Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 27.09.2018 г.

Логопед – друг и помощник для ребенка

Автор: Надежда АЛЕКСЕЕВА

Одной из самых востребованных профессий в любом детском образовательном учреждении на протяжении многих лет остается учитель-логопед. Ни для кого не секрет, что у современных детей дефекты речи – явление широко распространенное. Исправить и «вылечить» такие дефекты под силу только профессиональному логопеду.

Галина Александровна Фаркова работает логопедом и дефектологом в детском саду «Ромашка» с 2000 года. Хоть и по профессии она не воспитатель, её работа напрямую связана с дошкольниками. Поэтому Галину Александровну по праву можно назвать настоящим воспитателем.

Неизвестная профессия

Родители отговаривали 17-летнюю Галину от поступления в Иркутский педагогический институт на специальность, которая считается одной из самых сложных.

- Мама, как педагог, тогда сказала: «Ты не представляешь как это тяжело, справишься ли ты?», — вспоминает Галина Александровна. – Я запомнила эти слова. Приехав на вступительные экзамены, я увидела, как много было желающих поступить на мою специальность, за всех переживали родители, а я была одна. Тогда мне, честно говоря, стало страшно. Но я с успехом сдала экзамены. И все годы учебы в институте я ждала, когда же сбудутся мамины слова, когда я разочаруюсь в выборе профессии.

Ожидания не оправдались. В 1990-м году Галина Александровна получила диплом по специальности «дефектология, дефектолог, олигофренопедагог, логопед, спецпсихолог». Это был последний выпуск института, получивший специальность в такой формулировке. В следующие годы она была разделена на отдельные направления.

Галина Александровна родилась и закончила школу в с. Ербогачен Катангского района. Когда она училась в старших классах, в сельскую спецшколу после окончания Иркутского пединститута приехали работать молодые специалисты. Совершенно случайно она с ними познакомилась, вместе участвовали в разных мероприятиях. Они, можно сказать, и определили в дальнейшем выбор жизненного пути. Именно эти молодые учителя стали первыми представителями профессии, о которой она раньше не знала. «Они убедили меня поступить в педагогический, и я решила попробовать, о чем ни разу не пожалела», — говорит Галина Александровна.

Выпускнице школы с серебряной медалью было бы несложно поступить в любое другое учебное заведение. Например, в медицинский. Медицина, как она признается, всегда ей нравилась. Разговаривая с Галиной Александровной, становится очевидно, что ею руководило искреннее стремление помогать людям. И это желание воплотилось в жизнь — она помогает дошколятам справиться со многими речевыми проблемами.

«Мне везет на хороших людей»

Окончив университет, Галина Александровна по распределению направлена работать в химпромовский детский сад города Саянска. Высокий статус детского сада требовал от нее уже сформированного профессионального мастерства. Поэтому свое первое занятие она хорошо запомнила – больше всего переживала не о том, как пройдет занятие, а как примет коллектив. Старшие коллеги «изучали» прибывшего логопеда, «пробовали на зуб». Галина Александровна признается, в моменты, когда они разбирали ее ошибки, она не обижалась на замечания, не опускала руки. Напротив, в силу характера, несмотря на трудности, старалась стать лучше, справиться с новыми задачами. Сложности были и на практике во время учебы в институте.

- Мне везет на хороших людей. Сначала это были уникальные педагоги на нашем факультете. Затем мне повезло с руководителем практики – знаменитым логопедом Лосевой. И с первым коллективом мне тоже повезло. Да, были высокие требования, но сложности, которые мне тогда встречались, затем вылились в то, чем я сейчас живу. Все эти люди, так или иначе, повлияли на мою судьбу, — отмечает Галина Александровна.

Удивительно, но Галина Александровна помнит своих выпускников по именам и фамилиям. Даже самых первых из химпромовского детского сада. Со многими она до сих пор поддерживает связь и общается уже с их детьми.

Поставленный звук – это награда

В Саянске Галина Александровна вышла замуж, родила первого ребенка. В 2000-м году мужа по ротации кадров направили работать в Еланцы, и вся семья переехала. Ее сразу же приняли логопедом в детский сад «Ромашка». Если на предыдущем месте работы в плане логопедической направленности система была отработана, то здесь она начала ее создавать сама.

- Галина Александровна – профессионал своего дела. Она ставит перед собой высокие задачи и доводит дело до желаемого результата, — отзывается о педагоге главный специалист управления образования ОРМО Ольга Брянская. – Среди коллег и родителей своих воспитанников пользуется уважением, признанием. После закрытия ставки логопеда в «Ромашке», она три года работала в «Сказке». Многие родители стали переводить детей из одного детского сада в другой вслед за ней, чтобы с ними занималась именно Галина Александровна. За годы работы она отмечена многими наградами, в том числе Почетной грамотой министра образования Иркутской области. Мы гордимся, что в нашем районе работает такой профессионал.

В последние 20 лет резко возрос процент детей с логопедическими отклонениями. Количество речевых дефектов растет в геометрической прогрессии. Эта проблема еще не до конца изучена, поэтому Галина Александровна посещает разного рода курсы, семинары, сотрудничает с кафедрой педагогического университета, консультируется с ведущими логопедами Иркутска и Москвы.

В мае этого года она заключила договор о сотрудничестве между педагогическим университетом, Еланцынской школой и детским садом «Ромашка». Также она стала инициатором проведения семинара для учителей и логопедов района, на котором по выступили преподаватели кафедры коррекционной педагогики Московского педагогического университета. Семинар состоялся на прошлой неделе на базе Еланцынской школы.

Рассказывая о своей работе, Галина Александровна особо подчеркивает необходимость создать на занятии доверительную комфортную обстановку «на равных». Дети чувствуют все и, если логопед станет демонстрировать свое превосходство, давать указания, то они не пойдут на контакт, будут отказываться от занятий. Успех ребенка в преодолении речевой проблемы во многом зависит от его индивидуальных способностей и, что очень важно, от помощи мамы. Как правило, с поддержкой мамы результат приходит быстрее.

Галина Александровна описывает процесс занятия как «перемещение в другое измерение», где есть только она и ребенок. Они вместе работают над общей целью – звуком – и буквально «отключаются» от происходящего вокруг.

- Я верю в чудо. Бывают случаи, когда с ребенком я уже испробовала все методы, какие только возможны, проконсультировалась с опытными специалистами, но ничего не помогает. Мне уже советуют завершить с ним занятия. И тут он произносит нужный звук. В этот момент ребенок сам не верит, что у него, наконец, получилось. Он просто начинает плакать от радости. Невозможно передать словами, что происходит в эти минуты в кабинете. Я люблю свою профессию. И самая главная награда для меня – это поставленный звук, — говорит Галина Александровна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

234