Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

19.11.2018 11:42 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 15.11.2018 г.

Первая Комячейка Приольхонья (продолжение. Начало в № 44)

Автор: Н. Король

Обложение разверстками, требования пожертвований и прочие повинности тяготили крестьян. Крестьянство при производстве разверсток ставило вопрос в плоскость чисто практическую, если не сказать торговую. Население готово было выполнять разверстки, но взамен хотело получить товары промышленного производства: сельхозинвентарь, мануфактуру и другие предметы обихода, необходимые для повседневной жизни. В 1920 году государство не могло предоставить крестьянству необходимого количества промышленных товаров взамен на изымаемые по разверсткам продукты питания и фураж. При таком положении вещей «разверстка являлась яблоком раздора между властью и крестьянством»,и все государственные повинности только настраивали население против существующего строя. Такая ситуация подталкивала власти ужесточать политику насильственного изъятия продуктов и фуража из деревни.

В соответствии с приказом Сибревкома № 284 от 25.08.1920 года на прошедшем 4 сентября 1920 года заседании полномочной Губернской Тройки принято решение о создании в восьми уездах Иркутской губернии, в том числе и Верхоленском, полномочных троек под председательством Предуревкома и с членством Увоенкома и Завполитбюро. Ввиду отсутствия в аймаках постоянных военных гарнизонов и Политбюро принято решение троек в них не образовывать, а каждый аймак подчинить тройке прилегающего уезда. В данном вопросеЭхирит – Булагатский аймак подчинялся Верхоленскому уезду.

Для усиления заготовительной работы в Иркутской губернии, по заданию Губревкома и по линии Губпродкома, в уезды и аймаки отправлялись работники – продагенты. Частично набор продагентов производился путем мобилизации Губпарткомом, Губпрофсоветом из состава «ответственных работников», зачастую недостаточно хорошо знакомых с жизненным укладом сельского населения, истинным положением дел в деревнях и улусах и плохо понимавшим психологию крестьянства. Подобное усиление административного состава произошло и в Косостепской волости, куда в сентябре 1920 года прибыл продагент Горелышев.

На внеочередном заседании Косостепской Комячейки, прошедшем 14 сентября, Горелышев инструктировал состав ячейки и объяснял, как нужно действовать в период проводимой разверстки. Горелышевым указывалось на необходимость следить за всеми действиями населения, чтобы не допустить сокрытия и уничтожения продуктов и товаров, подлежащих разверсткам. Лица, замеченные в таких действиях, должны были немедленно арестовываться. При обсуждении условий выполнения разверсток, наложенных на «Косостепское общество», А. Пенкальский докладывал Горелышеву, что нужно пересмотреть нормы наложенной мясной разверстки. Из обязательных к сдаче 103 пудов мяса 18 пудов составляла свинина и 85 пудов баранина. А. Пенкальский объяснял, что если выполнять разверстку большим количеством баранины, то основная нагрузка ляжет на беднейший класс, т.к. овец держат в основном бедняки и середняки, и просил заменить мясную разверстку бараниной на «скотскую».

В середине ноября для устройства телеграфного сообщения в Косостепскую волость прибыла 88 Отдельная Телеграфно-строительная рота. Прибытие красноармейцев значительно укрепило положение органов Соввласти в волости. Личный состав строительной роты активно привлекался к участию в проводимых Комячейкой мероприятиях. Так 23 ноября на Общем собрании граждан «Кунтинского общества» — сел Петрово, Попово и Тырган — присутствовало 122 человека, из них «40 мужчин, 18 женщин и 64 красноармейца». Председателем собрания выбран В. Пенкальский, секретарем — красноармеец И. Богданов. С «речами и воззваниями» к местному населению выступали А. Пенкальский и Комиссар 88 роты Н. Свиридюк.

На начальном этапе одной из основных функций, выполняемой Комячейкой, являлась «необходимость парализовать отрицательное влияние разверстки положительной творческой работой». К началу массового сбора разверсток остро стал вопрос укрепления власти большевиков на местах. Партийным руководством ставилась задача членам Комячейки – войти в состав органов гражданского и военного управления Косостепской волости. С 10 по 12 августа в с. Манзурка проводилась 2-я Верхоленская Уездная конференция Р.К.П.(б). В качестве делегата от Косостепской ячейки на конференции присутствовал А. Пенкальский. После окончания конференции А. Пенкальский на собрании КосостепскойКомячейки рассказал о задачах и обязанностях, возложенных на Комячейку, о методах работы среди крестьян и объяснил цели и задачи проведения «расслоения» крестьянского общества.

Из доклада А. Пенкальского следовало, что «… ячейка является высшим органом местной Власти, она должна наблюдать и следить за всеми действиями местных властей, как за ревкомом, так и за всеми другими учреждениями и даже за милицией …». По мнению большевистского руководства «расслоение», из – за перекладывания части повинностей и разверсток с беднейшего населения на зажиточное, должно было уменьшить налоговую нагрузку на бедный класс и внести раскол в единое крестьянское сообщество.

1 августа на заседании ячейки за разговоры «о ненужности войны» принято решение отстранить от занимаемой должности как «неблагонадежное лицо» военного Комиссара Косостепской волости Макара Романовича Ланина. По ходатайству Комячейки и согласно распоряжения ВерхоленскогоУвоенкомата /телеграмма № 2568 от 12/8-20 г./ Волвоенкомом назначается представитель от Комячейки С. Рыков. 3 октября на заседании КосостепскойКомячейки, в соответствии с требованием Упарткома /телеграмма № 254/, принята резолюция, в которой говорилось о необходимости вхождения представителей Комячейки в состав КосостепскогоВолревкома и сельского Куретского Ревкома. Ячейкой намечены кандидатуры: в КосостепскойВолревком – председателем А. Пенкальский, в сельский Куретский Ревком – председателем А. Брянский. Постановлением Уездревкома от 6 октября председатель Косостепской ячейки А. Пенкальский «назначается» Председателем КосостепскогоВолревкома и, согласно предписания № 3187 от 13.10.1920 г., обязуется принять дела и приступить к исполнению обязанностей. В ноябре 1920 года М. Соколачко избирается председателем Куретскогоселисполкома. В результате данных назначений представители ячейки заняли ключевые посты в составе органов гражданского и военного управления, а А. Пенкальский стал высшим представителем партийной и административной власти в Косостепской волости.

С наступлением осеннего периода количество задач, требующих решения членами Комячейки, возросло. В с. Косая Степь, в доме, где раньше был приют местной церкви, сняли квартиры под Военкомат и Комячейку. Выполняя указания Верхоленского Уездного Политбюро, произвели «негласную перепись» священников и «кулацкого /зажиточного/» населения волости. Сложным и конфликтным оставался вопрос о мобилизации и вербовке добровольцев в Красную армию. Крестьяне в основной массе не желали служить в армии. Выполнение заданий по мобилизационной работе в Косостепской волости являлось прерогативой местных органов власти – Волвоенкома, Волревкома и Комячейки. Согласно предписанию Верхоленского Уездного комитета Р.К.П.(б) КосостепскойКомячейкой и назначенной от Волревкома комиссией 8 и 9 октября в селах Косая Степь, Куреть и Кунта были проведены агитационные митинги с повесткой – о «необходимости и целях ведения войны, о добровольцах и дезертирах». Присутствующее на митингах крестьяне на призывы о необходимости службы в красной армии не проявили активности и заявили, «… что раньше должны пойти на фронт Коммунисты, а потом и мы пойдем, указывая на то, что вы нам сейчас не нужны, мы без вас сможем в деревне справится, деревня как была без вас так и будет …».

Результатом недовольства крестьянства проводимой большевистским руководством экономической политикой явилась череда вооруженных выступлений, прошедших в октябре 1920 года в Иркутской губернии, протекавших под лозунгом — «долой разверстку, долой мобилизацию, долой коммунистов».14 октября начинается открытое вооруженное выступлениев Черемховском уезде. 21 октября 1920 г . – восстание в Балаганском уезде: в Евсеевской, Тихоновской и Осинской волостях. .

Первое сообщение о белой «банде» в пределахВерхоленского уезда относится к последним числам октября месяца 1920 года. 1 ноября в районе сел Манзурка – Качуг фиксируется «банда» численностью пятьдесят человек, продвигающаяся через с. Манзурка в район с. Косая Степь. 17 ноября А. Пенкальский получает письмо из Райпарткома, в котором сообщалось о нападении «белобанды» на г. Верхоленск. В письме указывалось на необходимость повысить бдительность по отношению к «ненадежным элементам», производить выемку оружия и всех, скрывающих оружие, арестовывать.

В конце 1920 года, на фоне проводившейся разверстки, произошел первый конфликт между членами КосостепскойКомячейки и представителями вышестоящих, контролирующих органов. Причиной конфликта стало не исполнение сроков сбора хлебной разверстки. В результате обсуждения прошедшем на партийном собрании 27 декабря выяснилось, что Косостепской Волисполком распорядился организовать «отряд по умолоту хлеба» и выполнить разверстку хлеба с 15 по 25 декабря. Горелышев препятствовал исполнению распоряжения Волисполкома утверждая, что разверстка с Косостепской волости снята. Члены ячейки, как лица обязанные при проведении разверстки подчиняться указаниям Горелышева – Уполномоченного Иркутского Райпродкома, приостановили свою деятельность. На собрании принято решение считать поступок Горелышева «саботажем» и сообщить о данном факте в Верхоленское Полит – Бюро.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57