Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

09.07.2020 10:30 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 09.07.2020 г.

Байки Музейного. История одиннадцатая.

Автор: Марианна ЯЗЕВА

Продолжаем публикацию уже любимых нами всеми рассказов Музейного.

На этот раз речь пойдет о фотографии, на которой изображена громадная щука. Как оказалось, голова этой самой щуки находится в Хужирском краеведческом музее. Историю фото и экспоната читайте в изложении Музейного и в статье, представленной на конференции «Ревякинские чтения» в 2019 году.

Расшифровку записи, как всегда, произвела Марианна Язева.

(как обычно, сначала слышно шарканье подошв, бормотание, другие неясные звуки)

…да вижу, вижу я тебя, родимая, хороша ты, красивая, куды с добром… видать, внимания тебе мало, висишь тут в уголку, ага. Ох, картинки, карточки… какие карандашом да краской рисованы, какие машинками снятые… Ить как уж стало просто посейчас – ​достал её из кармана, машинку-то, тыкнул пальцем в кнопочку, вот тебе и карточка! В ранешние времена-то нелёгкое это дело было, и аппараты тяжё-о-олые, и всякая хитрая начинка в них запускалась так мудрёно, что не каждому и совладать. И ведь чудо, если подумать-то: идёт время, идёт, уж и человека того нет, или дома, к примеру. Или парохода. Дерева того же. А на картинке они все вот тут рядышком, как на ладошке. Навсегда тут остались. Чудно… (вздыхает)

А чего, бишь, я про картинки-то заговорил? Всякий раз они зовут, просят глянуть, вспомнить, историю свою бормочут. Им ведь кажинный взгляд важен, чувствуют они их, вот ведь какая штука. Особливо рисованные. Ну, да и которые фотошные, они тоже.

А ведь я посейчас где стою? Аккурат возле этой самой витрины, где за стеклом щучья морда лежит таращится. Здоровенная такая щучина, прям тебе эта… как её, страшилу… акула, ага!

Ну, просто то говоря, щука да и щука, матёрая такая зубастая рыбина, ей, поди, сто лет в обед, ишь – ​успела вымахать, покуда человеку не попалась в недобрый свой час. А только не всё просто с этой плавучей зверью. Она мало что до сих пор всё вспоминает какие-то свои рыбьи охоты, челюстью щёлкает, как породный крокодил, так ещё и хвастает почём зря. Мол, такая она знаменитая, что любуются на её царский вид – ​о как! – ​даже и в самой дальней дали. Знаете, где? А вот в Америке-стране, куды с добром. Дескать, в той Америке глаз отвести не могут от той карточки, что уйму лет назад снял один фотограф, когда её, зубастую, из воды-то выволокли…

(посмеивается, что-то бормочет себе под нос)

… И знаете что? А ведь права башка рыбья, вот какая история! Тому уж больше семи десятков лет…

Был такой фотограф, Дмитрий Дебабов ему прозвание. Хорошо снимал, мастер был. Где только не колесил, по каким только спидициям не мотался, что ты! Это поездка так дальняя зовётся – ​спидиция. Смешное слово, придумал же чудак какой-то. Ну дак вот, и на фронте военном он тоже был, карточки снимал для газеты "Известия", важное дело. А одно время возил его шофёр, который родом был – ​откуда бы? – ​а вот как раз земляк наш, ольхонский, Борис Бурлов. И так-то он расписывал края родные байкальские, что после войны этот самый Дмитрий приехал к нему в гости. Тут он своим аппаратом снимков наделал – ​тьму-тьмущую, ведь и природа небывалая, и люди куда как интересные, ага!

И вот щёлкнул он такую, значится, карточку: несут два мальца-бурята, годков так по шести, вот эту самую щучину. Вдвоём едва держат, на плече да в обхватку. Гордые собой, что ты! Один из пацанят сын того шофёра, Генка Бурлов, а с ним дружок его по фамилии Апханов. Вот имя я чой-то не вижу его… может, подскажет кто? найдётся мальчонка? хотя посейчас он уж в седине, поди. Сколь сейчас должно быть тем ребятишкам?.. а вот сколь войне, столь и им. Ровесники они ей, вишь как. Ох, такое-то детство досталось им, что тут скажешь…

(тяжко вздыхает, потом долго молчит)

Ну вот. Несут, значит, довольнёшеньки. Навроде как рыбаки-герои, ага. Ладный такой снимок, да и со значением: вот, мол, край какой богатый, да и народ какой дельный, с малолетства уже в работе силён. Победители, как ишо сказать! В те годы это слово в особом почёте было, самоглавнейшее для каждого слово, вот как.

Ну, карточка и карточка, мало ли их наснято тогда было. Так смотри же, случись той истории и продолжение. Тому назад как шесть годов, в той самой дальней Америке, про какую щука-то мне и твердит, книгу сделали. И вся она как раз про Сибирь нашу, про северные края, и не словами писана, а вот такими, стал быть, снимками. Какие совсем давнишние, а какие и недавние, это чтоб понятней было, как края да люди меняются, а чего и остаётся, как было. Жизнь, она ведь такая: всё рядком – ​и старь, и новь… Вроде, глядишь, вот они, мальцы, бегают, рыбину ташшут… а уж их внучата ольхонскую землю топчут, куды с добром! Слово для этого научное есть… как же его… (кряхтит, невнятно бормочет и, похоже, крепко скребёт в бороде) … эх, не вспомню. Оно про то, как всё эдак кругами, кругами, одно за другим ходит. Навроде и похоже, да только всякий новый круг уже другой, во как.

Да. А рыба – ​она и есть рыба, зверь простой и нисколь не умный. Кабы не люди, кто бы про неё знал да помнил? Да будь ты хоть самая здоровенная крокодила…

(слышны отчётливые щёлкающие звуки, похожие на удары друг о друга деревянных предметов; запись прерывается)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25