Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

01.09.2022 20:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 01.09.2022 г.

Известный скульптор и оружейник Жигжит Баясхаланов начал реализацию арт-проекта «Трансформация» на берегу Байкала

Автор: Светлана Антонова

Уникальная мраморная скульптура прародителя прибайкальских бурят «Буха Нойон» появится в посёлке Бугульдейка Ольхонского района. Ее создаст Жигжит Баясхаланов – российский скульптор и оружейник, заслуженный художник Бурятии, член Союза художников России и гильдии оружейников Италии. Жигжит Баясхаланов – автор, создающий эксклюзивные художественные ножи в национальном стиле, а также скульптуры с бурятским колоритом.

27 августа в посёлке Бугульдейка стартовал арт-проект под названием «Трансформация». Гости мероприятия смогли увидеть персональную выставку скульптора, которую он специально привёз для показа в Бугульдейке из мастерской Санкт-Петербурга. Арт-проект сопровождался концертной программой. Ярким было выступление композитора, поэта, певца как эстрадного, так и горлового пения Леонида Будаева. Известный рэпер Everthe8 (Тимур Бубеев) прочитал стильный рэп в духе Мака Миллера на английском языке, он снимается в кино и хочет совместить западный хип-хоп с родной бурятской культурой. Песни этно-рок-группы Shono заворожили с первых нот, горловое пение и звучание национальных инструментов в сочетании с роковым драйвом и зажигательным ритмом. Лидер коллектива Александр Архинчеев основал группу в 2014 году. Первые же выступления музыкантов привлекли множество поклонников в Иркутской области, Бурятии и за пределами этих регионов. Главным сюрпризом арт-проекта стал показ костюмов на тему авторского стиля в скульптуре Жигжита Баясхаланова, которые создавались специально для арт-проекта «Трансформация». Приехавшие артисты балета из Улан-Удэ были в костюмах – идея в том, что они «оживили» скульптуры Жигжита Баясхаланова. Мы поговорили с Жигжитом о том, как сложился этот проект.

– Жигжит Баирович, как возникла идея создать в Бугульдейке скульптуру из мрамора?

– Я три года работаю с итальянским мрамором, живу в Италии. Для меня мрамор – это новая графа в моей жизни, новый материал. И примерно год назад я узнал, что у нас, на этнической бурятской земле, есть месторождение. Я поискал документы и выяснил, что это скульптурный мрамор, он подходит для работы. И загорелся идеей сделать что-то именно из материала в Бугульдейке. Вообще я давно знаком с мэром Ольхонского района. Были идеи сделать на Ольхоне мастерскую, мы с ним обсуждали разные варианты. И тут все сошлось. Приехал я, посмотрел месторождение, мрамор. И влюбился. Во-первых, какое место! Байкал, сам поселок между сопками, гора, где мраморный карьер находится, история этого места – все идеально. Вместе мы решили в камне отразить один из главных тотемов бурят –Буха Нойона (в переводе с бурятского – белый бык, прародитель родов булагатов и эхиритов). Это дань моего уважения к местности, людям, которые живут в Ольхонском районе и их традициям. Для меня самого бык значит многое, ведь я родился в год быка. Когда мы начали готовить проект, я подумал, что пилить скульптуру мне более месяца. Когда мы расскажем населению о том, что я тут работаю, приедут люди из далека, а я пилю мрамор. Погуляют они по карьеру, а что им дальше делать? Вот так и родилась идея сделать прямо на месте выставку под открытым небом, пока я здесь. Как раз недавно я закончил делать коллекцию бронзовых скульптур. Думаю, пусть мои работы будут со мной и будут представлять меня. Ну и для меня будет важно показать их — получается, что это такая отчетная выставка.

– Почему проект называется «Трансформация»?

Арт-проект я назвал «Трансформацией», потому что долгие годы работал с бронзой. А в последнее время также осваиваю мрамор. И это моя трансформация – я открываю новое. И весь мир трансформируется, мы же все это прекрасно наблюдаем. На мраморном карьере расширяется поле моего творчества. Я переношу свой авторский стиль в пластику других материалов, отличных по своей структуре и свойствам. Образы бронзовых статуй трансформируются и обретут новые, непредсказуемые формы. Началом трансформации является скульптура «Буха Нойона», которую я буду создавать на протяжении месяца у мраморного карьера.

Также «Трансформация» – это первое событие в рамках проекта по созданию большой арт-резиденции в посёлке Бугульдейка, это начало очень большого процесса по изменению местности. В планах, чтобы посёлок стал центром притяжения мраморного искусства, где смогут общаться и обмениваться опытом талантливые скульпторы со всего мира, а также оставить здесь частичку себя в виде мраморных скульптур. Основная цель – создание экспозиции под открытым небом. Пока в неё вошли мои бронзовые скульптуры в жанре анималистики. Бугульдейка для меня – это природа, Байкал, как я уже говорил, поэтому и привез животных. Всего «в объятиях мрамора» будет представлено шесть больших скульптур – выше двух метров каждая. Когда я закончу скульптуру «Буха Нойона», мы проведем ее открытие, это будет в конце сентября.

– Вы уже выставляли свои работы в Иркутске?

– Да, в данное время мои работы представлены в галерее Виктора Бронштейна. Галерея является моим официальным представителем в Иркутске. Вообще у меня с вашим городом большая и хорошая история взаимоотношений. В 2015 году я делал персональную выставку в музейной студии на Карла Маркса и очень удивился, что она вызвала такой резонанс, столько народу на нее пришло! Мне было очень приятно. Надо отметить, что в Иркутске есть культура посещения художественных экспозиций, даже не нужно никого затягивать.

– Спасибо Вам за прекрасную идею создания арт-резиденции и прошедший праздник! Надеюсь что, выставка «Трансформация» станет точкой отсчёта для новых событий и запустит личную трансформацию жителей нашего региона и приезжающих гостей.

Биография

Жигжит Баясхаланов родился в селе Алханай в 1985 году, вырос в селе Амитхаша Агинского Бурятского округа. Является третьим из четверых детей в семье. В переводе с тибетского «Жигжит» значит «неустрашимый защитник веры».

Еще в средней школе Жигжит заинтересовался инструментами отца, мастера по обработке металла и ювелирного дела, и пошёл по его стопам. Первыми работами юного Жигжита стали проволочные колечки для живущих по соседству подруг.

В 2003 году художник окончил ИХИМ (изготовление художественных изделий из металла) Профессионального Лицея № 24 г. Улан-Удэ.

В 2004 году переехал в Санкт-Петербург, где живёт и работает по настоящее время.

С 2004 по 2010 годы работал в мастерской-студии «Межов»

В 2012 году Жигжит Баясхаланов открыл собственную мастерскую в Санкт-Петербурге, в которой создаёт ножи, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства.

В 2018 году состоялось открытие первой персональной галереи «Bayaskhalanov Gallery» в г. Улан-Удэ, где представлена постоянная экспозиция авторских ножей, композиций и скульптур.

В ноябре 2019 года открыл галерею современного бурятского искусства «B-Gallery» в Санкт-Петербурге на ул. Пестеля, в экспозицию которой вошли работы как самого автора, так и других известных бурятских и петербургских художников. В конце 2019 года художник поступил в Академию изящных искусств города Каррара, Италия, где проходит обучение по сей день.

В сентябре 2020 года Жигжит Баясхаланов основал и возглавил некоммерческую общественную организацию МАБО – Международную ассоциацию бурятских оружейников.

В феврале 2022 года состоялось открытие новой персональной галереи Баясхаланова в Забайкальском крае, в г. Чита. Галерея расположилась на первом этаже музейно-выставочного центра Забайкальского края.

Женат, воспитывает двух сыновей.

Творчество

Работы Жигжита Баясхаланова выполнены в технике бурятской традиционной чеканки, художественного литья, ковки и смешанной технике. Производство включает в себя литьё по выплавляемой модели, патинирование, полировку, серебрение, травление, заточку, сборку, нанесение гравировки, закрепку камней и т. д. Скульптуры выполняются из бронзы и покрываются итальянской патиной или никелем. В качестве элемента декора применяется позолота. Отдельные элементы изображения создаются из лазурита и нефрита.

В 2008 году авторский нож «Бурятский» экспонировался на выставке «Клинки России. Современное художественное холодное оружие», проходившей в Московском Кремле. Изделие получило высокую оценку от научного руководителя музея Алексея Константиновича Левыкина.

Кандидат исторических наук В. Р. Новосёлов даёт следующую оценку работ Жигжита Баясхаланова:

«…Но какое бы направление ни выбрал для себя современный автор, работающий в жанре художественного холодного оружия, практика показывает, что наиболее широкий спектр возможностей демонстрируют те, в чьем арсенале имеется хорошее знание исторических оружейных стилей и канонов, исполнительских техник и конструкций, те, кто, добровольно ограничивая себя строгими рамками в выборе художественного языка, способен создавать новые образы и формы, отталкиваясь от четких и ясных представлений о том, какие возможности заложены в ту или иную традицию. От умения найти в традиции опору для создания подлинно авторской и современной по звучанию работы во многом зависит степень её удачности. Следование автора традиции – это возможность дать зрителю ключ для восприятия и понимания авторской идеи, своего рода код для трактовок художественного образа. Такие ключи хорошо видны в работах этнических стилей… (Ж. Б. Баясхаланов, нож «Бурятский»), где зачастую в декор заложены космогонические представления народа, выраженные в переплетении мифологических персонажей и орнаментальных мотивов, имеющих символическое значение».

В 2012 году «Мастерская-студия Баясхаланова» принимала участие в Международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана», получив Гран-При «Серебряный лебедь». Начиная с 2016 года, мастерская выступает в качестве спонсора и создателя главных призов фестиваля.

В 2016 году авторские ножи «Прозрачность» и «Огонь и вода» выставлялись в Государственном Эрмитаже на выставке «Стиль. Образ. Гармония. Мастера-оружейники современной России» в числе произведений лучших мастеров по созданию ножей со всей России.

Дашинима Намдаков, который лично побывал на этой выставке, так говорит о Жигжите Баясхаланове:

«Много видов искусства существует, но я влюблен в оружейное искусство уже много-много лет, хотя сам этим не занимаюсь. Мало кто сейчас занимается ручным искусством, потому что легче заниматься абстрактным… Специально сегодня пришел, чтобы поддержать своего друга, и я очень рад, что мы представляем часть нашей культуры в этом музее (Эрмитаже)… Я был у него в мастерской, он днями-ночами работает и сохраняет нашу культуру. То, что делали наши предки. Он не уходит в сторону, он продолжает нашу линию уже в современном виде. И традиции. Он следит и развивает».

В 2019 году в мастерской Жигжита Баясхаланова были созданы медали специально для Одиннадцатого чемпионата мира по боксу среди женщин. На церемонию награждения, проходившую 13 октября в Улан-Удэ, был приглашён Жигжит Баирович. Художник лично вручал медали победительницам. По этому поводу высказался глава Бурятии Алексей Цыденов:

«Спорт вдохновляет на победу, в первую очередь – над собой. Медали, обладающие уникальным дизайном, выражают уважение и восхищение Жигжита Баясхаланова перед спортсменками, каждой из которых движет стремление превзойти саму себя и выиграть в честной борьбе».

Жигжит Баясхаланов участвует в благотворительных аукционах в помощь талантливым детям, является спонсором спортивных и творческих мероприятий Забайкальского края и Бурятии. Изделия автора находятся в Национальном музее Республики Бурятия, Художественном музее имени Ц. С. Сампилова (г. Улан-Удэ), «Галерее Виктора Бронштейна» (г. Иркутск), галерее «JART» (г. Москва), в галереях и частных коллекциях в Китае, Франции, Германии, Монголии, Казахстане.

В 2019 году авторские скульптуры были представлены на 47-ой ярмарке антикварного и современного искусства Antibes Art Fair (Франция). В этом же году художник был приглашён на международную художественную выставку NordArt (Германия). Его скульптуры «Бык» и «Лось» представлялись в рамках специального проекта Монголии «In der Welt Sein: Encountering Sublimity».

В 2020 году Жигжит Баясхаланов участвовал в «Празднике Белого месяца», проходившем в Государственном Кремлёвском Дворце. В числе его работ была представлена скульптура из новой серии «Мысли».

Художник является постоянным участником выставок на территории России, Германии, Франции, Италии, Казахстана, Китая, Монголии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

266