Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

16.02.2017 10:54 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 (3823) от 16.02.2017 г.

Дизель от Мамы

Автор: Юлия Мамонтова

Лозунг В. И. Ленина

Или три тысячи километров туда и обратно

Более трех тысяч километров пути пришлось в общей сложности проделать главе Онгуренского поселения и сотрудникам предприятия «Облкоммунэнергосбыт» для того, чтобы доставить в труднодоступный Онгурен дизель-генератор  мощностью 200 киловатт. Привезли его из населенного пункта Мусковит Мамско–Чуйского района. Только там, «за тридевять земель» от Ольхонского района, электроэнергетики сумели найти подходящий для установки в деревянном здании агрегат.  Благодаря ему с 12 февраля в Онгурене удалось улучшить ситуацию с электроснабжением. 

Погрузка генератора

«Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны» — известный лозунг В.И. Ленина запечатлел из окна машины на фотокамеру телефона глава Онгурена Сергей Хелтухеев. Завет вождя мировой революции по сей день выбит на монументе около Северо–Муйского железнодорожного тоннеля. Автор снимка проезжал легендарные бамовские места как раз по вопросам электрификации.

В былые годы, когда в Онгурене работали колхоз и пилорамы, электричество там подавали строго по часам, чтоб при свете лампочек Ильича доить коров, пилить дрова и учить детей. Советская власть пала, коммунизм никто строить не собирается, а проблемы с энегоснабжением в Онгурене как были, так и остаются.  Колхозов нет.  Но доить коров и учить детей нужно по-прежнему. А в поселении то  провода требуют замены, то дизели ломаются. Надежда была на ноу-хау энергетической сферы Прибайкалья.

 - В 2012 году в Онгурене открыли ветро–солнечную электростанцию.  Говорили – уникальная для области. Потратили где-то 37 миллионов рублей. Но ветряные аппараты Болотова сразу показали свою неэффективность, давали мало электроэнергии по 5 киловатт. Они роторные, не открытые, а ветер у нас, то дует порывами, то его вообще нет. Солнечные батареи себя оправдывали, но в ночь с третьего на четвертое июля 2016 года случилась сильная гроза, и в результате «полетели» штудеры. Семь штук. На экране появилась надпись: «Солнечная станция вышла из строя», — напоминает Сергей Хелтухеев.

На случай чего в Онгурене имелся дизель–генератор. Правда мощность его оказалась маловата. Давал он всего 75 кВт, а в поселке 104 двора плюс шесть бюджетных учреждений. Представители властей стали совещаться в министерстве ЖКХ области, как быть? Пришли к такому соломонову решению: пусть в определенные часы электричество подается на одну сторону улицу, а другая сидит без света, потом – наоборот. Жителей Онгурена такое почти беспросветное существование не устраивало. На сельских сходах особенно гневились учителя. Им для проверки тетрадок с домашними заданиями школьников приходилось пользоваться керосиновыми лампами времен царя Гороха.

Но и такие вынужденные энергосберегающие технологии не помогли. Дизель  — генератор все больше перегревался от перенапряжения, плевался тосолом и грозил умолкнуть навсегда. Власти поселения и Ольхонского района снова обратились в министерство ЖКХ области и на предприятие «Облкоммунэнергосбыт», которое и обслуживает многострадальную энергосистему Онгурена. Попросили более мощный дизель. Нашелся подходящий аж в 1500 километрах от Иркутска. В еще более труднодоступном и отдаленном, чем Онгурен, поселке Мусковит Мамско–Чуйского района.

 - В местах поближе дизель–генераторы были. Но они не подходили по правилам пожарной безопасности. Устанавливать их можно было только в каменных зданиях, а у нас в поселке – деревянные. А тот дизель находится в специальном контейнере. Сначала «Облкоммунэнергосбыт» планировал сам доставить к нам дизель–генератор до 21 января. Но начались проблемы с топливом на северах области, тут еще сменился министр ЖКХ. В итоге с директором «Облкоммунэнергосбыта» нам пришлось выехать самим в Мамско–Чуйский район третьего февраля, ехало три машины, в том числе КамАЗ, куда должны были погрузить дизель, — продолжает Сергей Хелтухеев.

Онгурен-Еланцы-Баяндай-Качуг-Жигалово-Улькан-Северобайкальск-Нижнеангарск-Северомуйск-Таксимо-Мамакан-Мусковит-Мама. А между ними суровые, глухие, практически не заселенные людьми места.

Только где-то на севере Бурятии, трудились на опорах ЛЭП монтажники – высотники из Иркутска. Мужики сбросили землякам с высоты сигареты, ведь до ближайшего магазина было несколько сотен километров. Этот жест доброй воли от представителей энергетической сферы был воспринят как хороший знак. Правда, самый трудный участок пути оставался впереди.

 - Ночью на берегу Витима мы увидели вагончик. Подошли, спросили у людей дорогу до Мусковита. Оказалось, здесь проезжать было опасно. У них тут провалился в полынью КамАЗ с продуктами. Вот они и караулили его, чтобы мародеры не набежали. Мужики показали нам безопасный путь, и мы поехали дальше.

В Мусковит делегация прибыла в ночь с 4 на 5 февраля. Сразу же отправились смотреть дизель – генератор, проверили его работу. Качество устроило. Ночевать в поселке было негде, и «экспедиция» поехала в Маму. В том месте на Витиме образовалась наледь. Машину оставили на одном берегу и по льду перешли на другой, где находилась гостиница. Когда утром вернулись к автомобилю, то он оказался уже по ось в воде. Первое время посуху ехать не получалось.  Поднявшаяся из-подо льда витимская вода была по бампер уазика «Патриота». Но с природной стихией Сергею Хелтухееву со товарищи договориться оказалось проще, чем с собратьями – чиновниками нового формата: 

 - Нам нужен был кран-борт, чтобы погрузить дизель в кузов. Пошел я к местному главе, попросил помощи. А тот мне: «А деньги есть у тебя?», я  в ответ: «Я за тридевять земель сюда добирался, какие деньги?!», тут же позвонил в министерство ЖКХ, те ему перезвонили, что-то сумели объяснить, и кран сразу же нашелся.

Назад добирались медленнее. Ведь везли с собой тяжелый, но такой нужный онгуренцам груз. Чтобы не возникло проблем с выгрузкой на месте, энергетики послали в Онгурен борт–кран из Усть–Орды. 11 февраля караван машин был в Заме, ночевать пришлось там же. Дорогу к дому перемело. На следующий день ждали, когда пройдет снегоочистительная техника. И только в шесть вечера 12 февраля дизель–генератор на 200 кВт доставлен к месту новой дислокации. Свет в поселке теперь подается всем потребителям одновременно. Но в определенные часы: с 10 до 12 и с 18 до 24. Такая электрификация все же лучше, чем  сутками сидеть при керосинках. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56