Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

18.07.2022 06:26 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 14.07.2022 г.

Древо Рода – место встречи человека со Вселенной

Автор: Валентина Мотошкина, жительница п. Бугульдейка

На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами. С почтением буряты с древнейших времен относились ко всей растительной природе – сотворенное Родом свято! Род – творец мира, прародитель богов. Единый, Сущий! Созданное Родом и сегодня несет в себе его имя – Родина, Природа, Родители, Родственники, Родня. Древо Рода – место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого!

Деревья в бурятских обрядах и верованиях как объекты культового мифологического почитания выступают в следующих аспектах: носители жизненной силы, воплощение древесного духа, его обиталище, путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; символ круговорота времени, знак смены сезонов года, один из пяти элементов мироздания. Изучение традиции наших предков поможет нам обрести заново связь с природой. Восстановить наши корни, а с ними и силу рода через энергетическое общение (деревья, скалы, Байкал – бирюзовый его цвет). А именно:

- одиноко стоящие деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний и разноцветных полос ткани, такие деревья нельзя ломать и рубить;

- старые деревья, насчитывавшие не одну сотню лет, символизировали непрерывность жизни, цикличность смены поколений и их связь.

Эти священные деревья обладают живительной силой и магической энергией. Это лиственница, сосна, кедр, берёза. Культ деревьев играл важную роль в обеспечении увеличения жизненной силы животных и растений.

Наши предки мудро пользовались природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости и здоровья! Отсюда в культуре бурятского народа бытует древний культ – культ природы.

Органично вписывается в окружающую среду Юрта, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод – живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.

Представление кочевников о трёхчастной структуре Вселенной: Верхнего мира (птицы) земного (копытные) и подземного (хищники). Эта структура очень выражена в коновязи (Сэргэ) с тремя насечками: верхний, средний, подземный миры. Это место называется «Бариса» (от слова «бариха» — дарить, преподносить). Уничтожение или разрушение его равнозначно уничтожению рода, исчезновению всех его потомков.

Лиственница – с просьбой даровать детей (ухибуу угыш), долголетию. Выбирали молодую крепкую лиственницу, опоясывали лентой, зажигали лампадку и обходили несколько раз вокруг неё, излагая свои просьбы. Лиственница связана с жизненностью человека. Это говорит о том, что она прочна и долговечна. Прикосновение к дереву даровало здоровье. Место его расположения играло большую и важную роль.

Скалы – вечные спутницы жизни. Их значение выражалось: прочные, вечные. Буряты почитали всё, что возвышалось: горы, деревья. Все три мира находятся в постоянной борьбе и единстве: символы этих миров гармонично вписались в скалы на горах, местности Шаралда ялга («жаба» или ящерица, или ягуар, поднимающаяся на гору вверх; «крокодил» спускается с горы, вниз, ей навстречу; «змея» внизу утёса с поднятой головой и открытым ртом). Можно, если вглядеться в горы, в окружающую среду, много что увидеть.

Объединяющий эти миры символ Неба – птицы. Это горы – останцы; они выступают как защитники, покровители, вечные спутники жизни.

В сторону Малой Бугульдейки горделиво сидит «Орёл», переплетающий дорожки судеб на родовом пути, чтоб в нужный миг свести везучих людей на этом свете. Он спас мир от злых духов. Орёл является тотемом края. Снизу поднимается «куропатка» или черепаха, ведущая путь к «орлу». А недалече сидит «господин с бараньей головой», к которому не раз обращались духи.

У бурят испокон веков существовала вера в могущество духов деревьев. Они верили в существование Мирового древа и поклонялись ему. Символ этой местности – сосна «святыня». Она находится на берегу Байкала на возвышении – символ плодородия, долголетия. Это очень необычное дерево. У основания как бы сидит хозяин дерева «в виде ребёнка», от крепкого основания ствола отходит большой ствол в сторону Байкала. От этих стволов отходят ветви, и большие, и малые (нет на них листьев, хвои). Что примечательно: у ствола, что отходит в сторону Байкала, одна ветвь уходит в землю (видимо, род этой ветви закончен). А листья напоминают «ажурную шаль» небрежно накинутую сверху на голые ветви дерева. Шаманы говорят, что в зависимости от того, как выглядит и чувствует себя дерево можно судить о состоянии рода в целом.

Вот такая легенда существует у нас в Бугульдейке, где горы высоки, где обитают добрые духи в виде птиц, зверей, где вода Байкала бирюзовая, где растения – эндемики.

Давным-давно, в начале, существовали только боги (тенгри) на западе и злые духи на востоке. Затем боги сотворили человека (людей). Они жили долго и счастливо, не зная бед и страданий. Но тут злые духи начали наводить на людей болезни и смерть. И тогда люди стали просить у богов помощи. В ответ им боги посылают орла, чтобы он помогал людям в борьбе с болезнями и смертью. Орёл не мог говорить, люди не могли понять его, да и птицам не доверяли. Тогда орёл вернулся назад к богам и попросил наделить его даром речи. Но боги решили по-другому: они вновь отправили его на землю, на этот раз с новым заданием – наделить шаманскими способностями первого человека, которого он встретит. Таковой оказалась одинокая женщина в виде отдельно стоящего дерева на лужайке на самом берегу священного моря, где всегда вода бирюзового цвета, знак того, что здесь живут добрые духи. От связи с орлом она научилась видеть и общаться с духами. А дерево одинокое с этой поры стало счастливым. Через некоторое время она родила сына. А сам Орёл так и остался жить в этой местности. Он запечатлелся на возвышенной горе в виде огромного орла скалой.

Тем временем сын орла рос и играл на скалах, которые стали его друзьями в виде жабы, ящерицы, крокодила, доброго ужа, черепахи. В жару он часто спал под кроной одного дерева, под присмотром своего отца Орла. Прошло время, мальчик вырос, возмужал, стал красивым юношей, женился и пошли от него рода – его потомки. А то дерево стало его летописью, его Древом жизни, рода, святыней предков. У основания древа запечатлелся образ спящего мальчика, разомлевшего от жары. Его жилищем стала пещера, что неподалёку от этого дерева.

Седой уже шаман всходит на утёс, гордо смотрит на своё Древо рода, на отца-орла и на счастливое дерево-мать, которое окружили в обрамлении сосен благодарные деревья — матери потомков. Красотой этих мест стали и редкие растения – эндемики, аромат которых разносится по всей долине. И сам Байкал, на бирюзовых волнах которого катаются добрые духи, с добротой и любовью восхищается своим избранником этих мест!

Все виды природы: и Байкал с его бирюзовой гладью, и горы – останцы, и поляны с редкими эндемиками, и лес с его удивительными деревьями – придают этим уникальным местам насыщенную энергетику волшебства, райского уголка и умиротворения!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

450