Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

21.10.2021 12:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 21.10.2021 г.

МУЗЕЙНЫЙ – про онгоны

Автор: Запись расшифровала Марианна Язева

От редакции: Давно мы не публиковали байки Музейного. Уверены, что многие наши читатели даже соскучились по рассказам о музейных экспонатах. Читаем очередной рассказ из уст музейного домового и, конечно, ждем новых баек от автора.

(Запись начинается буквально на полуслове) … да и откудова мне это знать? У нас с ними отношения особливые, непростые. Потому как мы хотя и в человечьем мире обитаем, а всё ж наособицу, ага.

Здесь ить не обычный какой дом. Музей – это… (долгая пауза)… говоря по-простому, такое место, в котором всякая вещь в другое своё понимание входит. И ведёт она себя вовсе даже не так, как за его стенами. Я-то это куда как хорошо понимаю…

А они, онгоны-то, и в живом человечьем миру очень уж своебычный предмет, потому как вовсе даже не утварь какая, игрушка или украшение для дому. И ведут они себя норовисто, притом всяк по-своему. Я, честно сказать, редко с ними разговоры разговариваю. Когда и напугать они умеют, ага.

Я вот как понимаю: он, настоящий онгон-то, как бы сам надвое живёт. Тут, в музее, он вроде как ишпонат, деревянный там, железный или из меха, всяко бывает. Он может чего про дом свой, про хозяина помнить, это дело обычное. А вот совсем другой коленкор, когда через него другая суть пробивается, для которой он и сделан был. И уж эту-то суть только специально умеющий может открыть. Иначе беда может случиться, ага. Не игрушки это, ох, какие не игрушки!

Я ить чего про это начал – дитёнок один завёл тут вчера слезу: дай ему человечка, да и всё тут! Балованный дитёнок, по всему видать. А человечек-то ему занадобился – как раз онгон, тот, что висит на столбе в бурятской юрте. Мамаша ему: нельзя! а он в крик. Еле уговорили, отвлекли журналом детским, «Сибирячок» там ему купили, враз утешился. А онгон мне вечером с обидой: какая я игрушка? нешто меня так понимают?

Ой, думаю, беда. Никак нельзя, чтобы онгон обижался. В нём же какая суть? Это словно бы место такое, в котором живёт дух. Ну, или приходит туда, как в своё обиталище. И нужно его всячески ублажать: на правильном месте держать – когда в доме, а когда и в особом хранилище среди природы. А ещё кормить и поить вкусно – жиром, сметаной, маслом… Тогда дух будет добреть и хозяевам вредить не будет, а коли есть его расположение, то и поможет им всячески.

Много их разных онгонов-то, есть такие, что отвечают как бы за своё особое дело: например, скотоводство, кузнечество, охота, рыбная ловля. Другие хранят здоровье, помогают в хозяйстве, деток берегут, ага.

А обиженный онгон – ой, беда! Он же не только помощи не даст, но и сам навредить может, наслать недоброе. Вот хошь верь, а хошь нет, только сила в такой малютке может быть немеряная… Вот я и озаботился обидой онгона нашего. Пробудился он, и уж ощущает себя не ишпонатом музейным, помещённым тут для любопытства людского, а тем самым духом, которому когда-то мастер его посвятил.

Ну, вот я… эт самое… в кабинет тут пробрался, да в холодильном ящике нашёл, чего надобно. Масла кусок, полчашки сметаны, ну там ещё кое-что… В общем, угостил, как сумел, ага. А чтобы вовсе отвлечь онгона от обиженных мыслей, посидел у него в гостях, в юрте на лежанке, послушал, что он порассказал. Слушатель я хороший, а ему того и надо.

Отчего-то не стал он мне про себя говорить, видать, нет этого в их особой тайной природе, а вот про детей заговорил. Я думал, на того мальчонку он обиделся, так нет: ребятёнок, мол, неразумный, а вот родитель должен понимать, что я не игрушка, не забава. И правду сказать, я-то не знаток того мира, про какой мне онгон речь повёл. А он говорит – в бурятском народе завсегда знали, что покуда дитё малое, слабое, непременно следует охранять его от злых духов.

Вот, говорит, ада очень уж охочи до новорождённых, а анахай – те до семи лет ещё малыша донимают. Страшнючие оба, с одним глазом во лбу, оборачиваются то зверем, то уродцем, как вздумается им. А то ещё есть дахабари, так те душат малышей, мучают, заставляют плакать час за часом, даже и вовсе уморить могут, коли им отпор не дать! А способов отпора много, тут и хозяин очага поможет, и семейные онгоны, и хитрая верёвка зэг из конского волоса с навешанной на ней «стражей» – ленточками , колокольчиками, маленькими стрелами, луками, змейками… Пугаются злюки, обходят колыбельку, а то и всю юрту, стороной. А ещё ада боится волка, а того пуще – филина, оттого надо в постель положить лоскут волчьей шкуры, а в изголовье воткнуть перья филина, во как!

Ой, сколь всего ещё онгон порассказал… да потом сказал, мол, это не для передачи другим, так что я язык-то попридержу, ага. Я ить чего эту историю завёл-то… там сметанку-то с маслом… зла не держите, не себе я… И коли чо, видал я, есть у вас эти, коробочки-то, как их… (бормочет что-то неразборчивое) …прозвание тож на дахабари похоже… дашираки, что ль? Вроде на обед хватит вам, ага. Ну, покедова (запись обрывается)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16