Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

10.03.2017 12:38 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 (3826) от 11.03.2017 г.

Культурная мозаика Яны Лисицыной

Автор: Юлия Мамонтова

Известная иркутская художница написала книгу об Ольхоне

«Ольхон: вздох, выдох и еще один вздох». Так называется книга Яны Лисицыной – известного художника-графика, преподавателя иркутского госуниверситета, кандидата исторических наук, колумниста. Презентация сборника прошла в областной библиотеке имени Молчанова – Сибирского в минувшее воскресение. Издан он благодаря поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко в рамках конкурса проектов «Культурная мозаика». 

Идею создания книги Яне Лисицыной подсказала автор проекта «Остров культуры» Наталья Бенчарова. Он стал победителем конкурса Фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика». И в своем предвиденье Наталья не ошиблась. Сборник органично вписывается в «ткань» «Культурной мозаики».  Яна не только написала для него рассказы, но и иллюстрировала своими графическими работами – исполненными на высоком художественном уровне, тщательно прорисованными, тонкими и одухотворенными.

Кстати, с графикой Яны Лисицыной ольхонцы знакомы. На острове демонстрировалась ее выставка «Иркутская Алиса и … другие», о которой посетители оставляли восторженные отзывы. Экспонировалась она в Москве, а в последнее время рисунки были размещены в библиотеке им. Молчанова – Сибирского, и закрытие выставки совпало собственно с презентацией книги.

 - Называется книга «Ольхон. Вздох, выдох и еще один вздох». Почему название такое странное? Для меня эти путешествия и были, как вздох и выдох,  и снова вздох и выдох,  — рассказывает Яна Лисицына. — Я выросла на Сахалине. Это удивительный остров. У нас море. У нас леса. У нас все. У нас рыба огромная красная. В 17 лет я уехала. Мама отпустила поступать в художественное училище города Иркутска. Сначала у меня был шок. Омуля увидела: «Что за селедка?». Меня привезли на Ольхон, когда уже родился сын Ян. А я же помню, что такое остров – это много и красиво, это что-то такое барочное. А там степь, степь, степь, чайки, холод, Байкал. Холодная вода неприятно удивила. И я чувствую, мне Ольхон говорит: «Дура ты, дура, когда ты поймешь, то вернешься и полюбишь». Прошло много лет, я вернулась и почувствовала, что я приняла Ольхон, а он принял меня.

Подписчики Яниных страниц в социальных сетях, читатели газеты «Иркутск», где она ведет свою авторскую колонку, знают, как тонко она умеет подмечать детали в окружающей действительности. Даже в обычных, рядовых ситуациях, будь то обсуждения в очередях к кассе супермаркета или разговоры в маршрутках, Яна Лисицына видит больше, чем остальные. Удивительный талант живописца позволяет ей раскрыть красоту и гармонию там, где другой человек просто пройдет мимо.

А что говорить об Ольхоне?! Самый большой и живописный остров Байкала Яна называет сибирской Меккой для художников со всего мира. Автор не раз бывала там на пленэрах с коллегами из разных стран. И даже изматывающая обывателей очередь на паром для нее – необходимая плата за красоту.

Отрывок из книги Отрывок из книги «Ольхон: вздох, выдох и еще один вздох»: «Ожидание парома, который единственный летний способ перебраться со своим автомобилем на остров, воспринимаю как плату за вход. Сколько нужно, столько и постоим в унылой очереди из машин. Спасибо, что бросок через пролив вообще возможен. Ведь ничего просто так не бывает. Все имеет свою цену, время и отрезок понимания. Чаяния парома  — жизнь между небом и землею, травой и облаком, водой и камнями и надо всеми чайки, опять эти чайки. Просто сидишь в застывшей машине и смотришь. Парень присел и начал чистить зубы на виду у всей очереди. Мы значительно продвинулись вперед, паромы забрали много машин, мужики маленько подрались, кот из джипа сбежал и был с криками пойман. А в кафешке разгружали пиво и уронили ящик со стеклянными бутылками. Все ахнули. А парень все наяривал щеткой. Медленно и тщательно. Четыре ряда зубов и тридцать пять клыков. Чистил, как мама научила – вдумчиво. Рядом скрипел, рушился и вновь собирался мир, а он мерно водил щеткой. Страшно подумать, как он совершает прочую гигиену, или просто кушает яишенку и когда он вообще жить успевает?»

Есть в публицистической стилистике Яны Лисицыной очень важное качество –  чувство юмора. Не злой сарказм, не острая сатира, а ирония, когда герои ее мини-новелл порой в самых неприглядных ситуациях, тем не менее, прорисованы со снисхождением и с любовью.

А еще для талантливого человека бродячий кот или даже бутылка с заспиртованной змеей могут стать источниками вдохновения.

Отрывок из книги Отрывок из книги «Ольхон: вздох, выдох и еще один вздох»: «Как то по холоду завелась я ненадолго в зимнем саду базы Никиты и Натальи Бенчаровых в Хужире. Кроме меня и герани в этом помещении время от времени материализовался серый кот. Он сразу целиком проявлялся на диване, глубоко спящим. Все двери плотно закрыты. Откуда животинка бралась? Тайна. Может мышиную норку расширил и пролазил, а может он из этих, из чеширских?

А еще рядом с диваном стояла бутылка с коброй. У змеи в пасти скорбно повис скорпион. Это для пущего устрашения. Поначалу я сильно дергалась, когда неожиданно видела этих гадов. Кобра недоумевала: «Вот че орешь? Я в спирту вся. Я же выпимши навеки». Скорпион же был просто закуской и скорбно молчал».

К сожалению, книга напечатана ограниченным тиражом и ее не будет в продаже. Но автор планирует передать экземпляры сборников в библиотеки Хужира и Еланцов. Библиографическая редкость станет подарком для их читателей. А для гостей презентации таковым стал камерный концерт известного иркутского музыканта Константина Сероватова, который в библиотеке исполнил произведения Шопена, Дебюсси и Рахманинова. И этот «пазл» тоже стал настоящим украшением культурной мозаики для людей, вдохновленных Ольхоном.  

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66