Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

07.05.2019 09:45 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 07.05.2019 г.

Школа, её послевоенные учителя, дети и родители

Автор: Г.П. Хамарханова

Дети первых 10 послевоенных лет жили, с одной стороны, — под влиянием вернувшихся отцов-фронтовиков (война для них ещё долго была горячей, страшной). С другой стороны, росли под опекой матерей-тружениц тыла, тоже вынесших войну на своих вовсе не мужских плечах. В-третьих, поднимались вверх под неусыпным стремлением своих местных учителей (сразу после Победы молодёжь устремилась в вузы за высшим образованием, в том числе, и за педагогическим) вырастить из нас достойных сыновей и дочерей ольхонской земли, смелых, трудолюбивых, умных.

Есть школа — есть село! А Чернорудская школа — особенная. И знания надёжные даст, и сформирует вместе с родителями хороших людей. А тяга к знаниям всегда была особенностью нашего жителя. Конечно, война изменила жизнь. Но учиться дети не прекращали, учителя по-прежнему давали знания. В годы ВОв в школе работали учителя-беженцы, у нас их называли переселенцами. Когда Победа пришла — на родину засобирались переселенцы. А в школу пришли фронтовики. Из местных жителей-фронтовиков работал только Бурлаев Протас Бужинаевич. Послевоенные педагоги дали замечательные знания чернорудским ученикам: выросли они, и посыпались, как из рога изобилия, кандидаты и доктора наук.

И вот появилась в нашей семилетней Чернорудской школе новенькая учительница, тоненькая, стройная, в белой блузке, в туфельках, девушка. Пальчики чистенькие, ноготочки розовые. Причёска аккуратная — волосок к волоску. И главное, наша местная, Мария Александровна Бидагаева, дархан-утха, (Якунаева – в замужестве). А мы, ученики, в шароварах, в бурятских унтах. Девчонки знания брать у неё успевали и учились у неё красивыми быть. А знания дала отменные! Даже в высших учебных заведениях в знании немецкого языка её ученики были лучшими. Строгая, требовательная, умная. И все выпускники Чернорудской школы гордятся её государственной наградой — орденом «Знак Почёта».

Но ещё ранее, в 1955 году приехал Борсоев М.Н. (нойон-утха), учитель русского языка, директор школы. К нам, домой, туда, где корни его рода, приехал сразу после окончания университета. Сейчас, когда их вспоминаю, удивляюсь: какие это были красивые люди – наши учителя. Михаил Николаевич — высокий, стройный, светлолицый молодой мужчина. Всегда в костюме. И тоже строгий. Директор школы. И очень умён. Исключительно требовательный: ему хотелось, чтобы мы все, сразу, писали диктанты только на «4» и «5». Загонял нас дополнительными занятиями. Через шесть лет выехал. Продолжал учиться. Закончил аспирантуру, защитился. Кандидат филологических наук. С 1983 г. всегда в должности заведующего кафедрой, сначала русского и иностранного языков ВСГИК, потом — зав.каф. русск. яз. в БГПИ. Написал огромное число научно-методических работ, составитель учебников бурятского языка. Удивительный человек: требовал от педагогов-коллег и от студентов обучать детей согласно заповедной древней мудрости: «Воспитывая мальчика — воспитывают мужчину, воспитывая девочку — воспитывают нацию»!

Морхосоева Евдокия Бураевна (дархан-утха) — островская, но была замужем за нашим кучулгинцем Тимофеем Мудаевичем. Вот была педагог, добрый, отзывчивый, грамотный. Встанет около учительского стола, одно колено положит на стул и начнёт рассказывать какое-нибудь математическое правило или теорему, а потом побежит к доске и ясно-ясно распишет и объяснит! Вернётся к столу, вытащит огромный носовой платок и высморкается. И потом засмеётся. И класс весь смеётся — радостно детям: и учитель хороший и всё сразу понятно! Редко кто математику не знал. У неё нет никаких наград, а жаль. Она как раз из таких учителей, которые заслуживают звание «Народного учителя», «Отличника народного просвещения»!

В 1961 году пришла в школу хореограф-баянист, совсем молоденькая девушка! Халмактанова (Апханова) Галина Николаевна (дархан-утха). Невиданное дело — теперь нас учили слушать музыку, различать музыкальные жанры! А после учебных занятий – знакомство с традиционными российскими народными танцами и танцами других мировых этносов. Очень чуткий, внимательный педагог. Награждена знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». Для некоторых из нас, учеников, и для меня стала другом на всю жизнь.

Особое место в моей школьной жизни занимала Дарима Дамбиновна Миткинова (Дудеева), классный руководитель, удивительнейший педагог, огромной душевной щедрости человек. Учитель русского языка и литературы, тонко чувствующий и понимающий ученика. Нас, не особенно грамотных, она всех подняла. Именно с её уроков зачалась моя любовь к русскому языку и победа моей безграмотности: от «неуда» к «хорошо». И мы, её девчонки, по завершению среднего образования в Еланцинской средней школе избрали педагогический вуз: четверо – на филологический, одна – на исторический, одна – на факультет иностранных языков. Её, нашей любимой Даримы Дамбиновны, не стало прямо на уроке (уже в Бурятии)… — настолько, забывая обо всём, она отдавала себя детям и любимому учебному предмету – русскому языку.

А ещё огромным на нас, послевоенных детей, было влияние взрослых, наших родителей, с которыми мы начинали работать с 10-12 лет на колхозных полях, в рыболовецких бригадах, на молочно-товарных фермах. Колхозы наши славились на весь район. А наш колхоз «Победа» (предс. М.Б. Егоров, нойон-утха) был лучшим в области. Зерно своё, картофель свой, капуста своя. Даже кукурузы и семечек подсолнечных в детстве наелись досыта. Масло, молоко, сметана — всё своё. Хлеб ели из своего зерна: засевали 75га под пшеницу. На своей мельнице мололи. Скашивали до 400га сенокосов, садили по 20га картофеля и капусты. А добыча рыбы — на первом плане: колхоз-то рыболовецкий. Мужчины на море, рыбакам не до сенокосов: надо план рыбодобычи выполнить. Особенно летом, когда у нас рыба идёт. И тогда мы — дети — первые помощники и на поле, и на море. Я не помню, чтобы нам на лето задавали книжки читать. Не до книг было. Сейчас, я думаю, лето было нелёгким временем для нас, детей; но тогда, казалось, самой счастливой порой!

И это трёхкратное влияние и сила нашей земли, действительно, сформировали из нас, маленьких чернорудцев-девчонок, родившихся сразу после возвращения мужчин с фронта, достойное поколение. Хоньгоева Надежда Васильевна всю свою трудовую жизнь связала с Первым отделением (сёла, деревни Чернорудского сельсовета) совхоза «Еланцинский: с момента рождения совхоза и до развала (она — последний управляющий Первого отделения) – 40 лет! Гордилась высокими достижениями отделения, горевала, когда совхоз (отделение) и вместе с ним населённые пункты скатывались к разрухе. Всегда радела за сильного, грамотного руководителя. Награждена медалью «Ветеран труда».

Тарбеева Людмила Александровна начинала трудовую деятельность в родной Чернорудской школе, потом уже работа в райкоме комсомола — второй секретарь райкома ВЛКСМ в течение 5 лет. Заместитель директора по внеклассной работе, завуч и директор Еланцинской средней школы – 27 лет в должности руководителя школы. Удивительно сильного, требовательного характера человек. Именно при ней был введён в преподавание бурятский язык, которого сегодня в школе нет. Добилась введения автодела в курс трудового обучения, что позволило не только ученикам Еланцинской школы, но и Чернорудской, основательно изучить правила управления автомобилем. Был открыт первый в районе компьютерный класс. И её настойчивыми хлопотами построена новая школа. Её труд отмечен многими наградами, в т.ч. медалью «За трудовую доблесть к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», нагрудным знаком «Почётный работник общего образования».

Харнутова Софья Семёновна, учитель истории и обществоведения, десять с с лишним лет умело возглавляла коллектив Чернорудской школы. Настойчиво вырабатывала у детей, у учителей коммуникативные качества, умение контролировать себя, умение вникать в неожиданно сложившиеся ситуации и находить верные решения. Энергичная, начитанная, умеющая всегда к месту цитировать те или иные афоризмы известных мировых и русских историков, философов. Смех её слышать — удовольствие – смех искреннего, жизнерадостного человека. Награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования».

Булутова Роза Владимировна. Директор школы (5 лет) в родной Чернорудской школе, потом работа в аппарате райкома партии. И самое важное дело (17 лет) — начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства Ольхонского района. Она стояла у истоков формирования и развития новой социальной структуры. Работа её в должности руководителя была успешной. Труд её оценён многими благодарностями, Почётными грамотами и званием «Почётный гражданин Ольхонского района».

Бурлова Роза Борисовна начинала свою трудовую жизнь библиотекарем в с. Сахюрта. Но ей, непоседе, крайне живой (как говорят, она — человек «с огоньком») вовсе не сиделось на месте. А выбранная позднее должность — комендант общежития института иностранных языков (это и наставник, и милиционер, и тётя, и мама — по существу тот же учитель) — в самый раз. Как она работала! С таким упоением, с такой отдачей, что её общежития (у неё под опекой было два) всегда ходили в передовых во всяких смотрах. Администрация ВУЗа по её выходу на пенсию в награду за безупречный, добросовестный труд передала в собственность 2-х комнатную квартиру.

Баяндаева Эмма Константиновна, учитель русского языка и литературы и завуч школы, свои умения и знания отдала детям с. Хазаргай. Самый рассудительный, твёрдый в убеждениях человек. Награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». Ни одна из девчонок не подвела своих замечательных чернорудских учителей!

И сегодня Чернорудская средняя школа под руководством Баендуевой Зои Владимировны, выпускницы этой же школы, по-прежнему даёт хорошие показатели, особенно по русскому языку и литературе. Очень высока ответственность директора. Но особую благодарность заслуживает за то, что в эти годы в школе не прекращалось преподавание бурятского языка, а с 2018/19 учебного года — количество часов увеличено вдвое! В начальной школе, на внеурочных оплачиваемых занятиях, идёт обучение всех детей бурятским народным и классическим песням и танцам. А спортзале осваивается стрельба из лука. Именно Зоя Владимировна приняла решение об изучении истоков формирования и развития бурятского народа, чтобы каждый ребёнок знал родословную своего народа, гордился родной историей и культурой. С 2017 года в школе проходят Дни Бурятской культуры.

Как вижу сейчас: в Чернорудской школе за эти годы (1955-2018 г.г. – 63 года) ни разу не прервалась нить замечательных педагогов, искренне влюблённых в свою работу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

337