Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

10.11.2022 12:12 Четверг
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 10.11.2022 г.

Почтили память репрессированных

Автор: Светлана АНТОНОВА

30 октября в День памяти жертв политических репрессий дети и внуки репрессированных в 1930-1938 годах уже 12 лет подряд собираются у памятника в деревне Хурай-Нур, вспоминают своих-родственников.

На берегу реки Хурай-Нур, у священной горы, в деревянной оградке стоят две черные мраморные плиты. Золотыми буквами на торжественных надгробиях выведено: «Памятник жертвам политических репрессий», рядом – скорбный список из 31 фамилии. Все мужчины – уроженцы Ольхонского района, отцы и деды. Память о предках сохранили и увековечили жители деревни Хурай-Нур. На обелиск собирали всей деревней, установив его, как будто предали земле своих дорогих родных, сгинувших на чужбине, вдали от родных мест и своих семей. Теперь в поминальный день дети бывших «врагов народа», их внуки и правнуки смогут прийти сюда, постоять молча, положить цветы и успокоить душу – точно побывали у своих близких на могилке. Ведь раньше они этого сделать не могли.

Волна террора прошлась по Ольхонскому району в 1930-1938 годах. Нет ни одной деревни, избежавшей этот ужас. Десятки миллионов человек были замучены, убиты, сосланы на каторгу. Чудовищный геноцид против своего народа. Масштаб огромен. Только из деревень Хурай-Нур, Шалоты, Усть-Анга были арестованы 32 человека (треть взрослого населения деревни). Это были простые колхозники, пастухи, скотники, комсомольцы, коммунисты – обычные люди. Жертвы политических репрессий...

Всего пять человек через 13-17 лет вернулись с каторги на Колыме: Хартуев Халту, Хартуев Хапхан, Орбодоев Орлоб, Онгоржонов Одэй. Один освобожден через 3 года – Ангадаев Мазай. Все остальные были расстреляны, убиты.

В 2008 году уважаемые старейшины деревни Хурай-Нур, Надежда Владимировна и Алексей Владимирович Хартуевы призвали своих земляков увековечить память о безвинно убитых, замученных, закопанных неизвестно где отцах и дедах. Жители и выходцы деревни Хурай-Нур откликнулись, составили и уточнили списки репрессированных граждан, собрали денежные средства. И 12 июля 2009 года рядом с памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, поставили два мраморных обелиска, где золотыми буквами высечены фамилии репрессированных земляков. Они достойны чести остаться в памяти жителей родной деревни. Дети и внуки сделали, что смогли, они надеются, что поставив обелиск своим отцам и дедам, тем самым увековечили память о них и вернули их бедные, неприкаянные души домой, на родную землю.

В списке не только уроженцы Хурай-Нура (хотя их больше всего), но и соседних улусов – Шалот, Хара-Гуна, Усть-Анги. Огромный вклад в работу внесла Ольга Абагаловна Хартуева. Коренная жительница деревни Хурай-Нур, в прошлом учительница начальных классов, учила ребятишек читать и писать. Ее ученикам теперь за семьдесят лет, но Ольгу Абагаловну они до сих пор глубоко почитают. Она хорошо помнит, как 5 сентября 1933 года арестовали её отца, на тот момент ей исполнилось 9 лет. Ольга Абагаловна составила список репрессированных ангинцев, который был уточнён в компетентных органах.

– Самое главное – не забывать о прошлом, – говорит Алексей Владимирович Хартуев. – Мы, люди пожилого возраста, неизвестно когда уйдем в мир иной... Но останутся наши дети, внуки, и надо, чтобы они помнили и чтили своих дедов, знали свои корни.

Алексей Владимирович в 1961-м окончил Улан-Удэнский сельхозинститут – стране Советов очень нужны были зоотехники. Поработав в Бурятии по распределению, вернулся в свой район. Председатель колхоза, директор совхоза на Ольхоне, он строил дома, кошары. Надежда Владимировна многие годы проработала в Еланцынской средней школе, и для многих еланцынцев стала первой учительницей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

127