Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

25.04.2022 15:24 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 21.04.2022 г.

Формирование «байкальского» экологического мировоззрения на религиозных ценностях народа Прибайкалья

Автор: Юлия ХАБЕЕВА, учащаяся 10 класса Чернорудской школы

Вопрос о необходимости охраны озера Байкал не может подлежать обсуждению! Однозначно – Охранять! Защищать! Беречь! Вопрос в другом. В возможном нарушении сформированного у Байкала несколькими тысячелетиями устойчивого взаимоотношения человека и окружающей природы. Как сформировать у каждого человека ответственное отношение к байкальской природе, к озеру-морю?

Ответ сложился ещё в верхнем палеолите: наше экологическое мировоззрение формирует и двигает вечно древняя и вечно юная языческая религия, родившаяся, возможно, на берегах оз. Байкал, так как байкальская земля – мировая модель экологического равновесия, модель вселенского уважения Природы, Земли, Воды, Космоса. Земля и Небо осуществляют творческий акт, они – творцы всего сущего, потому священны в целом, как и во всех своих отдельно взятых частях. Главное в этой религии – обожествление всего существующего на земле; нет в ней деления на живую и неживую природу. В нашем мировоззрении не существует неодушевлённых предметов. Всё-всё вокруг нас: и камень, и капля дождя, и куст, и бегущая волна Байкала, и ползущий муравей – наделено душой и может влиять на наше благополучие, здоровье, работу, учёбу, счастье.

Человек – только часть природы; это биовид (научное определение – аксиома) нашей природы, незыблемая часть биологического разнообразия, как и бабочка Брэдбери из прошлого. Мы не можем убить пичугу, жука, раздавить цветок, плюнуть в воду, любую. Нам, маленьким детям, не объясняли причину. Но слова «СЭРТЭ» («ГРЕХ») – было достаточно, чтобы поддержать в нас генетически заложенное чувство кровной родственности с природой!

Идущий в лес не обломает куст, не спилит бездумно дерево. А если есть необходимость в древесине, то обязательно наши родные разговаривают с лесом, просят у эжен (хозяина) леса дерево на строительство или ремонт подворья, или на топку печей и кладут к подножию дерева монеты, кланяются – благодарят. На ручье в воду мы не плюнем; после захода солнца на естественный водоём не пойдём: уставшая за день вода укладывается на ночь отдыхать. В нас с детства воспитывалась недопустимость оскорбления, неуважения к природе. В таких и других замечательных понятиях «сээр» («грех») живут дети языческой религии.

А сегодня независимо от направлений религиозных верований стараются так воспитывать детей большинство прибайкальских жителей. И повзрослев, мы осознали, что в нас выработано мировоззрение, в основе которого лежит целостный взгляд на мир, позволивший и культивировать определённый вид деятельности (скотоводство), и сохранить уровень выживания всей живой культуры (в широком смысле слова). «Не сходите с тропы, ни при каких обстоятельствах!» – иначе мы можем нарушить равновесие!

Экологическое мировоззрение местных жителей признано в 1998 году Байкальской Декларацией: «Всё население Прибайкалья с почтением относилось к озеру Байкал, люди почитали воду, вознося её в культ». Потому как было не сберечь Байкал! Издревле море-озеро окружено и охраняемо великими богатырями – тринадцатью божествами (арын арбан гурбан нойон). Очень жаль тех, кто совершает «сээр», не понимая, что теряет поддержку небесных и земных божеств. Идея единства природы, человека и космоса – для ольхонцев священна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16