Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

02.06.2016 18:01 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 (2787) от 02.06.2016 г.

Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок?

Автор: Галина Фаркова
учитель-логопед группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад «Сказка»

О важности исправления речевых недостатков дошкольников

Ребенок идет в школу.… Каждый год сотни тысяч взрослых произносят эту фразу. Одни – с ужасом, другие – спокойно, уверенно, третьи – равнодушно. Как произнесете ее вы, родители тех детей, которые в этом году переступят школьный порог? Все ли сделали вы, чтобы жизнь в школе не убила у ребенка веру в свои силы, способности, возможности? Скажет ли сын или дочь «спасибо» за то, что сумели сделать безболезненным переход из дошкольного детства в серьезную эпоху? 

Наивно думают и глубоко заблуждаются родители, если уверены что могут спать спокойно, купив форму, портфель и школьные принадлежности. А уверенно ли дети со всем этим войдут в класс? Я не буду останавливаться на всей системе подготовки к школе. Затрону лишь одну из самых важных сторон.

Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок? «Нормально», — наверное, скажут одни. «Ну, есть немного искажений», — подытожат другие. «Да, ужасно! Ну что я сделаю!» — пожмут плечами третьи. Речевые недостатки недооценивают некоторые родители: «Главное – здоровье, остальное наладиться, я его понимаю и ладно!»

Картавить можно только до пяти лет

Сядьте спокойно напротив ребенка, взгляните ему в глаза, поговорите с ним просто, без суеты, и вам откроется многое. Вместо одного звука слышится неизвестно что, другой звук совсем проглочен, речь отрывистая, сбивчивая, словно проговаривается наполовину. А сможет ли ваш сын пересказать сказку так, чтобы приятно было слушать? А под силу ли дочке прямо, полно, подробно ответить на ваш вопрос? Ведь школьный урок – это полные ответы на вопросы, это постоянный связный пересказ, это чистое, понятная речь, услышав которую, не один сверстник вашего ребенка не будет смеяться.

Над всем этим и многим другим работают логопеды в детских садах. Во время индивидуальных занятий в логопедическом кабинете с детьми работают над исправлением неправильно произносимых звуков, делают массаж органов ротовой полости, развивают пальцы рук, работают над правильным дыханием и делают многое другое, понятное только специалистам. Все проводится в интересной игровой форме, на эти занятия могут прийти и родители, которые получают консультации для занятий дома.

На общих, фронтальных, занятиях дети учатся пересказывать текст по плану и без него, составлять рассказы и сочинять сказки, ведь это основа будущих сочинений. Учатся делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, среди которых находят гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. Во время логопедических занятий изучаются буквы, даются основы чтения, готовится к письму кисть руки. Это только небольшой перечень работы логопеда.

Важно помнить: дети, искаженно произносящие звуки очень страдают в школе. Ведь как слышат они свою речь, так и пишут. Не готовая к письму рука никогда не даст красивого почерка. А моральные издержки еще заметнее: ребенок, чувствуя свои недостатки, замыкается, не находит контакта со сверстниками и учителями. А потом и психология меняется: «Чего зря стараться…» и теряются друзья.

Вся работа детского сада проводится с учетом логопедической специализации: введены дополнительные специальные моменты в музыкальные и физкультурные занятия. Больше внимания уделяется изобразительной деятельности. В детском саду занятия ежедневные.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми специальные занятия. Проводить их надо постоянно, систематически, совместно с логопедом, так как исправления недостатков речи требуют порой очень длительного времени, поэтому быстрых результатов ждать не приходится.

Помните! Успех во многом зависит от вас. Речевые недостатки сами собой не исчезнут, если не исчезли к пяти годам. Будьте внимательны к своему ребенку. Как сказал какой-то мудрец: «единственная ответственность, которой мы не вправе избегать, — это ответственность за своих детей».

По итогам звукового обследования

В этом году с 20 по 25 мая было проведено обследование детей предшкольного возраста  в дошкольных образовательных учреждениях Ольхонского района.

Всего было обследовано 129  детей, из них психологом 69 детей. Обследование состояло из первичного звукового обследования детей 7-го года жизни и проведения «Теста школьной зрелости Керна-Йерасика», который включает в себя четыре задания (нарисуй человека, копирование слов, срисовывание группы точек, 4.вырезание по кругу).

Тест Керна-Йерасика дает представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к копированию, а также о степени развития скоординированных движений руки, о развитии моторики. Все это необходимо при обучении ребенка в школе. По итогам проведенного обследования были получены следующие результаты: выше среднего у 39,1% детей, средняя зрелость у 52,2% детей и у 8,7% детей готовность ниже нормы.

По итогам проведенного обследования получены результаты,  которые позволяют оценить общий уровень речевой готовности детей предшкольного возраста. Было выявлено, что не сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, артикуляционная и мимическая моторика, дыхательная и голосовая функции, звукопроизношение.

Вместе с тем для этих детей характерен недостаточный уровень сформированности неречевых базовых функций: произвольность внимания, мышления, пространственные представления, мелкая моторика рук, графо-моторные навыки.      

Таким образом, профилактика названых нарушений должна носить массовый характер: учитывать механизм трудностей нарушений, его симптоматику, структуру, психологические особенности ребенка. Должно быть воздействие со стороны всех педагогов, различных узких специалистов и родителей.

За время обследования детей была оказана консультативная помощь родителям, даны рекомендации о посещении нуждающихся воспитанников узких специалистов  (стоматолога, лора, ортодонта, психоневролога).

Благодарю за понимание, оказание помощи, создание благоприятной обстановки  при проведении обследования детей руководителей детских садов «Ургы» Е.Н. Тапхаеву, «Подснежник» Л.Д. Мотошкину, «Василек» Э.А. Ланину, «Радуга» М.А. Зангееву. Воспитателя группы кратковременного пребывания в с. Сахюрта К.В. Жаксыбаеву и руководителей детских садов «Гномик» Н.В. Горбунову, «Солнышко» И.А, Яковлеву за предоставленную информацию от учителей-логопедов.

Отдельное спасибо начальнику управления образования Татьяне Семеновне Прокопченко, консультанту отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Ольге Владимировне Брянской за поддержку, организацию и  проведение данного мероприятия.

В дальнейшем планируется работа с учителями-логопедами, педагогами — психологами и педагогами ДОУ. Обследование будет проводиться два раза в год в сентябре и мае, чтобы своевременно оказать детям помощь.  Желаю всем нам успехов в нашей общей работе!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18