Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

11.08.2022 15:28 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 11.08.2022 г.

Из прошлого ММРЗ – флот. Буксирный катер «Норд Вест»

Автор: Сергей Кретов, июнь 2022 года

Фото из альбома семьи Березовской Н.Д. Моторист катера "Норд-Вест" Березовский Г.А. с семьёй на палубе катера у пирса п.Хужир. Лето 1952 года.

В своё время, в конце 40-х и 50-х годах ММРЗ имел небольшие маломерные суда (мотоботы), имеющие стальной корпус, это дрифтеры — сетевики. Пользовались ими не по назначению. Сети с них не ставили, а служили они буксирами. Водили на буксире караваны рыбацких лодок-байд, как неводных бригад, так и сетевых. Эти суда принадлежали видимо МРС (моторно-рыболовецкой станции) в селе Сахюрте. У МРС катеров было много, и они носили, как правило, рыбные названия: «Омуль», «Щука», «Хариус», «Окунь», «Нерпа», «Сарма», «Ольхон», «Байкалец» «Маломорец» и так далее.

Хужир, середина 50-х годов. Буксир "Норд-Вест" у пирса ГСМ флота около мыса Бурхан. На палубе команда справа налево: Степан Житов, капитан катера Михаил Налобин, Александр Реутов, юнга Виктор Ланин, моторист Георгий Березовский, юнга Анатолий Березовский

После окончания Великой Отечественной войны постепенно жизнь в Советском Союзе налаживается. Произвели обмен денег в 1947 году, отменили продуктовые карточки, улучшается благосостояние советского народа, автоматизируется и механизируется труд людей. Так произошло и Маломорском рыбозаводе. Рыбозавод кроме маломерных судов получает более современную технику. К деревянным сейнерам типового проекта 30-х годов «Ленинградец» и «Сталинградец», построенным в годы войны на судоверфи в Большой Речке, получили два деревянных катера из серии «морской охотник» «Алтай» и «Сибиряк». Катера с мощным двигателем, быстроходные. Буксирный катер с металлическим корпусом «Победа». Три буксира, проекта АМБ (Астраханский морской буксир) «Сатурн», «Юпитер», «Марс». «Марс» обслуживал объединённый колхоз «Победа» в МРС.

Наш земляк, уроженец Сармы. Иван Романович Романов (Хартыгеев) достигший высот руководителя областного масштаба, а в середине 50-х годов моторист флота ММРЗ, десять лет назад в частной беседе вспоминал:

- В ММРЗ было два маленьких, коротких буксира с металлическим корпусом «Буревестник» и «Норд-Вест». Флотские в разговорах между собой называли их болиндерами. Название в народе пошло от одноцилиндрового полудизеля судов конструктора Болиндера. Дизеля громко стучали тух-тух-тух, но катера бегали шустро. Эти катера таскали на буксире караваны вёсельных лодок на замёт сетей и позже собирали их с уловом. Служили так же в качестве разъездных судов для оперативной работы и продуктовых магазинов на воде для сельпо.

Во второй половине 50-х годов буксир «Буревестник» затонул в Байкале вместе с экипажем и начальством на борту, в том числе Марков из МРС. Капитаном на «Буревестнике» был один из старейших капитанов ММРЗ Борис Шогоевич Бахашкин. Во время шторма шли ночью в Заму от улуса Харанцы. Место катастрофы и тела погибших не найдены. Байкал свои тайны хранить умеет.

Фото из домашнего альбома семьи Власовых. Хужир 50-е годы. На переднем плане буксир "Норд-Вест".

«Норд-Вест» ещё долго служил, но с приходом новых, более мощных судов был продан в другой рыбозавод.

Википедия так описывает устройство судовых двигателей этих катеров:

Эти двигатели еще называют полудизельными двигателями из-за сходства их принципа работы с двигателем Дизеля: в обеих конструкциях используется непосредственный впрыск топлива и воспламенение при сжатии. Разница — в наличии калоризатора (иначе-калильная головка, калильная камера, вапурайзер, hot bulb, запальный шар), т.е. дополнительной камеры с раскаленными стенками или раскаленного элемента. За это двигатель получил еще одно название: «Hot Bulb Engine», что буквально переводится, как «двигатель с горячим шаром». Иногда слово Bulb переводят, как «лампа».

«Hot bulb» нагревалась докрасна паяльной лампой перед пуском двигателя. Затем в камеру подавалось топливо, и крутился вручную маховик. Топливо испарялось при соприкосновении с горячими стенками калильной камеры, пары смешивались с воздухом, поступающим в головку через дроссель, и воспламенялись, нагревшись от стенки камеры и от сжатия. Для поджига топлива не требовалось высокая степень сжатия, как у двигателей Дизеля и, следовательно, не нужно было высокое давление впрыска топлива, т.к. давление сжатия калоризаторного двигателя — около 5 атмосфер, в то время как давление сжатия в дизельном двигателе — от 40 атмосфер.

3. Двигатель с традиционной калильной головкой (поз.6).

Таким образом, достоинства нефтяного «полудизеля» вполне очевидны: 1) простота в изготовлении, 2) всеядность (могли использоваться природный газ, мазут, керосин, сырая нефть, растительное масло или креозот)

3) Легкость запуска в холодном климате.

Недостатки, впрочем, тоже имелись, и немаленькие:

1)Перед запуском необходимо было нагревать калильную головку паяльной лампой, а это потеря 20-30 минут.

2) Низкий КПД двигателя (около 12%) из-за непродуваемой камеры калоризатора и малой степени сжатия.

3) Сильные вибрации и низкооборотистость, необходимость применения массивного маховика

4) повышенная пожароопасность

5) невозможность регулирования оборотов.

Капитанами буксира «Норд-Вест» были разные люди, а вот мотористом катера все 50-е годы был Георгий Андреевич Березовский. Летом был мотористом катера, зимой работал водителем грузовой машины ММРЗ. Команда катера, часто добивалась хороших результатов при выполнении производственного плана.

Аргунова Юлия Юрьевна в своей диссертации «История рыбного хозяйства Байкальского региона» в приведённой исторической справке по Иркутскому Рыбтресту отметила:

Лучших показателей в работе и социалистическом соревновании за 1950 год, добилась команда мотокатера «Норд-Веста» (старшина катера Доксуев, моторист Березовский Г.А., который выполнил навигационный план по перевозкам на 142, 5 % с экономией горючего). Георгий Андреевич Березовский свою трудовую деятельность начал в годы Великой Отечественной войны в возрасте 12 лет. Работал на всех подсобных работах в Гослове ММРЗ, на рыбалке. По достижению совершеннолетия окончил курсы шоферов-мотористов. Маломорский рыбозавод стал богаче, приобретал автомобили для своих нужд. Летом люди работали мотористами на всех судах ММРЗ, а зимой пересаживались на автотранспорт. Это широко практиковалось для универсальности профессий, необходимых рыбозаводу.

Наш земляк, старожил Ольхона Геннадий Александрович Ивлев, не раз был свидетелем, как перед рейсом запускали двигатель «Норд-Веста»:

Брат Георгия Андреевича, Анатолий Березовский, ходивший юнгой на этом же катере, когда отстаивались в Хужире у пирса, бегал в заводскую кузницу, калил на огне для него шары.

На катере был установлен одноцилиндровый полудизель «Болиндер», работавший на мазуте, сырой нефти, солярке. Для запуска «Болиндера» в специальное отверстие крышки единственного цилиндра ввинчивают стальной конус с резьбой у основания и шаровидным расширением на конце. Шар предварительно разогревают почти до белого каления, и сразу после ввинчивания конуса быстро раскручивают маховик двигателя. В дальнейшем двигатель работает неторопливо, но зато безостановочно. В обязанности Анатолия и входило разогревать шар паяльной лампой или в кузнице, если она была рядом. Шар приносили в кузницу и, держа в щипцах, калили в горне, потом бегом на катер, чтобы не успел остыть, и вкручивали в двигатель. Двигатель не глушили сутками, чтобы не возиться с запуском.

Иван Романович Романов (Хартыгеев) вспоминал, что Михаил Налобин имел неуживчивый, склочный характер, который привёл к совершению тяжкого преступления, совершенного с особой жестокостью. 7 ноября 1957 года, в день празднования Великой Октябрьской революции, жена Михаила Налобина Лидия Гуревич пригласила в гости отмечать праздник друзей, молодых парней Виктора Ревякина и Иннокентия Хазагаева. Михаил Налобин не возражал, но в ходе вечера, по мере опьянения, приревновал парей к своей жене. Очевидно, в ходе ссоры убил ножом обоих парней и, вытащив тела на улицу, бросил их на дороге. Была ночь, а свет в посёлке горел только до 24 часов. Тела нашли люди, возвращавшиеся домой. Виктор Ревякин в 1956 году вернулся из армии, отслужив четыре года на флоте. Два друга Виктор и Иннокентий похоронены рядом на Хужирском кладбище. Михаил Налобин понёс заслуженное наказание, но что его наказание, по сравнению с горем родителей, потерявших детей, опору в старости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

208