Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

30.05.2019 10:32 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 30.05.2019 г.

Приольхонье. Церковь. Последний удар колокола

Автор: Н.А. Король

Окончание. Начало в №19.

Процесс коллективизации, очередной перелом в жизни сельского населения, проходил очень не просто. Недавние «передовики НЭП-овского производства» были объявлены потенциальными врагами государства. У значительной части крестьян имущественное положение и личное благосостояние ухудшалось. Несмотря на сложное, в том числе и финансовое положение, верующее население продолжало выполнять возложенные на Косостепскую общину обязанности. В феврале 1934 года были проведены собрания в деревнях: Тырган, Петрово, Куреть и Косая Степь. На собраниях приняты решения о погашении задолженностей по оплате налогов и страховых взносов, об охране и содержании храма, о найме священнослужителя для Благовещенской церкви, а также проведены выборы членов церковного комитета. От д. Тырган избран Рыков Василий Ефр., д. Попово — Петров Сергей Варл., д. Петрово — Петров Василий Егор., выс. Кужуртуй — Подпругин Евлампий Тимоф., с. Косая Степь — 1. Рыков Егор Андриян., 2. Рыкова Любава Степ., 3. Ланина Прасковья Семен., д. Куреть — 1. Копылов Николай Ак., 2. Брянский Тимофей Аг., 3. Копылова Василиса Мих., 4. Копылов Прокопий Сем.

Проводимые государством мероприятия, направленные на вытеснение религии из жизни граждан, приносили результаты. Население отрезвлялось от религии, росло количество ячеек «Союза Воинствующих Безбожников» /СВБ/. В сентябре 1939 года в составе Ольхонского СВБ числилась 31 ячейка с общим числом членов — 356 человек, из них русских — 142 чел., бурят — 213 чел, эвенки — 1 чел. При этом фиксировалось значительное количество населения, продолжавшего придерживаться религиозных верований. Отмечались случаи проведения религиозных обрядов. В 1937–1938 годах проведены тайлаганы в колхозах им. «Орджоникидзе» и «Жданова». 1 мая в с. Косая Степь прибыл священнослужитель, и в домах «отдельных колхозников» проходили пасхальные богослужения.

Благовещенская церковь до наших дней не сохранилась, и документы, разрешающие снос, не обнаружены. Косвенные упоминания об этом событии приходится собирать из различных источников. Информация о сносе церкви встречается в работе, хранящейся в архиве службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области — д. № 239, «Памятники истории и культуры Ольхонского района. Иркутск 1992 год». В частности в ней указывается, что «… по распоряжению Начальника ГПУ Кондарева, церковь была разрушена местными крестьянами …». Данная работа выявила фамилию — «Кондарев», а точнее это младший лейтенант государственной безопасности Кондырев Александр Петрович. 8 мая 1938 г. А. П. Кондырев назначен Начальником Ольхонского РО УНКВД Иркутской области. О событиях, связанных с разрушением Благовещенской церкви, упоминается в приложении к заседанию Исполкома Ольхонского Райсовета депутатов трудящихся, прошедшего 25 октября 1940 г. В нем отмечено указание, данное колхозу им. «1-го мая», — заняться «разбором» церкви и очисткой участка от кирпича. В мае 1944 года Отделом по делам архитектуры составлена опись памятников архитектуры Иркутской области, подлежащих охране. В списке под охранным номером 7006 значится — Благовещенская церковь 1795 года постройки, находящаяся на территории Ольхонского Аймсовета в с. Косая Степь. В графе — примечания, изначально было отмечено, что «адресат не установлен». Позже эта фраза была заретуширована.

В 2000 году Центром по сохранению историко–культурного наследия Иркутской области территория (место), где стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с. Косая Степь) включена в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Ольхонский район, раздел памятные места, регистрационный № 3». 11 августа 2018 г., в день празднования 250-летия села Косая Степь, на месте расположения церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был установлен Поклонный крест.

Отношение к религии (Богу)– частное дело каждого человека. Но религию можно рассматривать как некую условную нить, протянувшуюся через тысячелетия и неразрывно связанную с историей развития нашего общества. Историей, которую мы должны знать и помнить.

P. S. Данные, не вошедшие в статью, приводятся по состоянию на январь 1924 года. Амвросов Павел Прокопьевич. Родился 16 июля 1871 года. Женат. Сословия духовного, в сане священника с 1906 года. В с. Косая Степь прибыл из с. Баяндай в декабре 1921 года. Чубыкин Николай Иннокентьевич. Родился 8 декабря 1902 года. Коренной житель с. Косая Степь. Холост, проживал с матерью. В с. Косая Степь прошел курс Всеобуча. Обязанности псаломщика выполнял с января 1922 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

144