Меню
0+

«Байкальские зори», общественно-политическая газета Ольхонского района

19.11.2020 11:52 Четверг
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 19.11.2020 г.

Мнемотехника в детском саду (опыт работы)

Автор: Т. КОНСТАНТИНОВА, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Современные дети живут в огромном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую, является важнейшим условием качественного обучения в школе.

К сожалению, педагоги в детском саду часто сталкиваются с проблемами речи у детей. По результатам диагностики самостоятельно составлять рассказ могут 7% дошкольников, по наводящим вопросам — 68%, и не умеют– 25%.

Также выявлены:

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

— неспособность грамматически правильно построить предложение,

— бедность речи, недостаточный словарный запас,

— неумение согласовывать слова в предложении и т. д.

При пересказе дети испытывали трудности:

— хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать незнакомый, только что прочитанный текст;

— если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

— подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку.

Работа по развитию связной речи ведется на занятиях при помощи различных методов и приёмов, но для решения вышеперечисленных проблем передо мной встал вопрос о выборе современных, более эффективных технологий работы с детьми.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством обучения связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, которая обеспечивает самое эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемотехники в том, что на каждое слово, словосочетание, предложение придумывается картинка (схема) и, глядя, на схемы-рисунки ребенок легко запоминает информацию, а затем легко пересказывает ее содержание. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, они обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Дидактическим материалом мнемотехники служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, которые применяю как на занятиях, так и для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок.

В своей работе придерживаюсь принципа «от простого к сложному». Начинаю с мнемоквадратов (одна картинка) – благодаря им дети усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Постепенно перехожу к мнемодорожкам (ряд картинок), по которым дети составляют небольшие рассказы, и только потом работаем по мнемотаблицам-схемам (символические изображения). Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4–5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

В неделю проводится одно занятие. В процессе работы у детей появляется ярко выраженный интерес к данной технике. Самым продуктивным является этап использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты.

По данным заключительной диагностики на 49% увеличилось количество дошкольников, умеющих пересказывать самостоятельно, и в два раза уменьшилось количество ребят, не умеющих составлять рассказ – они преодолели неуверенность в себе, их словарный запас вышел на более высокий уровень.

Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая умственные способности детей дошкольного возраста, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно для обучения в школе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21