Праздник Белого месяца
На Ольхонской земле встретили Новый год по восточному календарю
Праздник Белого месяца — Сагаалган — является глав ным праздником у бурят. Встреча Нового года начинается не в полночь, а рано утром. Все ждут этого торжества, наводят чистоту и порядок в доме и гото вят традиционные кушанья, что бы вдоволь угостить ими родных и друзей. Обязательно для празд ничного застолья приготавлива ются белые продукты из молока, так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание.
«БУТУУ УДЭР» — СУТКИ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ
В предновогодние дни все желающие могли прийти в еланцынский дом куль туры, чтобы помолиться. В малом зале был оборудован настоящий дацан, а молебен проводили ламы ольхонской буддийской общины «Обитель уче ния счастья полной радости» во главе с председателем общины Ширап Ва- гул Ламой. Здесь можно было увидеть и главную реликвию будущего дацана — Танку, которую исполнил художник Игорь Югай, выпускник Иркутского художественного училища и Красно ярского художественного института. В прошлом году к нему обратился пред седатель ольхонской буддийской об щины с просьбой нарисовать Танку — храмовую реликвию будущего дацана. Она как бы рассказывает об истоках за рождения ольхонского дацана. Это не просто картина, она имеет очень глубо кий сакральный смысл. Она уже сама несет в себе положительный заряд. Вот что рассказал нашему корреспон денту Гомбо Лама: — Впервые в Ольхонском районе мы провели 7 февраля молебен — риту альный обряд «Костер». За два дня до этого провели хуралы, посвященные хранителям нашей веры. Всего суще ствует 10 хранителей учения Будды, среди них есть и покровители Ольхона. Сегодня, в последний день уходящего года, мы проводим ритуал, который называется «Бутуу удэр». В букваль ном переводе это означает «закрытый, глухой или тёмный день». По лунному календарю это завершающий день по следнего зимнего месяца. Он символи зирует старый год, уходящий во «тьму» времени. В этот день нельзя ничего делать, а необходимую уборку нужно производить до этого дня. В последний день года можно посетить дацан, если есть такая возможность, святые места, помолиться. Сагаалган в этом году начинается 9 февраля с восходом солнца. Мы молим ся за то, чтобы люди прожили новый год достойно, не совершали глупых по ступков, были благодетельными, помо гали обездоленным, нищим. Со второго дня нового года, в течение 15 празднич ных дней, в дацанах проводятся хура лы, посвященные основателям наших традиций. До обеда можно помолиться за живых, а с обеда — за усопших, чтобы они смогли приобрести благое пере рождение. В эти дни дарятся подарки, начиная со старшего поколения — бабу шек и дедушек. Мы же в эти дни про водим ритуал, посвященный семейно му счастью и благополучию. Молебен проходит в честь богини Шри-Дэви (Балдэн Лхамо), которая считается по кровительницей столицы Тибета Лха сы. Считается, что в день Нового года она три раза объезжает Землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в но вом году. Впервые такой ритуал ровно сто лет назад, в феврале 1916 года, провел Аг- ван Доржиев — истинный буддист и меценат. Он молился за то, чтобы на земле не было катастроф, наводнений, пожаров, чтобы люди жили уверен но, достойно, мудро. При свой жизни Агван Доржиев построил 15 дацанов. Ему принадлежала идея создания в Санкт-Петербурге буддийского даца на. Эта идея обуславливалась стремле нием к сохранению этнокультурной и религиозной идентичности калмыков и бурят, проживавших в этом городе на Неве. Напомним нашим читателям, что буряты и калмыки вошли в состав народов Российской империи соответ ственно в 17-м и 18-м веках. Таким об разом, если учитывать историческую ретроспективу, то буддизм в России существует очень давно, в отличие от многих западных стран.
САГААННАРААР! САГААЛГАНААР!
Праздник встречи Нового года по лунно му календарю в районном центре прохо дил на площадке возле еланцынского дома культуры 9 февраля. Несмотря на холод ную и ветреную погоду, народ собрался. Встретить Сагаалган пришли и пожилые люди, и молодежь, и дети. Последние, гля дя на взрослых, так же складывали перед собой ладони во время обряда очищения и встречи Нового года, который проводил потомственный шаман Валентин Хагдаев. Организовали праздник работники еланцынского дома культуры, а обряд про водов старого и встречи Нового года про вел коллектив народного ансамбля «Анга». — Мы тщательно готовились к этому мероприятию, — говорит руководитель народного коллектива Вера Щеботкина. — Мы постарались провести праздник встречи Нового года по лунному календа рю так, как это делали наши предки много лет назад: приготовили благопожелания, песни, белую пищу, сварили мясо. Считаю, что хорошо справились с поставленной задачей. Это можно было видеть по реак ции людей, собравшихся на праздник. Валентин Хагдаев уже не первый год проводит такой обряд. — Сагаалган — главный наш праздник, который мы всегда ждем, к которому готовимся, — говорит Валентин Владимиро вич. — Каждый раз, проводя этот ритуал, волнуюсь и, конечно же, готовлюсь. Мы не должны забывать традиции наших пред ков, задача старшего поколения — пере давать их из поколения в поколение. Ведь только зная прошлое, можно уверенно смотреть в будущее. После обряда очищения и молебна все дружно встали в единый круг для испол нения Ёхора вокруг костра. Ёхорные пес ни звучали в исполнении Евгении Дадоно- вой и Игоря Житова, одетых в бурятские народные костюмы.
- Приятно, что в нашем районе возрож даются народные традиции, — делится впечатлениями о празднике Антонина Ор- бодоева, заведующая ангинским сельским клубом, участница народного коллектива «Анга». — И это правильно. Молодые люди должны знать традиции и обычаи своего народа, и тем более отрадно, что это про исходит у нас, на ольхонской земле. Многие участники праздника сразу от правились в КДЦ «Ольхон», чтобы там продолжить встречать Новый год. В зри тельном зале не было свободных мест. Здесь также было много детей, которых привели с собой родители, бабушки и дедушки. В зал то и дело заносили новые сиденья: желаю щих посмотреть концерт было много. Надо отметить, что в большом празд ничном концерте участвовали не только творческие коллективы КДЦ «Ольхон», но и юные певцы и музыканты районной му зыкальной школы. — Праздник Белого месяца пришел на нашу благодатную гостеприимную Оль- хонскую землю, — поприветствовали зрителей ведущие концерта, — наступил Новый год по восточному календарю, праздник надежды и ожиданий. Пусть сбу дутся все ваши пожелания, чтобы в ваших домах всегда был достаток, царили мир и спокойствие! Счастья вам и здоровья! От имени администрации и от себя лич но собравшихся в зале тепло и сердечно поздравил Александр Мороев, исполняю щий обязанности мэра района. — В нашей стране сегодня созданы рав ные условия для всех религиозных кон фессий, — сказал Александр Урбазаевич. — Белый месяц олицетворяется с очище нием человека, природы. Наш район всег да славился гостеприимством, высокой толерантностью. Мы должны сохранить обычаи наших предков для будущих по колений, знать историю своего народа. После концерта зрители смогли не толь ко посмотреть, но и сами поучаствовать в интересных конкурсах — поедании поз и ломании Ьеир.
Владимир МОЛЧАНОВ
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.