Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

28.10.2022 15:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 27.10.2022 г.

Танцы степных орлов

Автор: Светлана Антонова

"Танец орла" исполняет Балдан Цыжипов, трехкратный Баатор Ёрдынских игр, 2019 год

Старинную традицию – исполнение особого обряда в бурятской национальной борьбе «Танца степного орла» – возрождает в Ольхонском районе предприниматель Батор Дашиев. Орел – один из тотемов бурятского народа. «Танец степного орла» олицетворяет волю и силу, дух родной земли, ее исторические национальные традиции, наследие предков и мудрых наставников. А также является особой формой психологической разгрузки для спортсмена – во время танца борец расслабляется, отбрасывает ненужные мысли, настраивается на поединок. Это неотъемлемая часть бурятской борьбы.

О том, как пришла идея возрождения танца орла и как она продвигается, нам рассказал Батор Валерьевич Дашиев: «Я с раннего детства восхищался борцами, их поединками, сам увлекаюсь бурятской национальной борьбой и мечтаю, чтобы юные ольхонские борцы научились исполнять «Танец степного орла». Конечно, данный танец традиционно исполняется на многих турнирах, но не по всем правилам. В августе текущего года я предложил организаторам V турнира, посвящённого памяти первого бурятского чемпиона РСФСР по вольной борьбе, мастера спорта СССР Михаила Елбаскина и соревнований, проведённых 23 сентября в рамках празднования 85-летия со дня образования Ольхонского района, учредить номинацию: исполнение традиционного ритуального обряда в бурятской национальной борьбе – «Танца степного орла». Организаторы поддержали данную идею, а также многие предприниматели Ольхонского района выделили денежные средства для награждения призами лучших исполнителей «Танца степного орла», в том числе и абсолютного чемпиона – самым ценным призом – бараном».

Многие из нас знают, что танец орла исполняют борцы, однако не знают его смысл. Оказывается, что каждое движение, каждый жест имеет свое значение.

Бурятская борьба начинается и заканчивается красивым ритуалом – «Танцем степного орла». Борцы приседают и взмахивают руками, словно крыльями, изображают полет этой гордой птицы. Любой праздник, будь то чемпионат или традиционные игры при дацанах, начинается с парада представления. Борцы становятся в клин, который возглавляет самый титулованный борец. В знак уважения он от имени всех участников преклоняется перед флагом соревнований. Сам же танец исполняется в три этапа. Надо отметить, что этот ритуал – это не просто комплекс танцевальных па, это своего рода своеобразная презентация борца. Каждое движение имеет смысл. Сначала борцы, вызванные на схватку, по обе стороны судейского стола начинают ритуал поединка тремя хлопками по бедрам, чередующимися по внешней и внутренней сторонам. После чего каждый подбегает к своему секунданту, касается его правого плеча своей правой рукой и изображает взлетающую птицу, другой рукой приветствует зрителей, одновременно переступая с ноги на ногу, делает круговое движение по ходу солнца. Сделав три шага, спортсмены меняют направление. В этот момент секундант снимает шапку с борца и напутствует на победу. Здесь начинается второй этап танца. Борцы приветствуют друг друга двумя хлопками по бедру, тем самым как бы дают согласие на честный поединок, затем ритмическими движениями рук, ног и головы, подражая полету парящего орла, демонстрируют перед собравшимися зрителями красоту телосложения и движений, свою силу, энергию и превосходство над противниками. Только после этого начинается схватка. Есть еще один красивый прием в конце танца. Победитель в порыве радости резко подпрыгивает и плавно приседает на землю с раскинутыми руками, подражая приземлению птицы. Делается это для того, чтобы несколько остыли эмоции.

В конце поединка танец орла танцует только победитель, а побежденный проходит под поднятой рукой победителя, в знак того, что признает свое поражение, одновременно победитель символично смахивает пыль со спины побежденного. Победитель также получает от старейшего гостя горсть сладостей и раздает гостям. Каким бы ни был исход поединка, борцы по окончании устремляют взор на флаг соревнований, мысленно прося помощи и благословения. Нужно отметить, что борцы уделяют танцу очень серьезное внимание, а плохое исполнение вообще считается дурным тоном. В конце любого праздника самому грациозному исполнителю вручается один из самых ценных подарков. Как и в старину, сегодня соревнования всегда проводятся на земле, ковер не нужен. Борцы к схваткам допускаются только в специальной форме: головной убор, мягкие сапоги и «шуудаг» – своеобразные борцовские трусы, которые по форме и крою похожи на плавки. Они сшиты из двойного шелкового материала, по обхвату обязательно вышит узор. Края окантованы легкой тонкой кожей для придания прочности, по поясу – специальный кожаный шнур для стягивания. Мастерицы применяют особые секреты прочного шитья. У каждого борца есть свой «зайуул» – судья-секундант, в форме своеобразного напева он прославляет своего ученика, называет его имя и место рождения. Секундант помогает советами и отстаивает интересы борца перед судьями. Как и у борцов, у секундантов своя форма одежды: национальный халат, головной убор и мягкая обувь. Раньше абсолютный чемпион традиционно получал живого барана и право совершения круга почета с выигранным призом на плечах. Победный «Танец степного орла» даже танцуют на мировых чемпионатах, и на Олимпиаде, демонстрируя свое превосходство.

Инициатива Батора достойна всяческих похвал и поддержки, ведь, забывая своих традиций, их смысл, мы теряем незримое, но очень важное – нематериальное наследие наших предков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

401