Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

28.03.2017 18:43 Вторник
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 (3829) от 30.03.2017 г.

Виталий Молоков: «Свежевыловленный омуль в продаже – вне закона»

Автор: Юлия Мамонтова

Руководитель Ангаро–Байкальского территориального управления Росрыболовства дал «Байкальским зорям» эксклюзивное интервью

Сколько омуля осталось в Байкале? Когда рыбопромысловики смогут выйти на промышленный лов эндемика в этом году? Как будет усилена борьба с браконьерством? Ответы на эти и другие вопросы журналисту «Байкальских зорей» дал руководитель Ангаро–Байкальского территориального управления Росрыболовства Виталий Молоков. В ходе беседы он, в частности, усомнился в целесообразности строительства рыборазводного завода в устье Сармы и сообщил, что с мая этого года штатная численность Ольхонского отдела рыбоохраны увеличится вдвое. 

Рыбопромысловики смогут выйти на рыбалку после торгов РПУ в середине лета

- Виталий Николаевич, разговоры о сокращении омулевых запасов шли давно. Но почему запрет стал возможным только сейчас?

 - Вопрос о реальном снижении численности омуля в озере Байкал остро встал только в 2016 году. Тогда поступили окончательные, достоверные данные науки о том, что численность этой рыбы подошла к критической отметке. Сейчас общий запас байкальского омуля в озере оценивается в восемь тысяч тонн.

- Очень маленькая цифра. (В начале 1980- гг. общая биомасса омуля в Байкале составляла 25-30 тысяч тонн. Прим.авт). Официальный запрет на промышленный лов омуля должен вступить в силу с первого января 2018 года. Но на этот год небольшую квоту рыбопромысловикам выделили, и они ждут, когда смогут ее использовать. Тормозится вопрос из-за несформированных рыбопромысловых участков (РПУ).

- Ранее субъектом федерации, а именно министерством сельского хозяйства Иркутской области, на Байкале не формировались рыбопромысловые участки, потому что в них не было необходимости. А сейчас принимаются все меры уже для сохранения популяции байкальского омуля. Наше территориальное управление получило письмо Росрыболовства РФ о том, что в 2017 году мы должны действовать в жестком соответствии с российским законодательством. Законом о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов 2011 года предусмотрено, что для выдачи разрешений пользователю на право добычи водных биоресурсов необходимо два документа – это договор на закрепление долей и квот и договор о предоставлении РПУ. На сегодняшний день ни у одного пользователя этого второго документа нет. Соответственно мы не имеем право выдать разрешения.

- В данное время какая-то работа по созданию РПУ ведется?

 - Сейчас с министерством сельского хозяйства мы ведем активную, плотную работу по формированию рыбопромысловых участков. В минсельхоз пришло более ста заявок от пользователей, где бы они хотели получить эти РПУ. Но участки они предлагают формировать на местах миграции, нерестилищ, местах захода омуля в нерестовые реки, т.е. предлагают перекрыть всё, лишь бы достать эту рыбу. Предложили участок вдоль всего Байкало–Ленского заповедника, хотя в будущем это будет охранная зона и это, по сути, способ нахождения там на законных основаниях, предположительно, с целью добычи животных в заповеднике с водного транспорта. (Кстати, за создание этой охранной зоны в БЛЗ я бьюсь еще с 2012 года, когда работал в Западно–Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре. Это полномочия министерства природных ресурсов и экологии РФ, описание им уже направлено, осталось только утвердить).

Что касается РПУ, то мы совместно с иркутским госуниверситетом, с «Госрыбцентром» будем формировать максимально большие участки.

 - Почему именно большие?

 - Чтобы они не были натыканы друг на друга, и рыбаки не посягали на соседскую территорию, ведь омуль мигрирует. А если у каждого из пользователей будет большой участок, допустим, в тысячу гектар, то это даст маневр для промышленного рыболовства, и они меж собой не пересекутся. Помимо этого в полномочия пользователя входят охранные мероприятия на своем рыбопромысловом участке. Например, в случае нахождения там браконьеров он сможет отправлять сообщение в органы рыбоохраны для немедленного реагирования, пресечения браконьерства. И если кто-то планирует поставить на РПУ сеть, то пользователь  имеет полное право выгнать его со своего рыбопромыслового участка. В целом, с созданием РПУ будет больше порядка, контроля за выловом рыбы. Сотруднику рыбоохраны будет проще осуществлять контроль за пользователем в границах его РПУ. Инспектор будет знать, что там должно стоять столько-то определенных договором сетей. А раньше нельзя было понять, где сеть законных рыбаков, где – браконьеров.

 - Когда все-таки должны появиться РПУ  на Байкале?

 - Минсельхозом Иркутской области разработана дорожная карта по формированию РПУ. Если все будет идти по плану, то к маю должен быть утвержден перечень участков, потом их выставят на торги, и где-то к середине июля пользователи на своих рыбопромысловых участках смогут осуществлять рыбалку. Но это аукцион, конкурс. Есть элемент непредсказуемости.  Могут выиграть даже те пользователи, у которых нет квот, а у кого есть – могут и не выиграть.

Ольхонский отдел рыбоохраны усилится двумя сотрудниками

 - Какие-то изменения в структуре вашего управления планируются?

 - Да. Мы создали Ольхонский отдел контроля, надзора рыбоохраны. Место основной дислокации – Еланцы. В отделе будут работать четыре инспектора, раньше было два. Новый штат начнем набирать с мая. Появится в отделе и новый водный транспорт. Такое подразделение было в Ольхонском районе раньше.

К тому же, мы разделяем Иркутский районный отдел путем создания Усольского отдела, а Иркутский направит свою работу на Иркутское водохранилище и озеро Байкал.

- Мы уже сообщали о создании новой оперативной группы Росрыболовства под названием «Сарма». Есть только одно подобное подразделение в стране – это «Пиранья». Ее оперативники ловят браконьеров от Камчатки до Ленинградской области. Расскажите подробнее о столь новой грозной опергруппе на Байкале.

 - Создание этой оперативной группы рыбоохраны – полностью моя инициатива. Свое предложение я озвучил главе Росрыболовства Илье Шестакову, и новым штатным расписанием такая группа создана в 2017 году. Группа «Сарма» именуется по названию одного из самых грозных байкальских ветров. Она  будет состоять из четырех  инспекторов рыбоохраны и одного судоводителя. «Сарма» — самая технически обеспеченная группа всего Ангаро–Байкальского управления. Для нее уже приобретен лодочный мотор мощностью 250 лошадиных сил, закуплен свой водный транспорт, вездеход, несколько других высокопроходимых автомобилей. Оперативники будут оснащены тепловизорами, дронами, радиолокационным оборудованием, зона действия которого – 50 километров. Приобретено форменное обмундирование, с целью самообороны им будет выдано огнестрельное служебное оружие. Подчиняться группа будет напрямую только мне.

 - Какими полномочиями наделены сотрудники группы «Сарма»?

 - Всеми полномочиями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях. Они смогут составлять протоколы на всех административных правонарушителей, которых обнаружат. Сотрудники будут иметь право задерживать граждан, в случае необходимости применять специальные средства для удержания правонарушителей, доставления их в органы полиции. Оперативная группа «Сарма» будет приравнена к структурному подразделению управления и помимо этого уполномочена проводить внеплановые проверки межрайонных отделов Ангаро–Байкальского управления.

Для строительства раборазводного завода в Сарме нужно научное обоснование

- Охранные мероприятия – дело нужное и полезное для природы Байкала. Но есть еще люди. И им нужна работа. ОНФ проводит мониторинг ситуации, активисты делали запрос в правительство Иркутской области по поводу трудоустройства тех, кто может потерять заработок в связи с запретом. Оттуда пришел ответ за подписью замминистра сельского хозяйства региона о том, что в Ольхонском районе планируется построить рыборазводной завод в устье реки Сарма. Там можно выращивать до двух миллионов мальков ценных видов рыб: омуля, сига, хариуса. Правительство вышло с инициативой включить мероприятия по строительству завода в федеральный проект «Байкал: Великое озеро Великой страны». В шестидесятых годах там такой завод работал. Как вы относитесь к этой идее?

 - Ни у нас, ни у ФГБНУ «Госрыбцентр», ни у ФГБУ «Главрыбвод» правительство Иркутской области не запрашивало информацию по этому вопросу. Тем не менее, у представителей рыбохозяйственной науки  есть сомнения по поводу целесообразности строительства этого завода. Можно запланировать большое количество средств на это предприятие, а оно потом не будет должным образом функционировать, например, не будет достаточной подачи воды. А  для разведения омуля нужна постоянная проточная вода. Еще вопрос, кто будет содержать завод? Федерация или субъект? Ведь понадобятся ежедневные расходы на электричество, на содержание, на зарплату и пр. И опять же, где взять омуль на разведение?  В прошлом году квота на вылов производителей составляла 25 тонн, а с большим трудом удалось поймать только пять с половиной тонн.

 - Но ведь работал в шестидесятые годы там завод.

  — Так там и река какая была!  Сейчас Сарма еле течет, скажем так. Зачем строить новый завод на Малом море, если можно реконструировать завод в Бурдугузе, который функционирует. В Бурятии, где находятся омулевые нерестовые реки, и которых нет в Иркутской области, тоже имеются рыборазводные заводы. А Сарминский давно уничтожен.

Я думаю, тему строительства завода в Сарме надо выводить на Федеральное агентство по Росрыболовству. Я не хороню эту идею на корню, но к ее воплощению надо подойти тщательнее. В первую очередь нужно разработать водно–биологическое обоснование. И инициативу здесь должно в свои руки взять министерство сельского хозяйства региона.

- Я прочла у вас на сайте о планах зарыбления байкальским омулем Братского водохранилища. Но оттуда в Байкал он не попадет. Зачем тогда это делать?

 - Зарыбление водохранилища необходимо, чтобы промышленный пласт добычи омуля можно было сместить на этот водоем. Там эта рыба растет и развивается быстрее. До половозрелого состояния омуль в Братском водохранилище вырастает за два года. К тому же неясно пока, сколько будет действовать запрет на омулевую промышленную рыбалку на Байкале. Сначала были планы запретить вылов в течение трех лет, потом – ежегодно оценивать ситуацию.

Так, допустим, было на Каспии с осетром. Ввели запрет на пять лет, а в итоге не отменяют его уже 15 лет, поскольку численность осетра так и не восстановилась — ушли в точку невозврата. Что касается зарыбления омулем Братского водохранилища, то оно будет возможным только, если будут наблюдаться излишки производителей при отлове на Байкале.

Сейчас на Большереченском рыборазводном заводе в Бурятии находится 62 миллиона икринок. В 2017 году планируется выпуск двух миллионов штук молоди и около 10 миллионов штук личинок.

За два нарушения лишат разрешения на рыбалку

- Огромный вред водным биоресурсам наносят мелкоячеистые пластиковые сети, которые гребут все подряд, к тому же ими замусорено дно озера. В Шара-Тоготе местные рыбаки говорили на сходе о готовности самим выйти на очистку дна Мухорского залива Малого моря от сетей, которые, как правило, бросают там заезжие горе-рыболовы. Но как мне думается, государство должно подключиться к работе по очистке озера. Что вы по этому поводу думаете?

 - В прошлом году министерство сельского хозяйства Иркутской области выделяло более миллиона рублей как раз на очистку Мухорского залива. Организация, которая выиграла аукцион на проведение этих работ, вывезла оттуда более двух тонн брошенных сетей. Но, похоже, подобные работы, и не только в этом заливе, нужно делать постоянно. А в текущем году минсельхоз Прибайкалья на эти цели деньги не заложил. Они пошли по другому пути: губернатор Иркутской области поставил задачу заняться воспроизводством, и средства были заложены на выпуск и подрост омуля.

Кстати, сети бросают не только браконьеры. У тех же промышленных бригад аналогичные пластиковые снасти, они могут уплыть в шторм, например. А ограничений на использование, допустим, только нитяных снастей или из конского волоса, как было испокон веков, нет. Но размер шага, ячея, длина, высота сети оговорены в разрешениях, выданных каждому пользователю. И инспекторы все это проверяют.

Кстати, вниманию промышленников! В 2017 году мы настолько усилим надзор за промышленным ловом, что в случае выявления инспектором рыбоохраны повторного  нарушения, разрешения на рыбалку будут изыматься. Я же буду инспекторов перенаправлять из одного субъекта в другой, чтобы была объективная оценка деятельности промышленников.

- Напомните еще раз про новации любительской рыбалки на Байкале.

 - Сейчас правилами рыболовства устанавливаются нормы вылова на одного рыболова–любителя. Так, можно в сутки на человека поймать не более пяти килограммов омуля, сига или хариуса, не более десяти – сазана и щуки, не более 20 кг. – остального частика. Проект этого документа для обсуждения общественности размещен сейчас на сайте проектов нормативно–правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Как будет осуществляться рыбалка? Летом на удочку ловить байкальского омуля будет нельзя, любительский омулевый лов будет разрешен только с ледового покрова. Поэтому если летом рыбак по счастливой случайности поймает омуля, он будет обязан его отпустить.

 Сигов и хариусов тоже посчитают

- Законна ли сейчас продажа омуля на рынках?

 - Если замороженного – то да, ведь был разрешен промышленный лов прошлого года, а если продается свежепойманный омуль – то стопроцентно  делается это вне закона.

- То есть в будущем году омуля у нас на прилавках не будет?

- Да. Потому что ветслужба не будет иметь права выдавать сопроводительные документы на его реализацию. А рыбаки-любители зимой смогут ловить омуль только для личного потребления, а не на продажу. Поэтому сейчас при прокурорах республики Бурятия и Иркутской области создаются рабочие группы по контролю за оборотом водных биологических ресурсов. Там непосредственно прокуроры субъектов федерации будут координировать действия различных служб, в том числе ветеринарии, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и др., чтобы на постоянной основе изо дня в день проверять места реализации омуля и изымать продукцию.

Листвянке с ее коптильнями и рыбным рынком, видимо, придется переходить с омуля на другие виды рыб, возможно, на частик. Да, омуль был пищевым брендом: «Приезжайте, ешьте омуль». Теперь от этого бренда придется отказаться: «Приезжайте, ешьте сорожку».

 - А остальные рыбные запасы не находятся ли под угрозой? Не случится ли так, что вскоре и хариус ловить запретят?

 - Мы такой вопрос тоже прорабатывали. Мониторинг других рыбных запасов Байкала давно не проводился. Думаю, в 2018 году Росрыболовство выделит деньги на эти исследования, и кто знает, какие решения после этого придется принимать. Кстати, изначально, планировалось запретить вылов всей рыбы на Байкале. Но пока ее можно ловить. Есть хариус, сиг, сазан, сорога, окунь, щука. И они тоже очень вкусные. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1276