0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

Главная / Новости / Путин потребовал достроить дорогу до Хужира
10.08.2017 15:05
  • 92

Категории:

Путин потребовал достроить дорогу до Хужира

Её островитяне попросили у президента во время «Прямой линии»

Президент России Владимир Путин решительно настроен выполнить просьбу жителей Ольхона. Напомним, что в июне островитяне во время «Прямой линии» попросили у главы государства построить дорогу от паромной переправы до поселка Хужир. На совещании по вопросам развития Байкальской территории, которое состоялось в республике Бурятия, Владимир Путин потребовал у губернатора Иркутской области и министра природных ресурсов России решить этот вопрос в кратчайшие сроки.

«Дорога должна быть сделана»

 

Приводим фрагмент стенограммы с совещания по вопросам развития Байкальской территории.


В.Путин, президент России: Дорогу-то как построить?
С.Донской, министр природных ресурсов России: С коллегой ещё встретимся. В данном случае тема дороги, как мы у себя разбирались, на самом деле достаточно давно возникла. Коллеги сейчас обратились, чтобы посмотрели, где можно оптимизировать, где можно взять щебень. Конкретно посмотрим.
В.Путин: Вопрос в чём? Вопрос в том, чтобы туда щебень довозить? Вопрос не в том, чтобы разрешить строительство дороги?
С.Донской: Нет, дорогу можно построить.
В.Путин: Вы хотите выкопать там огромную яму, чтобы построить дорогу?
С.Левченко, губернатор Иркутской области: Нет. Там достаточно недалеко – не за пределами Центральной экологической зоны, не за 200 километров – есть территории, где можно взять… Мы же дорогу до острова построили уже, причём с асфальтированным покрытием, но по самому острову не можем построить, потому что нет карьера. Рядом есть, в пределах этих 200 километров, но не везти же.
С.Донской: Мы с коллегой тогда рассмотрим.
В.Путин: Секундочку, а как вы рассмотрите? Мы сейчас разойдёмся, и Вы будете рассматривать ещё лет десять, потом на пенсию пойдёте, скажете: всё, меня уже не касается. Вам же понятно, в чём проблема. Нужно менять этот перечень?
С.Левченко: Да, включить в перечень.
В.Путин: Если мы сейчас включим в перечень, потом все будут рыть ямы по берегам Байкала – вот в чём проблема.
С.Левченко: Без разрешения, Владимир Владимирович, они всё равно не будут.
В.Путин: Как без разрешения?
С.Левченко: Всё равно контролирующая роль органов, которые должны согласовывать.
В.Путин: Сколько стоит туда завезти песок, щебень, для того чтобы не нарушать установленных правил?
С.Левченко: Мне трудно навскидку сказать, остров большой. До столицы, до Хужира, 40 километров по самому острову. Плюс если через паром и те 200 километров, по которым нужно изза пределов Центральной экологической зоны везти, я думаю, что это раза в 3 –3,5 увеличивается стоимость.
В.Путин: Скажите, пожалуйста, а карьер, о котором Вы сказали, он когда-то функционировал?
С.Левченко: Да.
В.Путин: Там есть карьер?
С.Левченко: Да, не на острове, а рядом.


В.Путин: Карьер – он и есть карьер. Там что, щебень?
С.Левченко: Щебень, да.
С.Донской: То есть можно ли оттуда ещё брать, какие объёмы? Непонятно, в каком состоянии этот карьер, и что оттуда можно взять.
В.Путин: А сколько нужно завезти щебня?
С.Левченко: Опять же навскидку сказать трудно – смотря какой класс дороги. Если будет самый низкий…
В.Путин: Сергей Георгиевич, Вы нас ставите в трудное положение, потому что Вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько она увеличится конкретно – Вы не знаете. Какой нужен объём щебня – Вы ответить не можете. А как принять решение?
С.Левченко: Дело в том, что если возить изза пределов Центральной экологической зоны, то мы автоматически никакую экспертизу не пройдём.
В.Путин: Экспертизу чего?
С.Левченко: Экспертизу проекта дороги.
В.Путин: Почему?
С.Левченко: Потому что стоимость будет далеко за пределами существующих рамок.
В.Путин: Это другой вопрос. Имея в виду уникальность ситуации, тут как раз решение принять легче – это вопрос только денег. А то, что Вы просите, это вопрос защиты озера Байкал.
Я понимаю Ваши озабоченности как хозяйственного руководителя, связанные с лишними тратами, но надо понять, каковы они. Может быть, легче заплатить чуть побольше, а мы Вам могли бы помочь в этом, но я должен понять, сколько это стоит.
С.Левченко: Можно и так, Владимир Владимирович. Но с учётом того, что дорогу, я повторяю, до самого острова, до места, где паромная переправа, мы сделали относительно недавно, и это тоже в Центральной экологической зоне, то я думаю, что это просто самый оптимальный вариант решения – ещё раз из этого карьера взять.
В. Путин: Первое, что я могу сказать, хочу сказать и должен сказать: дорога должна быть сделана. Вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счёт Байкала, и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета – просто дадим немножко больше денег, и завезёте туда больше гравия, вот и всё. Посчитайте, сколько это стоит.
«Прямая линия» была в июне. Июнь, июль, август – можно было бы уже и посчитать. Сергей Георгиевич, посчитайте, пожалуйста.
С.Левченко: Это, конечно, элементарно, Владимир Владимирович. Просто я думал, что мы другим путём пойдём. Хорошо, договорились, сделаю буквально к понедельнику.
В.Путин: Давайте. Прикиньте и дайте нам информацию о том, сколько это стоит. Сергей Ефимович посмотрит.
(Обращаясь к С.Донскому.) За это же время я Вас прошу посмотреть, в каком состоянии этот карьер, можно ли сделать исключение, насколько это будет действительно серьёзным ущербом.
С.Донской: Всё сделаем. Скорее всего, найдём другое решение.

 

Цена вопроса

 

Стоит отметить, что все расчеты были оперативно подведены, и уже через два дня после совещания в правительстве Иркутской области была названа сумма, которая потребуется на строительство дороги до Хужира — 2 миллиарда рублей.

В общую стоимость дорожных работ для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние с асфальтобетонным покрытием включена реконструкция причальных сооружений как неотъемлемой части дороги, начать выполнение которой предлагается первым этапом в 2018 году. Параллельно планируется вести работу  по разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт участков автомобильной дороги, сообщает пресс-служба Серого дома.

 Сейчас участок автомобильной дороги протяженностью 5,6 км в гравийном исполнении соответствует IV технической категории, перевод покрытия в асфальтобетонное будет выполнен путем проведения работ по капитальному ремонту дороги.  Для приведения остального участка дороги протяженностью 29,6 км к параметрам IV технической категории необходимо осуществить его реконструкцию.

Расчет стоимости работ произведен с учетом доставки щебня с карьера, расположенного на расстоянии 160 км от острова Ольхон, за пределами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Это ведет к значительному удорожанию строительства, так как доставка потребует либо строительства нового парома и причальных сооружений, либо проработки других способов транспортировки материалов с одного берега на другой, что тоже влечет за собой дополнительные крупные вложения. Объем необходимого щебня – 325 тыс. м3, объем профильных земляных работ – 600 тыс. м3, потребность в асфальтобетонной смеси – 50 тыс. тонн.

Кроме того, в целях реконструкции автомобильной дороги требуется передать в областную собственность земельные участки, которые в настоящее время входят в состав территории Прибайкальского национального парка, для чего необходимо решение федерального центра; разработать проектную документацию, предусматривающую очистные сооружения, при отсутствии которых проектная документация не получит положительное заключение экологической экспертизы. Далее требуется получить положительное заключение экологической экспертизы и  пройти государственную экспертизу проектной документации и проверку достоверности сметной стоимости объекта в ФАУ «Главное управление государственной экспертизы».

Иркутская область в свою очередь предлагает внести временные изменения в перечень разрешенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, чтобы иметь возможность добывать инертные материалы на территории острова и установить асфальтобетонный завод. Это позволит снизить затраты на строительство дороги почти на 700 млн рублей.

Взгляд профессионала

Свою позицию выразил и депутат Государственной Думы Сергей Тен, который является профессионалом в дорожной отрасли.

- Задача — построить в кратчайшие сроки дорогу 4 технической категории протяжённостью 38 км, при этом, несмотря на важность выполнения этой задачи, безусловно, нельзя допустить, чтобы эта дорога стала "золотой". Убеждён, провести укрупнённые расчёты стоимости по объектам-аналогам с учётом транспортной схемы о. Ольхон не составляет особой сложности.

С целью удешевления строительства при сохранении соответствующего качества предлагается:

1. Для расчёта стоимости работ по дороге 4 технической категории с асфальтобетонным покрытием необходимо по максимуму использовать существующее земляное полотно с минимальным объёмом земляных работ там, где требуется изменение кривых в плане. 
2. Для устройства органоминерального слоя основания дорожной одежды, что на десятки процентов дешевле стандартного асфальтобетона, считаю возможным применение современной технологии ресайклирования. Данная технология позволяет на месте смешивать щебеночный слой с битумной эмульсией с добавлением цемента. В Республике Бурятия более 100 км ежегодно ремонтируется дорог по этой технологии, на федеральной сети автомобильных дорог Иркутской области в 2016 году отремонтировано 42 км дорог. На региональной сети дорог Иркутской области данная технология практически не применяется, хотя могла бы значительно повысить эффективность использования средств регионального дорожного фонда. Свою позицию по поводу важности применения данной технологии для региональных и местных дорог в Иркутской области, я озвучивал неоднократно. В расчеты включаем устройство двух слоев асфальта, что позволит обеспечить долговечность покрытия.
3. Устройство кюветов и установка водопропускных труб в необходимых местах позволит избежать подтопления дороги, что также скажется на сроках ремонта автомобильной дороги и соответственно на затратах на её эксплуатацию.
4. Весь объём материалов, полагаю, должен быть заготовлен в зимний период, с транспортировкой по ледовой переправе, что также может существенно снизить затраты на заготовку инертных. Ближайшие карьеры, с которых можно брать щебеночные материалы, не нарушая действующего природоохранного законодательства на Байкальской природной территории, находятся на расстоянии примерно 160 км от дороги на Ольхоне, в Баяндаевском районе, если я не ошибаюсь. Необходимо будет завезти не менее 130 тысяч кубометров щебня.

В конечном итоге, полагаю, приближенная стоимость работ на о. Ольхон при протяжённости дороги 38 км на завозных материалах, обойдется примерно в 1,1 — 1,3 млрд. рублей.

Что касается сроков. Выполнить поручение Президента получится не ранее 2019 года. Правительству Иркутской области необходимо разработать проектную документацию, получить положительное заключение государственной экспертизы – на это уйдет не менее 6 месяцев. Приступить к выполнению поставленной задачи в сентябре следующего года — наиболее реальные сроки, при этом считаю, что для поддержания имеющейся грунтовой дороги в более-менее приемлемом состоянии на Ольхоне нужно срочно создавать небольшое производственное звено из пары грейдеров, двух-трёх многофункциональных самосвалов и прочей необходимой техники, до тех пор пока дорога не будет введена в строй после реконструкции.

Автор: Иван Мамонтов

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх