Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

19.10.2017 11:21 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 (3858) от 19.10.2017 г.

Новые возможности для детей Ольхона

Автор: Иван Мамонтов

При поддержке ОНФ на острове заработали Школа молодого лидера и гончарная мастерская

Обсуждать проблемы Ольхона и разрабатывать варианты для их решения, защищать хрупкую байкальскую природу и осваивать древние ремесла. Все это теперь могут дети из поселка Хужир благодаря проекту Общероссийского Народного фронта «Равные возможности – детям» и поддержке общественной организации «Новое поколение». Такое сотрудничество ОНФ, некоммерческих объединений и просто неравнодушных людей позволяет открывать бесплатные кружки и секции дополнительного образования детей, как в крупных городах, так и в отдаленных, как Ольхон, территориях. На острове дети уже начали помогать в строительстве микрорезервата для защиты уникальных растений Сарайского пляжа и получили первые уроки гончарного мастерства.

Первый гончарный урок

В классном кабинете школы поселка Хужир, где обычно проходят уроки географии для учеников средних и старших классов, сегодня занимаются дети помладше. Закатав рукава, они сидят за застеленными бумагой столами и старательно месят глину. Сначала делают колобок, потом пытаются превратить его в небольшой сосуд – кружку.  За своей девятилетней дочерью Ариной из-за приоткрытой двери наблюдает мама – Елена Аструнова. Для жительницы острова сегодняшнее занятие – редкая возможность пристроить девочку в бесплатный кружок.

 - Я хочу, чтобы мой ребенок многое знал и умел, а не сидел дома, ничего не делая. Мы дополнительно платно ходим на английский. За плату ходили еще на танцы. У нас все платно потому, что на кружки нет ставок и помещений. Но танцевать и петь дочку не тянет. Ей очень нравится лепка. Она на трудах в школе с пластилином работает, потом дома постоянно какие-то штучки лепит, — улыбается Елена.

Ее примеру последовали и многие другие островитяне. Желающих записаться в uончарную мастерскую было много. Но для первого занятия определили своеобразную «квоту» — по пять человек с класса. По словам руководителя проекта «Ольхон – территория развития», члена регионального штаба ОНФ в Иркутской области Эльмиры Семеновой, которая и организовала в хужирской школе работу мастерской, сейчас будет составлено расписание, и все желающие смогут научиться ремеслу.

Ольхон станет мастеровым

Эти занятия  не просто возможность развить мелкую моторику детей, но еще и  вероятный шанс обрести будущую профессию. Уже знакомая нам Арина, например, мечтает стать скульптором.  А у участников проекта большие планы по развитию ремесел на популярном у туристов острове.

 -   Мы предусматриваем создание на Ольхоне статической ремесленной базы с оборудованием для разных техник. Мы хотим освоить ткачество. Я обучался также лозоплетению. В этом сезоне хотим в Еланцах заготовить лозу. И мы планируем научиться работать со стеклом, в частности переплавлять стеклянные отходы в кирпичи, витражи, посуду, украшения. И есть в планах работа с металлом, литьем. Одна из целей мастерских — снабдить Ольхон изделиями ручной работы, чтобы живые вещи ручной работы влияли на их ощущение от острова,  — говорит руководитель мастерской Ольхона Данила Ветер.

Школа молодого лидера выявляет проблемы острова

Туризм и сельское хозяйство — вот основные отрасли развития Ольхона. Существенные ограничения вносит экологическое законодательство, ведь остров представляет собой уникальную природную систему. И ее нужно беречь. Об этом говорили ольхонские дети на занятиях Школы молодого лидера, которая в октябре также открылась в рамках проекта ОНФ.  Ребята перечислили волнующие их проблемы, которые едва  вместились на лист ватмана. 

- У нас много мусора.

- Исчезают рыбы, животные, растения.

- Идет неконтролируемый поток туристов.

- Люди моют машины у Байкала, он загрязняется.

- Столбики, которыми ограждали Сарайский пляж, туристы вытаскивают и используют, как дрова для костра.

Вот на Сарайский залив сразу после обсуждения участники Школы молодого лидера и отправились. Поросший уникальными соснами знаменитый золотой пляж многие годы серьезно страдал от тысяч отдыхающих. В последнее время, правда, там начал наводить порядок Прибайкальский национальный парк, стали работать волонтеры. А сейчас хужирские школьники помогают возводить обустроенную тропу. Деревенские ребята, привычные к работе с инструментами, сколачивают доски деревянного настила, который защитит почву от вытаптывания.

 - Мы раньше сами ничего почти не знали даже о Сарайском заливе, хотя живем совсем рядом. А этот лес для меня стал, как новый.  Я этих птичек, которые садились на руку, впервые для себя увидела недавно. Это поползни. Я тут всю жизнь живу и только недавно заметила. Не знала и, что здесь настолько старые деревья есть. Каким- то соснам больше 400 лет и хочется, чтобы они еще долго радовали нас. А то туристы некоторые уже срубили, — сетует школьница Аюна Ненова.

Дети спасают черепоплодник почтишерстистый

Работают ученики хужирской школы под руководством научного руководителя Игоря Огородникова. Он распределил ребят на три группы.  Одна продолжила делать настил, который вскоре станет полноценной туристической тропой длиной более 1600 метров. Другая начала красить первый на пляже биотуалет, где будет применяться компостная технология переработки отходов. Третья отправилась ближе к берегу Байкала, чтобы соорудить ограждение вокруг небольшого очага произрастания эндемика – черепоплодника почтишерстистого. Он растет поодиночке или небольшими группами только в немногих местах байкальского побережья и занесен в Красную Книгу. На Сарайском пляже насчитано только 17 таких растений.

 - Когда мы стали заниматься с волонтерами, узнали о том, что на нашем острове есть такие эндемики, которые нужно охранять, оберегать и благодаря проекту мы это начали делать. Вот сейчас строим микрорезерват для черепоплодника.  А еще все это нам хорошо  для творчества. Мы играем в спектакле  «Легенды Ольхона».  Там изображаем разных животных, растения. И новые  знания о природе  помогают нам лучше воплотить ее образы, — говорит ученик хужирской школы Данила Огдонов.

Не боги горшки обжигают

В школьном кабинете географии тем временем завершается занятие по гончарному мастерству. Ребята доделывают свои заготовки и попутно слушают рассказ преподавателей о волшебных свойствах глины, которая суть – все четыре основных элемента. Вода и земля – сам материал, находящийся в работе. Воздух нужен для просушки изделия. Огонь – для обжига. И потом происходит перевоплощение – глина становится керамикой. И пусть не у всех с первого раза получились ровные и красивые кружки. До следующей весны в мастерской пройдет еще немало уроков. Ведь не боги горшки обжигают.

КОММЕНТАРИЙ:

Анастасия Архипкина, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» в Иркутской области:

 - Цель проекта – повышение доступности дополнительного образования, чтобы оно было бесплатным, доступным, вариативным. Нужно, чтобы семьи могли выбрать то образование, которое подходит детям.

Первая волна проекта – это открытие новых кружков и секций за счет привлечения волонтеров, активистов, в том числе экспертов ОНФ. Причем бесплатно. ОНФ помогает организационными ресурсами, например, в поиске помещений. Когда мы проводили предварительное анкетирование, говорили о проекте, в тех же социальных сетях было немало скепсиса. Но в октябре уже открывается пять кружков, из них два на Ольхоне – Школа молодого лидера и Гончарная мастерская.

Есть немало неравнодушных людей, которые ранее планировали заниматься дополнительным образованием детей, но сталкивались с разными административными барьерами – у них не было помещений, они не могли договориться со школами, чтобы зайти в детскую аудиторию. В районах есть люди пожилого возраста, пенсионеры, так называемые «серебряные волонтеры» у которых есть знания, опыт и время. Они выступают с инициативами открытия разных кружков, и деньги для них не первостепенны. Главное – чувствовать себя нужными, делиться опытом. Это, как правило, педагоги, находящиеся на пенсии. И мы готовы работать с ними.

А вторая волна проекта «Равные возможности детям» предполагает переход на персонифицированное финансирование детей в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования. Часть регионов в качестве пилотных площадок уже выступают. Детям выдаются сертификаты на получение дополнительного образования, и они с этим сертификатом могут прийти в любое учреждение допобразования – государственное или негосударственное – и получать там необходимую услугу за счет средств государственного бюджета.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40