Меню
12+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

26.02.2021 12:45 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 25.02.2021 г.

Ограничение пребывания граждан в лесах

Автор: Ольхонская природоохранная прокуратура

В Ольхонскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило ряд обращений жителей Баяндаевского, Качугского и Ольхонского районов с доводами об ограничении доступа граждан на территории лесных участков, переданных по договорам аренды, в том числе в рамках охотхозяйственных соглашений, необоснованном досмотре транспортных средств.

Прокуратурой организована проверка доводов заявителей.

Нормы законодательства об охране объектов животного мира, лесного законодательства предусматривают, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов.

Возможность пребывания в лесах как субъективное право, следующее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и соответственно не требует внесения каких-либо платежей.

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается. Таким образом, основания ограничения следуют либо из особенностей правового режима земель, на которых произрастают леса, либо из необходимости охраны лесов и здоровья самих граждан.

Лица, которым предоставлены лесные участки (охотпользователи, арендаторы), не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением названных выше случаев (оснований ограничения и запрещения).

Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки, дороги могут быть огорожены в том числе путем установки шлагбаумов только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации. Установка шлагбаумов на дорогах при условии внесения сведений в проект освоения лесов не является нарушением. Однако ограничение проезда по лесным дорогам с помощью блокирования шлагбаумов путем установки запирающих устройств, замков и т.д., «шипование» дорог, а равно ограничение любыми иными способами движения по лесным дорогам полностью противоречит нормам действующего законодательства (кроме случаев, когда посещение леса ограничено).

Государственный надзор в отношении граждан осуществляется должностными лицами (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды министерства лесного комплекса Иркутской области) посредством проведения проверок соблюдения лицами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя).

При проведении проверок в отношении граждан осуществляются следующие мероприятия:

а) рассмотрение документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства));

б) осмотр орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализ и оценка способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверка сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) осмотр отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции, определяемой в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям;

г) проверка соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя и граждан при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, в пределах переданных лесных участков осуществляется производственный охотничий контроль, под которым понимает деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Производственный охотничий контроль осуществляется только в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.

Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором и только при наличии удостоверения установленного образца.

Производственные охотничьи инспектора на закреплённой территории вправе:

1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

3) в ходе осмотра вещей и транспортных средств использовать средства фото- и видеофиксации;

4) в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

За противоправные действия (бездействие) производственные охотничьи инспектора несут ответственность, установленную законодательством РФ (административную и уголовную, в зависимости от совершенных правонарушений).

Граждане, считая действия производственного охотничьего инспектора неправомерными, вправе обжаловать их в министерство лесного комплекса Иркутской области, органы полиции, прокуратуру, либо в суд.

Напоминаем, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой открыта постояннодействующая горячая линия по вопросам исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Почтовый индекс 666130, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Ленина, 35В,

адрес электронной почты: ompp@baikalproc.ru, тел. 8 (39558) 52-0-52.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22