Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

12.11.2020 12:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 12.11.2020 г.

За решениями судов – судьбы людей!

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

Карта БПТ

История покупки земельного участка на острове Ольхон.

Что может быть ужасней, чем потерять самого близкого, самого любимого и родного человека?

Как развивалась судьба земельного участка

Наша сегодняшняя героиня Елена Плохова чуть больше года назад осталась одна – без мужа, без опоры, без надежды, без любви. А умер Андрей Плохов в период судебных тяжб за приобретенный для строительства дома земельный участок в п. Хужир.

Сколько было надежд у молодой семьи! Хотели поселиться в тихом, красивом месте, построить дом, родить детей… Но все надежды разбились.

Семья Плоховых переехала на остров Ольхон летом 2016 года. Жили до этого в Москве, была своя квартира, работа. Но решили, что надо перебираться поближе к родителям Елены. Она родом из Иркутска. У Андрея родителей уже не было на этой земле. Так и сделали. Продали квартиру, с вещами поехали жить на остров Ольхон. Очень понравилось это красивое место супругам во время их первой турпоездки сюда.

Приехали, нашли съемное жилье и стали присматривать земельный участок, чтобы построить дом и жить нормальной, обычной жизнью. Купили понравившийся участок, заказали дом и в августе 2017 года заехали в новое жилье. Хочется отметить, что при строительстве дома не было срублено ни одно дерево.

«Было много планов, чем заняться здесь, — рассказывает Елена. – Я – фитнесс-тренер, а Андрей увидел незанятые ниши в торговле, ведь много лет работал управляющим в одной торговой сети в Москве».

Но ничего реализовать, даже начать, супруги не успели. Грянул гром – начались публикации в СМИ и на личных страницах некоторых активистов о том, что началась застройка шаманского леса на Сарайском пляже. Буквально через неделю после окончания строительства в июле 2017-го прокурор Ольхонского района подал иск в суд. Законопослушные Плоховы вдруг узнали, что оказались злостными нарушителями — незаконно завладели участком, принадлежащим Российской Федерации.

«Давление, а иначе это никак не назвать, началось со стороны местных жителей, умело провоцируемых отдельными в чем-то заинтересованными людьми, — продолжает рассказ Елена. — Мне было не по себе выходить в поселок, потому что мне казалось, что мы действительно в чем-то виноваты. Сейчас отношения с жителями острова наладились, но тогда мне было очень тяжело морально. Сейчас люди понимают, что то, что случилось с нами, может произойти с каждым, кто живет в границах Прибайкальского нацпарка».

После нападков местных жителей, СМИ и активистов в соцсетях начались суды. Это было не удивительно — под давлением общественности надо же было защищать шаманский лес от застройки! Генплан Хужирского МО, в который вошли участки в этом лесу, был утвержден в 2007 году. В 2010 году участок был выделен, зарегистрирован, в 2011 году продан районной администрацией с аукциона первому собственнику. В ходе судебного разбирательства стало известно, что в 2013 году проведение торгов именно с тем участком проверяла прокуратура района и каких-либо нарушений не усмотрела. А в 2017 году после шумихи в СМИ та же прокуратура вдруг подала иски! Не только к Плоховым, а ко многим собственникам участков в этом районе поселка. В итоге 9 земельных участков возле Сарайского пляжа попали в увеличивающийся с каждым днем реестр на изъятие Хужирского МО.

Как рассказывают жители Хужира, до строительства Иркутской ГЭС на самом Сарайском пляже стояли дома, люди жили там. После подъема уровня воды дома были перевезены подальше в поселок.

Что касается главного утверждения активистов, что лес на Сарайском пляже священен и является шаманским, то такого местные жители и сами шаманы не слышали раньше. Утверждается, что в этом лесу были захоронения шаманов, но только ни один археолог их не обнаружил. На самом мысе Бурхан раскопки были, но в свое время там были и деревья. Сейчас их уже нет, а предание о шаманском лесе осталось. Легенда, по незнанию или специально используемая некоторыми активными людьми во всей этой истории.

«Мы испытали настоящий шок, когда получили иск, — рассказывает Елена. — Потому что все документы, которые нам выдала Российская Федерация в лице Росреестра на право владения данным участком, у нас были на руках. Мы получили документы о регистрации права собственности в декабре 2016 года, в январе 2017 администрация поселка нам выдала разрешение на строительство. Все было по Закону. Мы так думали. Мы не могли предположить, что мы могли что-то нарушить».

Андрей наряду с адвокатами представлял свои интересы в суде сам. Как рассказывают очевидцы, судья на процессе откровенно ухмылялась по поводу заявлений Андрея о своих конституционных правах — о единственном жилье и сроках давности. В одном из своих заявлений Андрей цитирует слова Президента России о добросовестном приобретателе: «Если речь идет о добросовестном приобретателе, а проблемы возникли из-за ненадлежащего исполнения органами власти своих функций, то добросовестный приобретатель должен быть освобожден от любых проблем, которые с этим связаны. Государство допустило ошибку — государство обязано эту ошибку решать самостоятельно». Это был ответ на вопрос о том, что делать человеку, который поверил государственным органам, честно проведя регистрацию, а потом оказался виновным. Такая ситуация сложилась и у Плоховых. По решению суда Андрей был признан недобросовестным приобретателем.

На Плоховых усилилось моральное давление. СМИ несколько раз заявлялись без стука и предупреждения и после в своих репортажах рассказывали, какие Плоховы плохие, что собираются вести турбизнес. Хотя дом-то у них не такой уж большой — 150 квадратных метров, а заниматься сдачей жилья никто не запрещал! Представитель Совета по правам человека при Президенте России в лицо сказал им – уезжайте отсюда! Некоторые работники нацпарка откровенно говорили, что снесут их «сами».

Как в такой обстановке должен чувствовать себя нормальный, законопослушный человек? Конечно, очень плохо. Это же депрессия, постоянный гнет негативных эмоций. Андрей, как мог, ограждал Елену от всего, что было связано с судом, со встречами с журналистами. Надеялись, что все-таки суд разберется, что произошло недоразумение, что нельзя судить об участке по «желтой» карте Байкальской природной территории, на которой еле видно красненькое пятно самого Хужира. Однако в ноябре 2018 года суд вынес решение, что участок нужно вернуть государству, а дом – снести. Именно решение по Плоховым было первым, в котором суд стал рассматривать сроки давности с момента подачи иска прокурором, а не с момента регистрации участка.

Обратились в апелляцию, в сентябре этого года решение устоялось в заседании, на котором Елена была уже одна, без мужа. Потому что у Андрея на фоне всего этого стресса ухудшилось самочувствие, его отправили в областную больницу, а там случилось непоправимое – клиническая смерть. Еще две недели Андрей был в коме и в возрасте 46 лет в конце мая 2019 года он скончался.

«В последнее время Андрей мне говорил, что он уже не может терпеть этот прессинг, а я его успокаивала, что нужно подождать, что все это кончится», — со слезами на глазах вспоминает эти дни Елена.

Кто бы мог подумать, что мужчина в расцвете сил, здоровый, успешный, жизнерадостный превратится в пессимиста с подорванным здоровьем! Говорить о том, что в его смерти виноваты суды, какие-то конкретные люди, Елена не может. Но та обстановка, в которой жила семья Плоховых и сейчас живет Елена, может сломать любого.

У Елены этот дом – единственное жилье. Оформить она его не может по решению суда. Вступить в наследство тоже не может. Живет, старается меньше думать обо всем, что произошло и происходит дальше с этим участком. Занимается любимым делом – тренирует детей и взрослых в поселке. И, как и прежде, надеется на лучшее.

Очень показательно в этой истории то, что хозяевам совсем рядом находящихся двух объектов на Сарайском пляже никто ничего не предъявляет. У них все хорошо с Законом. Как может быть так, что один человек – нарушитель, его сосед – нет? Что за избирательный подход? Может быть, дело только в том, кто владельцы тех участков?

Как всегда, вокруг границ Прибайкальского национального парка остается больше вопросов, чем ответов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

300