Меню
12+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

18.02.2021 09:24 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 18.02.2021 г.

Знаменитый этнограф из Москвы побывал на Ольхоне

Автор: Екатерина БУРУХАНОВА

14 февраля в конференц-зале УСК «Байкал – спорт» состоялась встреча с этнографом, путешественником, действительным членом Русского географического общества, директором уникального и единственного в Москве Музея кочевой культуры Константином Куксиным.

Накануне визита в с. Еланцы Константин посетил краеведческий музей им. Н.М. Ревякина в п. Хужир, мыс Хобой, скульптуру Намдакова «Хранитель Байкала».

Также 12-13 февраля в рамках празднования Сагаалгана побывал на областном турнире по разбиванию хребтовой кости "hэер шаалган" и посмотрел на состязания по бурятской народной игре "Шагай наадан" в п. Усть Ордынском. Посетил музей в д. Сахюрта, юрту в Нарин-Хурее В.В. Банаева, местность Хоторук, гору Ёрд, а также побывал в д. Алагуй и п. Бугульдейка. Посетив сакральные и значимые места нашего района, Константин остался под большим впечатлением, был поражён силе и мощи озера Байкал.

Познакомиться лично и послушать знаменитого этнографа, выдающегося учёного и невероятно эрудированного человека пришли сотрудники районной администрации, директора и специалисты детской и районной библиотек, работники культуры и жители с. Еланцы.

На несколько часов слушатели были погружены в красочные, забавные, а порой и трогательные рассказы этапов жизненного пути Константина Куксина.

Константин с большой любовью и глубочайшим знанием темы рассказал о кочевых культурах, о своих незабываемых приключениях, происходивших в путешествиях.

Много говорил о Монголии, культура, быт, традиции которой глубоко вошли в его сердце, сознание и жизнь. Он практически в совершенстве владеет монгольским языком. На встрече он неоднократно обращался к нам на монгольском языке, тем самым удивив нас не только знанием языка, а тем, насколько же наши языки схожи. Чрезвычайно интересно было слушать его историю путешествия по этой стране, знакомству с кочевниками, слушая которую, поражаешься силой, упрямством и духом этого человека.

«Мы, честно говоря, первое время юрты избегали, объезжали их стороной, пока однажды не случилась страшная гроза, нас побило градом, всё тело было в синяках, замерзшие, всё же попросились в юрту. Осталось либо умереть, либо к монголам попроситься. И монголы нас напоили-накормили, переодели. Нас встретили, как будто ждали всю жизнь», — вспоминает К. Куксин.

На встрече с Константином Куксиным мы из первых уст услышали историю появления Музея кочевых культур в Москве, а также через что ему пришлось пройти, пересекая российско-монгольскую границу с настоящей пятихатной гэр-юртой.

В 2002 году Константин с другом совершают велопутешествие по Монголии. Три месяца Константин провёл в сердце монгольской кочевой культуры. На исходе третьего месяца старый мастер Дылгырсайхан, с которым посчастливилось познакомиться и подружиться Константину, подарил ему пятихатную гэр-юрту с каркасом из лиственницы и войлочной обивкой, покрытую полотном белого цвета (в Центральной Азии белый цвет символизирует поворот к лету, рост и развитие — священный цвет). Затем Константину предстояло пройти незабываемое приключение с юртой, чтоб добраться до Москвы с ней. И слава богу, всё завершилось благополучно, этому прекрасному и светлому человеку удалось привезти её в Москву и поставить во дворе школы, в которой он работал на протяжении 15 лет учителем географии. Установив юрту, он назвал её Музеем кочевой культуры, стал водить внутрь всех желающих и погружать их в быт кочевых народов мира.

На сегодняшний день музей разросся и окреп. На импровизированном стойбище уже не одна юрта, а больше десятка жилищ кочевников — индейский типи, шатер туарегов, тибетская палатка, шатер бедуинов, цыганский шатер, киргизская юрта, монгольская юрта, буддийский храм, ненецкий чум, яранга. Каждое жилище — это небольшой музей, вход в который возможен только с экскурсоводом. Войдя внутрь, ты вдыхаешь аромат быта другой культуры.

Это был теплый и душевный вечер с Константином Куксиным. Благодаря ему мы целиком и полностью погрузились в другой мир, другой быт, другую культуру, два с половиной часа пролетели незаметно.

На встрече мы не смогли не затронуть важных проблем нашего района, рассказали о ситуации, в которую попал район, о запретах, в которые нас ввергли, об угрозах изъятий земель, на которых жили наши предки и хотели бы жить мы и наши дети.

Константин сравнил нас с американскими индейцами и посоветовал не сдаваться, бороться за свои права несмотря ни на что. «Сила – в единении», – сказал Константин Куксин.

От лица мэра и жителей Ольхонского района Константину были преподнесены памятные подарки, книги "В краю, где горы, степь, тайга", "Свадебные традиции Ольхонских бурят" и книгу Г.П. Хамархановой «В поисках истоков моего народа», а также нож, изготовленный ольхонским мастером.

Биография

Родился Константин Куксин в Москве в 1977 году. В 1994 году с отличием окончил художественное училище им. Карла Фаберже. Учился в Богородской духовной семинарии. В 2005 году с отличием окончил географический факультет педагогического университета МГГУ им. Шолохова.

Член Союза писателей Москвы, директор Музея кочевой культуры, этнопсихолог, действительный член Русского географического общества. Путешественник, поэт и автор нескольких книг, инструктор по туризму.

Настоящий фанатик путешествий — дома находится меньше, чем "на выезде". Объездил всю страну. Увлекается как пешим, так и водным туризмом — сплавы по порожистым рекам. Путешествовал по всей России, от Кольского полуострова до Сахалина, работал в охране Алтайского заповедника.

Занимался исследованием буддизма на территории России и сопредельных стран, жил в монастырях Бурятии, Калмыкии, Монголии, Китая. Совершил в 2002 году путешествие по Монголии и Китаю на велосипеде, протяженностью около 4000 км, от Байкала до Желтого моря. В 2003 году основал Музей кочевой культуры, организовал экспедицию в Монголию с целью сбора экспонатов.

В 2004 году также на велосипеде проехал от Алматы через Тянь-Шань в Киргизию, оттуда в Китай, пересек пустыню Гурбантюгют, всю Поднебесную, пустыню Гоби и Центральную Монголию. В 2005 году работал в Киргизии, собирая экспонаты для музея. Исследовал историю великих киргизских батыров, феномен сказителей-манасчи. Зимой 2006 года путешествовал по Ямалу, жил в стойбище оленеводов, был принят в хантыйскую семью. Исследовал культуру казахов, проживающих в Западной Монголии и Западном Китае. В 2007 году работал на Ямале, собирая предметы для коллекции музея, перевел и подготовил к изданию книгу стихов хантыйской поэтессы Евдокии Серасховой. По материалам работы в Киргизии подготовил к изданию книгу «По следам Джанек-батыра», на русском и киргизском языках. Принимает активное участие в проекте создания кочевых школ на Крайнем Севере.

Инициатор и строитель Первого действующего буддийского храма-дугана в Москве, освященного по благословению Его Святейшества Далай-Ламы XIV. Научный сотрудник Лаборатории народоведения и межкультурной коммуникации Московского института открытого образования.

Информация взята с сайта Русского Географического Общества http://www.rgo.ru/

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30