцев, как сто лет назад приходил в запустение улус Шулуты.

Почти три века назад в нескольких местах нынешних Еланцов были маленькие озерца, а вокруг заливные луга, пастбища, возможно, пашни. К 17 веку в Прибайкалье местное население выращивали гречу и ячмень. Об этом русские документы начала ХVII века дают характеристику бурятского хозяйства. В 1627 году атаман Максим Перфильев писал: «Земля богата, и людей в ней много, а люди сидячие (оседлые), а берут де братские люди (буряты) ясак со многих смежных землиц, а товары де в Братской земле соболи и лисы и бобры и бухарских товаров (средне азиатских): дорогов и киндяков и зенденей и шелков и белья много, а серебра де добро много, а коней и коров и овец и верблюдов бесчисленно, а хлеба пашут ячмень и гречиху».

Также в документе «Росписи рек» от 1640-1641 гг. упоминается, что «на о. Ольхон у бурят много всякого скота, а хлеб у них родится, просо». Не исключаю, что жители Шара-Ямат тоже сеяли просо, гречу, ячмень, орошали землю, заготавливали сено и пасли скот на территории современных Еланцов. Возможно, поэтому сейчас на некоторых участках села по сравнению с другими участками значительно превышает слой черноземных земель. Если все так, то становится ясно, почему первые дома Еланцов конца 18 века ставились в неудобном для проживания месте у подножия горы под северным склоном (сейчас это ул. Пронькина и часть примыкающей улицы Ленина). Это место, где почти 2 месяца солнечные лучи не проникают, а в старину все старались солнце использовать по максимуму. Откуда появились жители новых Еланцов с середины 18 века, что стало причиной строительства русского села между двух бурятских улусов? Это история завода купца Ф.А.Ланина, которая будет рассказана в следующей главе.

Продолжение:

Железоплавильный завод купца Ф.А. Ланина

Село Еланцы до революции

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

818