Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

03.02.2022 11:49 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 03.02.2022 г.

Байкал может попасть в «черный список» объектов ЮНЕСКО

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО вынес последнее предупреждение России – если страна не введет эффективные меры по защите трех объектов ЮНЕСКО, их внесут в «черный список». Среди них и озеро Байкал. В список всемирного наследия под угрозой вносят объекты ЮНЕСКО, в случае если они могут потерять свою культурную или природную ценность, ради сохранения которой им был присвоен этот высокий статус. Сейчас в списке наследия под угрозой уже 52 объекта по всему миру. И пока ни одного на территории России. Чем это грозит для нас, жителей, проживающих в непосредственной близости к озеру?

Главным инициатором по внесению озера Байкал в «чёрный список» ЮНЕСКО является руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского «Гринпис» Михаил Крейндлин. В рамках визита в Иркутскую область Совета по правам человека при президенте России Михаил Крейндлин посетил наш край и побывал в Ольхонском районе в феврале 2019 года.

По результатам визита им отмечено ухудшение экологического состояния озера Байкал. По его мнению, большую угрозу экологии озера Байкал на протяжении последних лет несут территории, расположенные в непосредственной близости с озером. Берега застраиваются новыми турбазами, стоки с которых отправляются в озеро, на сегодняшний день так и не решена проблема отходов целлюлозно-бумажного комбината и отмечается постоянное регулирование уровня воды.

– Для любой цивилизованной страны перевод находящегося на её территории объекта всемирного наследия в список под угрозой, если он не связан с природными катастрофами, является позорным фактом. Особенно, когда это касается таких знаковых территорий, как Байкал, – прокомментировал Михаил Крейндлин возможность включения Байкала в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под угрозой.

Как мы видим по высказываниям в различных публикациях, Михаил Клейндлин считает, вероятно, что решение экологической ситуации озера – это в первую очередь «удаление» людей с берегов Байкала. Это может быть закрытие турбаз и выселение местного населения. И думается, что именно этого добивается экоактивист, представляющий в России иностранную организацию «Гринпис».

В ответ на мнение Михаила Клейндлина хочется сказать, что настоящими учеными-экологами давно уже названы основные источники загрязнения Байкала – это сточные воды, приносимые в Байкал основным притоком Селенгой, и стоки городов, расположенных на берегу Байкала – Слюдянки, Байкальска, Северобайкальска. В реку Селенга, протекающую по территории Монголии, сбрасываются сточные воды города Сухэ-Батор, на территории России – города Улан-Удэ и расположенных на берегах более мелких населенных пунктов, п. Селенгинск, где находится Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Состояние очистных сооружений в населенных пунктах бассейна реки Селенга далеко от совершенства.

В связи с вышеприведенной информацией хочется сказать, что даже если заполнять туристами все турбазы на Байкале круглый год, то это количество людей вряд ли сможет произвести такое количество жидких отходов, сколько производят все города, от которых стоки стекают в Байкал. Жидкие отходы с турбаз вывозятся, а не сбрасываются в Байкал. Говорить о том, что они – главные вредители Байкала, как минимум антинаучно. Нужно не выгонять людей, а в первую очередь строить инфраструктуру – очистные сооружения, пункты приема ЖБО с кораблей, дороги.

Федеральный бюджет выделял на это средства по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Однако не все средства использовались по причине невозможности их освоения из-за правовых коллизий, так называемой Байкальской правовой аномалии. В последние несколько лет идет активная работа над федеральным законодательством, чтобы стало реальностью строительство тех же очистных сооружений. Нормы и законы, принятые для сохранения Байкала, были, а некоторые остаются до сих пор, настолько жесткими, что не позволяли практически никакого развития территорий, в частности строительства всё тех же очистных сооружений.

Любое же ослабление законодательства в пользу развития муниципалитетов вокруг Байкала вызывает шквал негодования среди экологов, которые порой далеки от науки и реального положения дел на Байкале. По их логике нужно все только запрещать, и как можно строже, несмотря ни на то, что здесь живут люди, ни на то, что для сохранения Байкала нужны конкретные осязаемые действия в виде строительства инфраструктуры. С чем я была бы абсолютно согласна – это с запретом использования фосфатсодержащих моющих средств в бассейне Байкала и неэкологичной упаковки. Но про это что-то мало разговоров.

Чем грозит для нас, жителей берегов Байкала, включение озера в «черный список»? Да опять же ужесточением законодательства. Что на ультиматум ЮНЕСКО готова ответить Россия? Вот пост известного среди экологов телеграмм-канала «Зеленый» змий» от 7 декабря 2021 года: «Генпрокуратура первой откликнулась на призыв замглавы Минприроды Сергея Ястребова наконец-то собрать воедино информацию о проблемах Байкала, чтобы сформулировать контраргументы для Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, который хочет включить озеро в перечень объектов, находящихся под угрозой. За один лишь 2021 год прокуроры выявили на Байкальской природной территории более 4 тыс. нарушений, которые увенчались 27 уголовными делами и привлечением свыше 350 нарушителей к административной ответственности. Так, суд признал отсутствующими права частных лиц аж на 860 га земель на берегу особо охраняемого озера, запретил работу плавучей гостиницы в Чивыркуйском заливе, комплекса из 15 строений на Ольхоне…» Из этой информации становится ясно, что отобрание земли можно считать показателем успешного сохранения озера Байкал.

Как мы помним, накануне 2021 года был принят закон, разрешающий оборот земли в населенных пунктах на территории национальных парков. Да, но в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории как территории объекта ЮНЕСКО оборот земли ограничен, то есть представление земельных участков в собственность по-прежнему запрещено.

Эту проблему может решить подготовленный cенаторами Российской Федерации законопроект «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся на территории населенных пунктов, в границах Байкальской природной территории)», с которым можно ознакомиться на сайте СОЗД Государственной Думы по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/1180837-7. Пока он не представляется на рассмотрение Госдумы.

В случае включения Байкала в список объектов ЮНЕСКО под угрозой навряд ли продвинется рассмотрение этого законопроекта, а мы, жители Байкала, так и останемся ущемлены в тех правах, которыми обладают другие граждане нашей страны: в праве на земельный участок, в т.ч. праве на бесплатное предоставление участков отдельным категориям граждан, там, где они живут, а не на территории Иркутской области, в праве оформления участков по «дачной амнистии», в праве участия граждан в госпрограммах по строительству жилья, в том числе за счет материнского капитала. Без прав собственности на участки едва ли будет возможно строительство социальных объектов и инфраструктуры. Замкнутый круг получается.

Отдельно хотелось бы отметить позицию Верховного суда Республики Бурятия относительно правового режима использования земель на территории ЦЭЗ БПТ.

В марте 2021 г. Верховный суд Республики Бурятия вынес знаковое и, на наш взгляд, неоднозначное решение, рассмотрев гражданское дело по иску природоохранной прокуратуры по правилам суда первой инстанции.

В соответствии с выводами Верховного Суда, «Озеро Байкал и прилегающие к нему территории, в том числе водоохранная зона, находятся в федеральной собственности. И ранее образованный участок с кадастровым номером <…>, который располагался в водоохранной зоне, также является собственностью государства. Следовательно, распоряжаться им мог только государственный орган, действующий от имени Российской Федерации, а потому в 2005 году у районной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению им».

Если придерживаться логики Верховного Суда, то федеральной теперь должна быть объявлена территория площадью 8,8 млн га, в том числе и расположенные на ней все 110 населённых пунктов, земли сельскохозяйственного назначения и иные категории земель в Иркутской области и Республике Бурятия.

Соответственно все земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления после вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 и объявления озера Байкал объектом всемирного природного наследия в 1996 году, должны быть объявлены вне закона.

Как уже известно, заседание профильного комитета ЮНЕСКО состоится в Казани в феврале этого года. Что решат на заседании, мы скоро узнаем, как и то, какие меры будут приняты Российской Федерацией для защиты озера Байкал от загрязнения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

293