Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

08.06.2017 18:05 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 (3839) от 08.06.2017 г.

Дорожный тупик

Автор: Иван Мамонтов

Правовые нестыковки мешают привести в порядок дороги до отдаленных поселков Ольхонского района

Дорогу до Хужира в ближайшие три года вряд ли удастся отремонтировать. Об этом «Байкальским зорям» сообщил представитель ОГКУ «Дирекция автодорог Иркутской области». Причина в том, что не удается получить разрешение на добычу необходимых для дорожного строительства инертных материалов в  Прибайкальском национальном парке, по которому проходит путь к центру Ольхона. Также не получается найти общее решение по приведению в порядок дороги к самому северному поселку района – Онгурену. 23 километровый ее участок относится к землям особо охраняемой природной территории, и собственник отказывается передавать его муниципалитету, ссылаясь на закон о ООПТ. Хотя само природоохранное законодательство требует, чтобы там были дороги с твердым покрытием. Подробнее о ситуации – в нашем репортаже. 

Ледовый путь

До Онгурена мы добирались по байкальскому тонкому льду со спасателями. Они проводили рейд – ведь находиться на разрушающемся ледовом покрытии уже было нельзя. Рискующих рыбаков практически не встретили, чаще попадались  нерпы. В Ольхонском районе официально действует только одна ледовая переправа, и с каждым годом надзор за нарушителями ужесточается. А до Онгурена разрешенного пути по коварному льду Байкала нет. Только с вездеходным, специализированным транспортом МЧС приходится порой в зимнее время переправлять людей из самого северного и самого крупного поселения Ольхонского района на западном берегу Байкала.

 - Несколько лет назад для оказания специализированной медицинской помощи детям отдаленных населенных пунктов – поселка Хужир на Ольхоне и села Онгурен – из области выехала группа врачей. До острова переправа действующая, разрешенная. Приехали врачи в Хужир, провели обследования, а в Онгурен ехать отказались, хотя февраль, лед уже стоит прочный. Нам пришлось самим ехать в Онгурен  и набивать мамами с ребятишками свой вездеход, везти в Хужир,  потом обратно,- рассказывают попутчики.

 - Вот тебе и клятва Гиппократа, — вздыхаем в ответ.

Опасный перевал Хильбур

В самом селе, где мы были уже через два часа после выезда с базы в Сахюрте, первым делом направляемся в фельдшерский акушерский пункт. Внутри обстановка еще советских времен, есть даже практически антикварный буфет первой половины прошлого века. Но очень чисто, лекарства в наличии имеются. Заведующая Галина Хелтухеева поддерживает порядок, и, как нам говорили в администрации районной больницы, не дает им расслабиться, когда кого-нибудь из онгуренцев надо срочно переправить в Еланцы или в стационары Иркутска. А сделать ведь это непросто. Во-первых, из-за связи.

 - Хотя у нас несколько лет назад поставили вышку сотового оператора, связь плохая. СМС может идти несколько часов. Некоторые, чтобы сообщение отправить, подбрасывают телефон вверх. Когда звонишь, часто бывает, что один человек слышит другого, второй нет. Я, правда, нашла место у окна, где более-менее связь ловится, — говорит Галина Хелтухеева.

Ну и второй момент – дорога. От райцентра, села Еланцы,  до Онгурена чуть более 140 километров. Но состояние трассы таково, что тратить на путь приходится по пять-шесть часов. Дорога проходит в некоторых местах всего в метре от берега Байкала, порой поднимается в горы. Самый опасный – перевал Хильбур. Ширина грунтового полотна там была всего три метра. Когда машины подъезжали к перевалу с какой-нибудь из сторон, водители выходили и обязательно прислушивались, не движется ли навстречу другой автомобиль, иначе не разъедешься. Особенно труден этот путь зимой. Снежные заносы бывают выше двух метров высотой.

 - Как-то вывозили мужчину с травмой конечности из Замы. Хорошо, связь была, дозвонилась до главы администрации, который в райцентре был, сказала, нужна помощь. Вызвали МЧС, спасатели поехали нам навстречу. А мы на своем санитарном автомобиле выехали за пациентом, правда, поблудили немного, снега много замело, но выбрались. Водитель у нас молодец. Также беременную женщину вывозили из деревни Кочериково, срок у нее уже подходил, но все благополучно обошлось, — продолжает рассказ заведующая ФАП.

Таких историй – масса. В прошлом году зимой студенты из Онгурена, добравшись до интернета, выложили в соцсетях фотографии своего вынужденного «снежного перехода». Ребята приехали на новогодние каникулы домой. Но когда пришла пора возвращаться в город на учебу, дорогу перемело. Больше 10 километров шестерым студентам пришлось идти пешком через перевал, а ведь места глухие, волки кругом. Этот поход, опять же благодаря подоспевшим спасателям, завершился без последствий.

Онгуренские думы

Мы решили подъехать к дороге со стороны поселения.  Но мосток у ее начала был настолько хрупким и сучковатым, что водитель не стал рисковать вездеходом. Во время передвижений по онгуренским хлябям у «Трэкола» дважды прокалывались колеса. Благо, в машине все необходимое оборудование для устранения таких ситуаций имелось. Пока попутчики возвращали авто в рабочее состояние, пообщались с двумя колоритными местными жителями.

Виталий Намолов и Леонид Черняк сидели на скамейке и обсуждали последние деревенские новости: прилетали даурские журавли, черных бакланов развелось все больше, омуля почти нет, скоро обещают отремонтировать солнечную электростанцию. Чему-то радуются, что-то тревожит. Тема дороги же нейтральна, ничего нового от нее собеседники не ждут:

 - Конечно, плохая дорога, все пятые точки отобьешь, пока доедешь. Ребятишек у нас даже на мероприятия в район не возят, только во время ЕГЭ. Продукты в два раза дороже, чем в городе. Но все равно люди ездят, причем стараются сразу по несколько машин, чтобы вытаскивать друг друга при надобности. Зимой лопаты с собой берут. А что поделать? С одной стороны, проведут сюда асфальт, и все туристы затопчут, заездят. С другой – все ведь в нацпарке делать запрещено, никакого производства нельзя строить, рыбалку скоро омулевую запретят, чем жить?

Побочные дороги в Тажеранах зарастают травой, а на Ольхоне их становится все больше.

Ответ на этот вопрос жителям другого труднодоступного населенного пункта Ольхонского района – поселка Хужир, найти проще, чем онгуренцам. На остров Ольхон с июня пустили уже третий паром «Семен Батагаев», названный, кстати, в честь знаменитого уроженца Онгурена – полного кавалера орденов Славы, ветерана Великой Отечественной войны. Хужир уже стал мощнейшей точкой притяжения туризма. И процесс этот остановить в нынешних реалиях трудно. До переправы на материке теперь ведет отличная асфальтированная дорога. Раньше на участке от Еланцов до МРС дорожное покрытие было таким отвратительным, что водители прокладывали боковые трассы, прямо по уникальной, охраняемой государством, Тажеранской степи. После ввода в эксплуатацию новой дороги в прошлом году, эти «боковушки» стали снова зарастать степной травой.

Сам же остров, практически целиком расположенный в границах Прибайкальского национального парка, и сейчас покрыт стихийной дорожной сетью. Путь к Хужиру настолько тернист и местами похож на стиральную доску. И здесь, как раньше в Тажеранах, автомобилисты, оберегая свои машины, формируют все новые транспортные артерии. Под колесами машин гибнут ольхонские эндемичные растения и суслики. Хотя по природоохранному законодательству на особо охраняемых природных территориях дороги должны иметь твердое покрытие, чтобы на грунты не попадали горюче-смазочные продукты. И понятно, что дорога должна быть одна. В отличие от трассы в Онгурен, к которой мы еще вернемся, эта является областной. У региона  больше возможностей для того, чтобы привести свое имущество в должный вид. Но сделать это не получается.

 - Областная Дирекция по автодорогам не может пройти экологическую экспертизу. Им неоткуда брать инертные материалы, которые необходимы при дорожном строительстве. Можно было бы вести добычу в придорожной полосе отвода, там брать щебень, но колею сделали неширокую, большую площадь нацпарк не согласовал, — комментирует мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев. – Необходимые материалы есть на острове. Но брать их нельзя. Почему бы не сделать заключение, чтобы только на период строительства добывать там материалы, не до дна рыть, а взять только тот объем, который требуется именно на эту дорогу, а после провести рекультивацию?

По информации заместителя директора по ремонту и содержанию дорог ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Александра Зорина, все эти проблемы тормозят решение дорожного вопроса на острове. Есть проект ремонта самого сложного, десятикилометрового участка на въезде в Хужир, но скорее всего, это произойдет не раньше 2020 года.

Договоренности с ООПТ не достигнуты

А что же с дорогой до Онгурена? По ней даже есть решение суда. Прокурор Ольхонского района подавал иск с требованиями включить автомобильную дорогу от деревни Курма до села Онгурен в реестр муниципального имущества, предусмотреть в бюджете Ольхонского районного муниципального образования денежные средства на ее содержание, разработать проект организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения между этими населенными пунктами. Также в требованиях есть необходимость установки дорожных знаков и расширение дорожного полотна.

Что интересно, даже в суде юридический представитель «Заповедного Прибайкалья» возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку в этом случае будут нарушены интересы Российской Федерации, ведь от 25-го километра от Курмы и до

Онгурена дорога проходит по территории Прибайкальского национального парка и относится к лесной. Также была ссылка на ФЗ-ЗЗ от 14 марта 1995 года ст. 15 ч. 2 : «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира». Однако суд принял во внимание важность дороги для жителей Онгурен. Он указал, что, в соответствии с требованиями действующего законодательства, этот объект не может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира. Кроме того, специальным законом – об особо охраняемых природных территориях —  установлен запрет на строительство только магистральных дорог. Суд поддержал требования ответчика частично, без учета указанных им коротких временных сроков. Исполнять решение на деле оказалось сложно.

- Нам надо эту дорогу оформить на себя. Частично она уже в нашей собственности находится. Межевое дело проведено. Наша задача передать ее в областную собственность, потому что у муниципалитета нет возможности сделать дорогу до Онгурена. А область смогла бы сделать ее. Однако есть 23-х километровый участок дороги, который проходит по землям Прибайкальского национального парка. Мы не можем направлять туда финансы, ведь в этом случае будет нецелевое расходование средств. Мы предлагаем отдать нацпарку другой участок, а мы заберем дорожный. Но юристы ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» отказывают.  А ведь дорога и им самим нужна, они хотят строить там пожарно – химическую станцию. Вот так уперлось все в юридические моменты, — поясняет мэр района.

Уже не один раз эта тема поднималась перед представителями разных органов власти. В феврале депутат думы Ольхонского района Екатерина Зарбаткина направляла запрос губернатору Иркутской области. Она отмечала, что земельный участок протяженностью 23 километра, по сведениям «Заповедного Прибайкалья», не представляет никакой ценности, как природоохранный объект, а в период распутицы и ввиду отсутствия полотна автомобильной дороги, выхода подземных вод, параллельно ей прокладываются различные пути следования. А это опять же негативно влияет на окружающую среду. «Кроме того, зимой здесь образуются снежные заносы высотой более двух метров, которые в виду уникальности окружающей природы,  не позволяющей иного пути проезда, фактически отрезают население Онгуренского МО от сообщения с районным центром, что вызывает негативные социальные последствия. В связи с отсутствием оформленного в соответствии с законодательством линейного объекта «автомобильная дорога» обслуживание его никем не осуществляется», — говорится в обращении к главе региона.

Несколько совещаний по этому вопросу прошло в Иркутске весной 2017 года при участии руководства территориального управления Росприроднадзора. Но конструктивного итога нет. В решении суда по Онгуренской дороге обращают на себя внимание такие слова: «В создавшейся ситуации необходимо соблюсти разумный баланс прав  и  интересов человека,  обязанностей муниципального образования, а также государства в целом,  что естественно вытекает из статуса населенного пункта и необходимости беспрепятственного удовлетворения повседневных жизненных потребностей  постоянных жителей Онгуренского муниципального образования». Но о разумном балансе прав и интересов говорить пока не приходится.

«Дорога кончилась, иссякла»

Пора возвращаться из Онгурена. Фотографируем местную достопримечательность – сохранившуюся с царских времен паровую машину, ее использовали для пиления леса. Вокруг очень живописные места, здесь разрыв между Приморским и более высоким Байкальским горным хребтом. В окрестностях можно встретить одичавших лошадей – мустангов. В местности Луковая падь есть целебный источник, который лечит желудочные болезни. Лечебные грязи Крестовских озер помогают от радикулита. По Онгуренской долине идет тропа к истоку великой сибирской реки Лены. В общем, есть, что посмотреть. Мы же хотим увидеть ту самую дорогу. Этой зимой ее чистили от заносов силами района. И обошлось без серьезных ЧП. Но очень сложно назвать эту «рокаду» дорогой, в чем убеждаемся, свернув к ней по льду Байкала в районе Замы. По легенде, именно здесь предки местных бурят, которые шли из земель Эхирита, воскликнули: «Зам унгэрее» — «дорога окончилась, иссякла», что дало название местностям Зама и Онгурен и определило главный болезненный вопрос территории на поколения вперед.

Выражаем благодарность спасателям Сахюртинского ПСП Николаю Бутуханову и Сергею Рябыкину за помощь в организации поездки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

659