Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

16.07.2020 09:35 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 16.07.2020 г.

Природе - да, а человеку?

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

Населенные пункты – в нацпарк

В мае нынешнего года территория Прибайкальского национального парка встала на кадастровый учет. Земли лесного фонда, которые по праву были отнесены к нацпарку изначально, на кадастровый учет были поставлены в 2007 году.

Сами границы у местных жителей и районной администрации вызывают недоумение – ​в постановлении, в котором, вроде бы, все по-русски написано, ничего не сказано о передаче Прибайкальскому национальному парку населенных пунктов, земель промышленности, линейных объектов, акватории Малого моря. Остается большой вопрос, как эти не прописанные в постановлении Совета министров земли оказались, все-таки, в нацпарке?

В нацпарке жить можно, только как?

Хорошо, мы уже в нацпарке, это свершилось, отрицать бесполезно. Плюсы и минусы какие? Приведу цитату с сайта Байкальском природоохранной прокуратуры со статьи «Жизнедеятельность граждан в границах национального парка» от 10 июня 2019 г. https://baikalproc.ru/zhiznedeyatelnost-grazhdan-v-granitsah-natsionalnogo-parka/:

«Вопреки сложившемуся мнению, в границы Прибайкальского национального парка изначально был включен ряд населенных пунктов, включая п. Хужир на о. Ольхон. … В отдельных средствах массовой информации публикуются сведения о том, что жители населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков, фактически лишены права на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Однако, данные предположения не соответствуют действительности и не основаны на законе…

В отличие от заповедников, на территории национальных парков может проживать местное население, в ограниченных масштабах вестись сельское хозяйство, осуществляться традиционные виды природопользования, интенсивная туристическая деятельность, при условии, что это не причиняет ущерб природе… Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в национальных парках допускается строительство дорог, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов… В настоящее время для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенных пунктов, расположенных в границах Прибайкальского национального парка, необходимо внести сведения о его границах в Единый государственный реестр недвижимости и определить зонирование территории…

Также разъясняем, что, несмотря на то, что по общему правилу все земли в национальных парках подлежат отнесению к федеральной собственности, в их границах допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»)… Таким образом, земельные участки, расположенные в Прибайкальском национальном парке, на которые право частной собственности было оформлено в установленном законом порядке, изъятию в государственную собственность подлежать не будут».

Что же происходит по факту? Что касается последнего абзаца цитаты, то на самом деле сейчас в судебном производстве более 100 дел в отношении физических и юридических лиц о незаконности предоставления земельных участков, как в собственность, так и на праве аренды. Многие решения суда об истребовании из чужого незаконного владения или признания права собственности, аренды отсутствующими вступили в законную силу, а также решения суда о сносе объектов недвижимости на таких земельных участках.

Все незаконно

Много лет землями, права на которые были неразграничены, распоряжались местные власти, и надзор в такой период осуществляла прокуратура, а если быть точными – ​с момента создания парка и до 2019 года, когда районная администрация своим постановлением временно приостановила торги до выяснения «обстоятельств». И что же получается? Прокуроры на сегодня считают, что земли предоставлялись незаконно, так как уже был нацпарк, а до 1986 года у граждан на руках практически не было никаких документов на землю, кроме ордеров на квартиры. Все документы оформлялись в 1990-е и позднее. И, получается, что законными можно считать только земли, на которые есть документы до 1986 года? Таких в районе, наверняка, лишь единицы.

Почему вся деятельность местных властей за более чем 30 лет на этой земле дискредитируется и может считаться незаконной? А как быть с социальными объектами, понастроенными за эти годы? И главный вопрос – ​что в конечном итоге будет с людьми? Я уверена, что, если в ближайшее время не урегулировать законодательство (а его ох как много), то можно становиться в очередь и ждать, когда же на тебя подадут иск об истребовании из чужого незаконного владения или признании права собственности или аренды отсутствующим. А как же тогда статья 5 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", которая гласит, что одним из основных принципов охраны Байкальской природной территории является «учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал и сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития»?

Помимо проблем с национальным парком, которые законодатели пытаются разрешить в связи с социальными конфликтами на таких территориях по все стране, остаются еще Земельный, Градостроительный кодексы, а для жителей берегов Байкала в добавок Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Объявлено, что будут изменения и в Закон «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе». Не стоит забывать, что Байкал также является объектом ЮНЕСКО, а границы этого объекта до сих пор не определены, хотя и считается, что они совпадают с границами Центральной экологической зоны.

Так что, куда не посмотри, везде запреты. И если в одном законодательном акте разрешают, то другие законы и подзаконные акты опять-таки запрещают. А ольхонцы уже едва могут терпеть эти запреты – ​в прошлом году выходили на митинги, а в этом году проголосовали против поправок в Конституцию РФ. Строиться нельзя – на согласование строительства главы получили предостережения от районной прокуратуры еще в 2018 году, а сейчас земельного участка не получить даже в аренду. Напрямую ущемляются права льготных категорий граждан на получение земли бесплатно. То, что Законодательное Собрание Иркутской области разрешило получать участки таким категориям граждан в других районах области, можно с какой-то стороны посчитать дискриминацией.

Зонирование как решение проблем с постройками

После постановки на кадастровый учет предполагается зонирование территории нацпарка. На пресс-конференции 15 октября 2019 года директор ПНП Умар Рамазанов сказал, что «сейчас постановлением № 643 ограничивается любая деятельность на особо охраняемой природной территории, кроме той, которая направлена на её развитие. После постановки границ нацпарка на кадастровый учёт предполагается провести зонирование земель, сохранятся те туристические объекты, собственники которых соблюдают все экологические требования. В противном случае – ​объекты будут снесены. На сегодня прокуратура уже направила в суды около 100 исков о сносе туробъектов».

Кроме того, по его словам, есть проблема с предоставлением земельных участков в собственность или в аренду. Сейчас Минприроды России готовит проект порядка проведения этой процедуры» (https://ircity.ru/news/41452/).

Как поясняют представители нацпарка районной администрации, зонирование не будет поставлено на кадастровый учет. А это может означать, что в любой момент по своему усмотрению нацпарк может поменять зонирование, и ничего не докажешь. Предполагается, что в нашем районе на переданных землях, к коим относятся все, кроме лесных, будут установлены зоны рекреации и хозяйственная. Однако, земли включенные в состав парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, могут быть включены только в хозяйственную зону.

Экология и местные жители

В последнее время все больше людей обвиняют нас, жителей побережья Байкала, в его загрязнении. Что живем и «гадим» здесь, спирогиру развели, омуль выловили. И как-то странно, что не видят экологи-ученые сточных вод с Монголии и Бурятии, с Верхней Ангары, городов на побережье Байкала. Не было бы проще запретить использовать фосфатные порошки хотя бы в регионах, окружающих Байкал, чем обвинять во всем «местных»? Понятно, что антропогенная нагрузка в летний период «зашкаливает», нанося реальный вред растительности и водам Байкала, но неужели в этом тоже виноваты «местные»? А может надо бы инфраструктуру уже начинать строить? Нормальные очистные сооружения, реконструировать полигон ТБО, разрешить ЛОСЫ, построить, наконец, асфальтированную дорогу на острове, чтобы не ездили по степи, да и в других местах асфальт бы не помешал, поставить туалеты в бухтах и следить за палаточниками, чтобы мусор за собой увозили и не делали туалеты на каждом шагу?

Очень наглядно о жизни на берегу Байкала рассказало издание LIFE в своем короткометражном документальном фильме «Байкал: выжить любой ценой». Картина, кстати, стала лидером в номинации «Лучший документальный фильм» на фестивале короткометражек Indie Short Fest – ​Los Angeles International Film Festival, проходящем в Калифорнии. В фестивале приняли участие авторы из 24 стран. Документальный фильм «Байкал: выжить любой ценой» стал единственной российской картиной, которая вошла в шорт-лист 63 номинаций фестиваля. Фильм рассказывает о непростой жизни сибиряков. Из-за федеральных законов, которые защищают уникальную природу Байкала, тысячи людей остались без работы и права на свои земли. Фильм можно найти на ютьюбканале LIFE либо на канале нашей газеты в плейлисте АКТУАЛЬНО.

Хочется процитировать из этого фильма активиста из п. Усть-Баргузин Галину Арсеньеву, защищающую интересы проживающих на Байкале: «Я открыто говорю от имени всех жителей побережья озера Байкал – ​Центральной экологической зоны: мы требуем внесения изменений в законодательные акты, поправок, чтобы достойно жил человек там, где он родился и где он старится».

Пока проекты документов, которыми хотят облегчить жизнь местному населению, представляют из себя какие-то полумеры, и местные власти и жители их, конечно, не поддерживают. Например, проект 643-го постановления. Публичное голосование показало, что большинство против таких поправок. А это с одной стороны жители, которых эти поправки не устраивают, с другой стороны экологи, считающие, что этот документ уж очень много разрешает во вред Байкалу. Не стоит, однако, забывать, что человек тоже является частью природы.

Как всегда, для живущих на берегах Священного озера-моря остается больше вопросов, чем ответов. Надеемся, что в скором времени будут расставлены все точки на свои места, не во вред, а на благо природе и местному населению, которое уже скоро может тоже стать «эндемичным».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

118