Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

27.01.2022 10:21 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 27.01.2022 г.

В с. Косая Степь планируют восстановление Косостепского погоста в целях сохранения истории и памяти предков

Автор: Сергей КРЕТОВ

Село Косая Степь. В центре села церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Не нужно в слове «погост» искать другой смысл. С конца XIX века оно больше используется как обозначение кладбища. На территории бывшего Верхоленского уезда, возможно, это второе старинное кладбище, где хоронили усопших жителей двух поселений – волостного села Косая Степь и селения Куреть.

В народе говорят, что война не заканчивается до тех пор, пока не погребён последний павший в битвах воин. В России, похоже, война не заканчивается никогда. Одних до сих пор не погребли по-человечески, за другими, погребёнными, ухаживать нет средств, времени и желания. А вандализм на кладбищах, это вообще монстр, шагающий со временем в ногу.

Ещё в далеком сентябре 1971 года нас, курсантов учебного полка железнодорожных войск, размещённого в Щёлково, под Москвой, направили на заготовку картофеля для столовой полка в район Бородино. Что поразило и помнится до сих пор, так это обилие костей в земле. Картофелеуборочная машина идёт, переворачивая грунт и выбрасывая на поверхность вместе с картофелем почерневшие от времени и непогоды кости. Не думаю, что столько животных там полегло. Но победила молодость, и кощунство быстро забылось.

Потом, позже, учёба в Ленинграде, где курсантов вывозили на занятия по тактике в район Ораниенбаумского пятачка. Там при попытке отрыть окоп малая сапёрная лопата постоянно натыкалась на железо и кости. Порой жутко становилось, но командир взвода объяснял, что здесь в годы Великой Отечественной войны шли ожесточённые бои. Царили голод и холод. Ладно, это война, но там под Москвой и Ленинградом сложили головы многие наши земляки из Иркутской области, в том числе и из Ольхонского района.

Сейчас в социальных сетях часто обсуждается состояние захоронений на кладбищах Иркутска и в населённых пунктах Иркутской области. Но администрацию многих районов нисколько не трогает убогость кладбищ на их территориях. Как относимся к живущим людям, так и к усопшим. Иркутские кладбища желают лучшего – к могилам не проехать и не подойти, мусор не убирается. Исключение, может быть, на еврейских кладбищах. Имеются туалеты, есть возможность сполоснуть руки при выходе с кладбища.

Россияне имеют возможность путешествовать по всему миру – Азии, Африке, Америке, Европе. Да по тому же «Золотому кольцу» России. Восхищаются увиденным великолепием, фотографируются на этих фонах или руинах предыдущих цивилизаций. Возвращаясь домой, не применяют опыт других у себя, считая, что это должен делать кто-то другой. На этом фоне радует отношение Хужирской администрации к данной проблеме. В хорошем состоянии не только новое кладбище, но реставрировано и старое, в центре посёлка. Почищено, сделано добротное невысокое ограждение. Высокий, глухой забор вызывает неприятие, и даже страх. Пусть там и не сохранились надгробные памятники. В несохранности многих крестов, как ни странно, виноваты местные жители. В далёкие 60-е молодые парни, подвыпив, из хулиганских побуждений выломав из могилы крест, могли подпереть им двери в женском общежитии или на Пасху водрузить крест в трубу поселковой библиотеки.

Возвращаясь к старинному Косостепскому погосту. Наша районная газета «Байкальские зори» постоянно печатает интересные материалы об истории района, о его жителях в прошлом и настоящем. Поэтому не буду повторять историю бывшего волостного села Косая Степь. Но без ложной скромности можно сказать, что оно располагалась на местном «Великом шёлковом пути». Через него шли путники и караваны вдоль Байкала и за Байкал, в Бурятию и дальше на восток, а также в Монголию и Китай. Имели даже свою таможню. Люди жили трудолюбивые, были и зажиточные. Была и каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и при ней кладбище, на котором хоронили усопших жителей села Косая Степь и селения Куреть.

Местные условия позволили для надгробий использовать местный добываемый мрамор и камень песчаник. Под многими плитами, судя по надписям, покоятся супруги, даже умершие в разное время. Это умиляет, если можно так сказать. Жили вместе и покоятся рядом. Время неумолимо, и многие могильные плиты пострадали. Покрылись лишайниками, снега и дожди вкупе с ветрами стёрли большую часть надписей. Особенно там, где надпись была сделана не глубоко.

Нет ничего вечного. Разрушилась Российская империя, и началась «великая перестройка» воинствующих безбожников. Нарушились вековые устои семьи, селений. Строя новый мир, безжалостно уничтожалось всё старое. Как это происходило, можем судить по лихим девяностым годам прошлого ХХ века. Повсеместно разрушали веками стоявшие храмы. Одни превращали в общежития, склады, гаражи. Другие храмы шли на кирпич для строительства или засыпку болот.

Старожилы рассказывали, что кирпич от Косостепской церкви пошёл на фундамент для больницы в Еланцах. Кощунство? Да!

Досталось и прицерковному кладбищу. Вандалы и здесь поглумились, только уже над усопшими. Были разрушены большинство могил. Одни памятники разбили, другие раскидали вокруг, а много памятников исчезло бесследно. Возможно, также пошли на фундаменты под постройки. На сохранившихся могильных камнях фамилии Рыковых, Копыловых, Марковых, Чубыкиных и немного других. Нет могильных плит усопших из большого клана Ланиных, как-будто бы и не живших в этом селе. А ведь они – основатели этого села в числе других.

Есть две плиты одного рода – это Аполос Иванович Рыков, умерший в 1884, покоится рядом с супругой Марией Васильевной. И Беклемишева Наталия Дмитриевна, умершая в 1930 году.

Косостепское кладбище сегодня

Мир не без добрых людей. Так и в Косой Степи. Есть люди, которым не безразлично родовое село, родовое гнездо. Они живут там с рождения или возвращаются, уйдя на заслуженный отдых. Я всегда восхищаюсь такими моими земляками. Люблю малую родину, но жить без выезда на

простор страны не смог бы. А они – патриоты родных мест, хребет-основа нашего государства.

Вот такие люди в «убитом» государством селе Косая Степь нашлись и решили не дать заглохнуть истории села. Сохранить или восстановить то, что ещё можно. Дай Бог им здоровья и долголетия! Кое-что уже сделано, а главное ещё всё впереди – это восстановление границ старого Косостепского кладбища с сооружением ограждения. Составлены проект и смета этого мероприятия и сроки его воплощения.

В реализации проекта предполагается участие всех членов ТОС «Рассвет», жителей села, волонтёров, спонсоров, родственников-земляков, предпринимателей (оказание финансовой помощи, выделение техники и рабочей силы при проведении работ).

Планы – это хорошо. Как писал Владимир Маяковский: «Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи!» А вот, как с реализацией? Пока над воплощением проекта трудятся по мере сил местные волонтёры: Болотова (Рыкова) Клавдия Платоновна, Зеленина (Ланина) Галина Фёдоровна, Копылова Татьяна Валерьевна и Фрик (Рыкова) Светлана Дмитриевна.

В нашей стране всегда все тяготы и лишения лежат на детях и бабах. Да, да, бабах! Не зря женщины всегда ссылаются на поговорку «Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик». А мужики появляются тогда, когда нужно получать награды и делить прибыль. Типа, как говорил Паниковский в известном романе и кино: «Остап Ибрагимович, когда мы будем делить наши денежки?»

Справедливости ради, нужно отметить, что глава Куретского МО Копейкин Алексей Александрович не равнодушен к истории и дальнейшему развитию села Косая Степь. Помогает в поиске архивных материалов, содействует планам по реализации проекта облагораживания мемориального старого Косостепского кладбища. Но извечная проблема всех администраций – это отсутствие или недостаточное финансирование бюджетов.

Ольхонский район большой, от Бугульдейки и до Онгурёна. Всю эту территорию поглотил туристический бизнес. Если бы не он, то району не видать было ни дорог, ни электричества. Только ради туристического бизнеса за государственный счёт появилось электричество на Ольхоне и вдоль подножия Приморского хребта. Не из-за любви к людям, а ради извлечения прибыли. В 60-90-е годы прошлого столетия, глядя с Ольхона ночью в сторону Приморского хребта, человек видел сплошную черноту. Иногда одинокая машина пробивалась по еле проходимой дороге, и можно было увидеть свет её фар. А сейчас? Зарево ночных огней от Сармы убегает в сторону Замы. Почти, как в Иркутске праздничная иллюминация. Вот где нажива для коммерсантов. Много ли получает от этого туризма район? Больше загаженные берега и воды Байкала. Зимой и летом, днём и ночью, нескончаемым потоком туда и обратно двигаются автомобили. У кого-нибудь из сидящих в этих авто возникает сострадание к погребённым под белыми камнями прахом рядом с дорогой? Задаются ли они вопросом, что с ними потомки поступят точно так же?

Согласовав вопрос с администрацией района, юристами, сделав красочный прочный стенд с проектом восстановления, можно организовать сбор средств для проекта с проезжающих граждан. Одни люди останавливаются на экскурсию, другие размяться и пообедать. Например, сто рублей для туриста, это деньги небольшие. А сто туристов, пожертвовавших по сто рублей в день, дадут тысячу. Так и наберётся нужная сумма.

Не нужна «крутизна». Старожилы Ольхона могут помнить ограждение Хужирской больницы. Послевоенные годы. Но было оригинально и просто. Столбы с конусом наверху и поперечные прожилины из бруса 100х100 мм. Штук пять было брусьев, поставленных на ребро в пролёте. И так по всему периметру. Прочно, и небольшое сопротивление ветрам.

Для Косой Степи такое вполне подошло бы. Высота столбов 1400-1500 мм над землёй. Брус 400 мм. В пролете хватит двух прожилин из бруса 100х100 мм на ребро. Естественно пиломатериалы должны быть строганные, а нижнюю часть столбов пропитать гудроном или отработанным маслом, которого в округе достаточно.

Главная задача – это ограждение. Скот бродить не будет, собака же любой забор перемахнёт. Траву выкосить пару раз за лето – не проблема. Видно со всех сторон, что это и что на территории происходит. Чисто и светло. В случае пожара огонь, не задерживаясь, протечёт мимо столбов. Соорудить поклонный крест и хороший стенд с краткой историей погоста. Ещё один объект для туристов. Да и, конечно, в сторонке прочный симпатичный туалет с глубокой ямой. Чтобы люди, если их приспичит, могли по-человечески справить нужду, а не гадить вокруг по привычке.

Желающие оказать посильную помощь в реализации проекта могут обращаться в территориальное общественное самоуправление «Рассвет» в селе Косая Степь. Название проекта – «Благоустройство церковного кладбища XVIII века».

Для реализации данного проекта открыт счёт в банке:

Валюта получаемого перевода: Рубли (RUB),

Получатель: Копылова Татьяна Валерьевна,

Номер счёта: 40817810418350072406,

Банк получателя: Байкальский банк ПАО Сбербанк,

БИК: 042520607.

Все желающие принять участие в данном проекте могут перечислить денежные суммы на этот счёт. В сообщении на отправку перевода желательно указывать назначение: «На реставрацию Косостепского кладбища».

Отчёты по расходованию целевых денежных средств будут освещаться на сайте Куретского МО, а так же список людей, внесших посильную лепту (пожертвования на благое дело).

Статья согласована с Куретским МО и членами ТОС «Рассвет» села Косая Степь. Фотографии для статьи предоставлены Г.Ф. Зелениной (Ланиной).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

467